25.07.2016

«Чаю попили — всех победили!»

Больше месяца назад завершился Великорецкий Крестный ход, но чем дальше от него, тем ближе Крестное шествие грядущего года, и паломники, и те, кто помогают крестоходцам преодолеть путь к Великой, уже потихоньку, кто мысленно, а кто деятельно, начинают готовиться к нему. Заботы о новом Крестном ходе несет и организатор палаточного лагеря паломников города Слободского Александр Николаевич Рязанов, с которым мы познакомились в Великорецком у самовара.

Самовар этот уже третий год радует народ горячим чаем, которым без всякой платы угощают паломников на празднике в Великорецком слобожане. С утра до вечера, спускаешься ли ты к берегу Великой или поднимаешься к монастырю, на обочине под березками дымится на столе огромный пузатый барин-самовар, а улыбчивые красные девицы с добрыми молодцами разливают по чашкам ароматный чай, угощают сахарком и сушками.

Далеко слышно, как бойкий хлопец в косоворотке и картузе звонко выкрикивает веселые частушки про слободской чай:

«Слободские наши люди
и добры, и веселы.
Вкусным чаем угощают,
Баранки дарят от души!

Чай с мелиссой попивая
молвила подружка:
"Чай хорош, налей еще,
Маловата кружка!"

Старинный город Слободской
За Православие горой:
Полгорода в Крестный ход идет,
Полгорода за них чай пьет!

Чай не пили - трудности были.
Чаю попили - всех победили!»

Надо видеть, как расцветают при этих словах лица усталых людей, спешащих на берег Великой, особенно вечером, накануне праздника, когда паломники еще не сбросили рюкзаки, а ноги гудят от пройденных километров. В этом году к восторгу паломников к кружке чая каждому вручался блин, выпеченный тут же на армейской плите! Отведав душистого чаю, мне захотелось поблагодарить того, кто не только придумал знатное угощение, но год от года делает его еще вкуснее.

Так я узнала, что идея с самоваром родилась у жителя города Слободского Александра Николаевича Рязанова. В 90-е годы он создал свое предприятие по выпечке хлеба на дровах, сейчас является директором ООО «Эдельвейс-2», а первое образование у него творческое ‒ эстрадно-джазовое отделение училища искусств. Творческая жилка проглядывает во всех проектах, которыми занимается Рязанов - от угощения для паломников до строительства храма в вятской деревне Казань.

Крестный ход для Александра Николаевича - дело семейное. Он сам ходит на Великую больше 10 лет, вместе с ним идут его дети, брат, друзья. Они ‒ первые помощники в устройстве лагеря. Мысль о палаточном городке родилась у Рязанова в тот памятный для крестоходцев год, когда дождь шел непрерывно все шесть дней пути. Кружка кипятку и крыша над головой - это то, о чем мечталось тогда под ливнем. «Вокруг меня тысячи промокших, продрогших людей, - вспоминает Рязанов. - Всем я помочь не могу. Ну хотя бы некоторым, хотя бы землякам - постараюсь!»

В первую очередь, помощь требуется самым слабым - мамам с детьми, стрикам, малоимущим. Им нужна крыша над головой, горячая еда, условия для гигиены. Хорошо бы устроить небольшой лагерь, но как это сделать? Рязанов пришел в Администрацию, попросил поднять Соглашение о сотрудничестве с Вятской епархией, подписанное давно, но лежавшее без движения, и в рамках этого документа организовать на общественных началах первый палаточный городок для крестоходцев из Слободского. Причем места в этом лагере должны были распределять среди наиболее нуждающихся в помощи прихожан священники.

Начинали с нуля, бюджета не было, искали кастрюли, просили слобожан поделиться крупами, домашними заготовками. Первые палатки собирались «с миру по нитке», были среди них и дырявые, которые зашивали своими руками энтузиасты во главе с Александром Николаевичем. В 2009 году впервые у села Монастырского, после второго дня пути, самого длинного по пройденным километрам, был раскинут лагерь паломников города Слободского.

