10.08.2016

Палехская иконопись снова на Вятке

Милостью Божией Преображенский женский монастырь г. Вятки украсили шесть новых палехских икон: преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Виктор (Островидов), икона преподобного Сергия Радонежского и преподобного Нила Столобенского, икона великомученика и целителя Пантелеимона и святителя Луки Войно-Ясенецкого, святого мученика Вонифатия, Преподобного Михаила Малеина. Стараниями благотворителей также установлены новые деревянные киоты.

Обретение образа святого преподобного Михаила Малеина особо значимо для насельниц Преображенского монастыря. Дело в том, что по преданию, в 1628 г. икона преподобного была пожертвована обители царем Михаилом Федоровичем. Образ был редким, единственный в Хлынове. Многие этапы в жизни этого образа совпадают с историей Преображенского монастыря. Разрушительные пожары в обители (а их было пять – в 1632, 1635, 1679, 1682, 1696 гг.) на протяжении XVII в. пощадили древний образ, хотя в огне погибло немало церковного имущества и значительная часть монастырского архива. За четыре века существования древнего образа авторская живопись претерпела несколько поновлений. Самое раннее из них относится к августу 1696 г., когда икона была поновлена суздальским иконником. Каждый год, 12 июля, после Литургии перед иконой совершался молебен с каноном преподобному Михаилу Малеину.

В годы Советской власти городские власти то и дело посылали в монастырь комиссии «на предмет обследования и уплотнения населения». В течение 1918–1919 гг. Советские органы власти г. Вятки начали активно перестраивать монастырь под учреждения и жилье. Вскоре встал вопрос о закрытии храмов обители. Следующий шаг на пути к уничтожению монастыря – решение Комиссии по изъятию церковных ценностей (согласно Декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г.) о передаче их в пользу голодающих. При изъятии церковных ценностей 11 марта того же года была составлена опись имущества храмов обители, которая подтверждала, что образ преподобного Михаила Малеина, находившийся все это время в ризнице, подлежал изъятию в числе остальных предметов и сдаче его в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.

22 января 1928 г. икона преподобного Михаила Малеина переехала в Успенский собор г. Вятки. 20 февраля 1929 г. образ святого Михаила Малеина был перевезен из Успенского собора в помещение Губмузея. Но и там икона долго не задержалась. 25 мая 1929 г. из Губернского комитета по делам музеев она была передана художественному отделу государственного областного музея. Весной, по благословению настоятельницы Преображенского женского монастыря игуменьи Софии (Розановой), были сделаны снимки образа святого Михаила Малеина, хранящегося в музее им. Васнецовых. По этим фотографиям и писалась новая икона. 

Пресс-служба Вятской Епархии

____________________________________________________________________________________________________

Палехская иконопись всегда славилась особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.

В основе стиля палехской иконы лежат традиции древне-суздальской школы и некоторые особенности московской иконописи 15-16 в.в.

Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.

Фото

Возврат к списку