12.11.2016

Мастер-класс на эту тему: Как говорить с родителями о духовно-нравственном воспитании детей?

По просьбам педагогов публикуем текст к презентации, которую можно найти на сайте nvdemidova.ucoz.ru/

Сегодня мы с вами будем говорить о главном — о наших детях, потому что они — наше будущее. Когда родителей спрашивают о том, каким они хотят вырастить своего ребёнка, те отвечают примерно одинаково: «Мы хотим, чтобы он был здоровым и умным, успешным и счастливым!». «А что для этого нужно?» Родители чаще всего отвечают: «Деньги и образование».

Что ж, давайте представим, что проблем в этом отношении нет. Денег достаточно, самое прекрасное образование наш ребёнок получил и занял пост министра финансов Московской области. Но! Во всех выпусках новостей только о том и говорят, что его разыскивает Интерпол, поскольку он «обвинён в мошенничестве на 11 миллиардов рублей». Счастлив ли он? Счастливы ли его родители?

Обратите внимание, это не единичный реальный случай. «Глава Республики Коми арестован по обвинению в организации преступного сообщества и мошенничестве...». «Сообщества» — с ним ещё 15 чиновников арестованы. Подобных примеров, к сожалению, немало.

Здоровье, ум, образование, удача, деньги — все было. Почему же человек стал преступником? А потому, что мы забыли про воспитание сердца! Оказывается, доброту, честность, благодарность, уважение, терпение, милосердие, сострадание надо воспитывать! Вот это и есть духовно-нравственное воспитание. В 1990-х годах про него в школе практически забыли, главным стало знание наук.

Работа над ошибками проводится сегодня на уровне государства. Принят новый стандарт образования, в котором говорится: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации…». Стандарт говорит и о приоритете воспитания над знанием: «Личность не свободна, если она не отличает добро от зла. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личное развитие».

Как же воспитать ребёнка добрым, честным, достойным человеком? Это и есть предмет нашего разговора.

* * *

Начнём с того, что воспитателем № 1 является всё-таки семья, и начинается воспитание ребенка еще до его рождения. Недаром будущей маме советуют любоваться красотой, слушать спокойную музыку… Когда ребёнок появляется на свет, ему, как воздух, необходимы колыбельные песни, поговорки, прибаутки, частушки, былины, небылицы, загадки, сказки, потому что это средства народной педагогики. Это целая система воспитания детей с помощью литературы и искусства, выверенная веками. Особая ценность её в том, что законы поведения подаются в фольклоре ненавязчиво.

Отбор информации очень важен для становления системы ценностей ребёнка. Как вы думаете, влияют ли на формирование детской души содержание сказки и иллюстрации? Безусловно. Вот вам пример — сказка «Кот в сапогах». Сказка одна, а рисунки художников в изданиях совершенно разные. Дети говорят: «Справа — кот добрый, слева — злой». Задумаемся: какие сказки, рисунки мы выбираем?

Выбор сказки, игры, игрушки — это создание модели мира и будущей жизни нашего ребёнка. Через игру он осваивает мир, пробует себя в роли строителя, мореплавателя. Посмотрите, как девочка играет с пупсом. Она пробует себя в самой главной роли — матери. Девочка учится заботиться о тех, кто рядом: кормит и пеленает малыша, поёт ему колыбельную. К чему приводит такая игра? К стремлению создать настоящую семью. В связи с этим задумаемся: почему не принято было играть со смертью? Потому что такая игра до добра не доведёт.

Но сегодня, к сожалению, игры со смертью становятся обычным занятием детей. Самые популярные куклы — серия Monster High (переводится на русский язык как «школа уродов»). Рассмотрите хотя бы одну из них внимательно: у неё зубы вампира (имя «Дракулаура» говорит само за себя); любимые цвета одежды — черный и фиолетовый; на её зонтике, на расчёске, на дневнике — эмблема смерти, череп… А если открыть дневник любой из кукол и почитать, то выяснится их суть: тьма, смерть, непослушание. Именно этим и делятся куклы-монстры с нашими девочками.

Игрушка — великое изобретение. Через неё можно передать детям знания и опыт предыдущих поколений. Взгляните на это чудо — фотографию такой куклы я сделала на одной из выставок рукодельной игрушки. В чём суть? Педагог дал детям в руки лоскутки цвета радуги, каждый ребёнок сотворил свою маленькую куколку, а потом их соединили в одну большую. Через неё в душу ребёнка входят такие жизненные ценности, как мир, взаимовыручка, дружба…
Что дают игры с незамысловатыми и, может быть, старомодными игрушками? Послушайте, что говорят специалисты про самую обыкновенную матрёшку: игра с ней совершенствует восприятие, память, воображение; способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания; даёт первые математические навыки, основы сюжетной игры, представление о семье, послушании…

Самые дорогие игрушки — рукотворные. Почему? Они дают возможность стать творцом, наследником культуры народа, вводят в традицию, а ещё знакомят ребёнка с природным материалом. Они развивают душу ребёнка: внимание, ум, терпение, дружелюбность, сердечность, находчивость… Могут ли эти качества души выйти из моды? Мудры те родители, которые приводят ребёнка в студии ремёсел, рукоделия.