Попавшие в лагерь крестоходцы сердечно благодарили организаторов, но те, кто не попал, встретили инициативу слобожан в штыки, негодуя, почему еда не раздается всем подряд? Но такой возможности у Рязанова и его команды не было, и тогда Александр Николаевич спросил совета у митрополита Марка. Тот одобрил инициативу слобожан, сказав, что она еще послужит примером для других.

Но все же болела душа у Рязанова о «непригретых» паломниках, и как-то, посоветовавшись с Евгением Анатольевичем Рычковым, главой Администрации Слободского, много лет ходившим Крестным ходом, он придумал угощать крестоходцев горячим чаем. Был куплен 50-литровый самовар, найден самый вкусный чай - с земляникой, и дело пошло. Угощение дало потрясающий эффект - таких сердечных благодарностей организаторы чаепития в свой адрес никогда не слыхали.

Надо сказать, что в нынешнем году работу лагеря, принявшего 240 слобожан, обеспечивали 30 волонтеров. Для отработки взаимодействия добровольцев проводились специальные тренинги по сборке - разборке палаток, по психологической подготовке, по мастерству блинопечения. Кроме традиционного чая с сушками слобожане придумали угощать всех блинами, и надо было научиться их быстро печь. В день праздника волонтеры поставили рекорд: на 6 сковородах за 16 минут поджарили 50 блинов! А всего гостеприимные слобожане напекли около 3000 блинов, приготовили 1600 литров чаю.

В этот раз после праздника в Великорецком Александр Николаевич впервые за последние годы не пошел вместе с Крестным ходом в обратный путь, а поехал в деревню Казань, чтобы встретить 20 студентов, приехавших туда потрудиться на строительстве храма во имя Казанской иконы Божией Матери.

Возвести в деревне новый храм на месте сгоревшего в 1980-е годы - тоже идея Рязанова. Александру Николаевичу приглянулись эти места на самой окраине вятской земли, и он приобрел домик в деревушке Казань, а заинтересовавшись историей края, выяснил, что по соседству с его двором стояла до недавнего времени деревянная церковь, последнего священника которой в 1930-е годы посадили «за религиозную агитацию».

Испросив благословения митрополита Вятского и Слободского Марка, Рязанов с бригадой мастеров принялись за дело. Три года шло строительство новой деревянной церкви, и, наконец, пришла пора устанавливать иконостас. В этом Рязанов пригласил поучаствовать студентов Кировского художественного училища. Ребята с задачей справились: иконостас занял свое место, кроме того, они спроектировали и начали строить беседку, скамьи, разбили клумбы на прихрамовой территории, а еще написали картины с видами церкви. Хоть художникам и трудновато приходилось в первые дни по приезде - очень уж донимали комары, но по окончании пленэра уезжать студенты не хотели.

20 августа в Казанской церкви состоится важное событие - будет отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавит владыка Марк.

«Храм пока не освящен, митрополит будет служить на антиминсе, который привезет с собой. Еще много нужно успеть сделать до праздника внутри церкви, приобрести различные богослужебные предметы в алтарь, но это радостные заботы, - рассказал Александр Николаевич. - Ждем на Литургию много гостей из окрестных деревень и дальних мест. В Казани сохранилось старинное кладбище, поэтому на праздники: Казанскую и Троицу к нам люди и так приезжали, но теперь есть возможность молиться в храме и остановиться в доме паломника, для которого мы восстановили столетнюю избу, сохранив полати, сундуки, печь. Будем привлекать людей и туризмом, и паломничеством. Главное, что из глухого места наше село постепенно превращается в живое, жизнь возрождается».

P.S. Инициатива Рязанова по устройству палаточного лагеря для паломников спустя несколько лет все же нашла единомышленников. Как говорится, "Ворчанием наскучишь, примером научишь". Вместо того, чтобы ворчать и жаловаться на недостаток заботы со стороны неведомого "доброго дяди", крестоходцы сами налаживают контакты с местными благочиниями и администрацией своих городов, организуя "адресные" палаточные городки. Летом 2016 года в Великорецком были развернуты передвижные лагеря для прихожан Кирово-Чепецка, Уржума, других городов Вятской митрополии.

Анна Бархатова

По материалам сайта: http://ruskline.ru

Фото

Возврат к списку