Игра — это моделирование жизни. Разные игрушки — разные модели жизни. С пупсом можно играть в дочки-матери. А получится ли куклу Барби пеленать? Нет. В этом случае сама кукла диктует условия игры и лексику: «вечеринка», «шопинг», «партнёр Кен», который, кстати, так на Барби и не женился, хотя эта кукла популярна уже более 50 лет.
Давайте посмотрим на игры мальчиков. Оловянные солдатики — освоение стратегии и тактики боя. В такой игре вырастает будущий защитник. А если заменить солдатиков новомодными монстрами-трансформерами? Тогда ребёнок вживается в этот образ, осваивает совсем иную модель поведения. И кого мы получаем — защитника или агрессора? И куда он приложит свои «умения»? Вот и задумаемся над сломанными скамейками в наших дворах.
Особое внимание необходимо обратить на компьютерные игры. Модель мира и будущей жизни в них какая? Условия игры: «Надо убить 46 человек, и мне дадут 1000 долларов…». Это защитник или убийца? Если задание выполнено, ребёнок радуется. Чему радоваться при таких условиях?

Наиболее популярны игры, герои которых — вампиры, монстры, привидения, пришельцы из космоса. Как вы считаете, это силы добра или зла? Наши предки называли их нечистой силой. А ведь «что посеешь, то и пожнёшь» — есть такая закономерность. Специалисты отмечают, что, если внутренний мир ребёнка формируется под воздействием компьютерных игр, то зачастую человек растёт индивидуалистом, эгоистом, у него нет умения общаться и находить общий язык в коллективе. Он стремится только повелевать, как в игре. «С кем поведёшься…».

Беда ещё и в том, что дети реагируют на игру не как взрослые: у них не развита душа, пока нет защиты от агрессивной среды. В результате происходит разрушение психики, развитие жестокости, снижение умственных способностей. Учёные говорят, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение. Зато останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Комментарий психолога: «Два часа за компьютером в день — это уже плохо!». Почему? Потому что велик риск попасть в игровую зависимость. Хотя игры виртуальные, последствия зависимости реальные: «21.11.2015. Новосибирский школьник убил подростка из-за компьютерной игры…», «10.10.2016. Убивший сверстника 13-летний красноярский школьник увлекался видеоиграми…».

* * *

Детство — время формирования системы ценностей. Приоритеты некоторых детей перед вами: «Школа — муть, урок — фигня, компик, я люблю тебя!». Исходя из этого, учитель — уже не тот, кто даёт знания, а тот, кто мешает получать удовольствие от игры. Ловушка, в которую попали некоторые сегодняшние дети, была описана в книге про Незнайку: если мальчики не хотели учиться и трудиться, они получали билет на остров развлечений, а там постепенно превращались в животных. Разве у нас не то же самое происходит? Если главное в жизни — развлечения и удовольствия от экрана, то в результате человек теряет границу между миром реальным и виртуальным. Тогда исчезает ответственность за поступки, жестокость не воспринимается как жестокость, виртуальная смерть не волнует. Исчезают моральные нормы — человек становится аморальным.

Держава с аморальным и дебильным населением может ли быть великой? «Россию превращают в страну дураков…» — к такому выводу пришёл академик С. Капица «Чья-то цель — сделать Россию страной дураков — почти осуществилась…» — поддержал Капицу академик А. Лиханов. Речь о том, что информация стала оружием, идёт и в «Стратегии национальной безопасности РФ», которую представил наш Президент 31 декабря 2015 года. Оказывается, мы живём в условиях войны нового типа. Главное в ней — не танки, а информация, направленная на изменение взглядов и мышления. Это не война компьютерщиков между собой, это запуск программы, провоцирующей самоуничтожение нации.

Эта программа может быть такой:

1) Меркантилизация — преувеличенное внимание к деньгам.
2) Вестернизация — преувеличенное внимание к физической силе.
3) Сексологизация — преувеличенное внимание к вопросам пола.
4) Танатизация — преувеличенное внимание к смерти.
5) Демонизация — преувеличенное внимание к нечистой силе. Если дать такое «питание» сердцу, то есть ограничить игры детей подобной тематикой, то о статусе великой державы можно забыть.

Что же мы хотим видеть в отношениях между детьми? Красоту, теплоту, терпение, дружелюбность. Посмотрите, пожалуйста, на обложку весьма популярного у девочек младшей школы журнала. Обложка обычно показывает самое интересное, привлекательное. Мы видим красоту, дружелюбность? А ведь это тоже источник «питания» для сердца, только отравленный.

Что происходит в мире игр и игрушек? Этой проблемой занимается В.В. Aбраменкова, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, зав. лабораторией социальной психологии детства, профессор МГППУ. С книгами этого автора родителям стоит познакомиться. Итак, что происходит с душой ребёнка во время компьютерной игры? Давайте заглянем во внутренний мир человека. Ум, воля, чувства, захвачены игрой, взяты в плен. Детей невозможно оторвать от экрана, они даже гулять отказываются; заповеди «не убий» и другие нарушены игрой: фундамент души — стыд и совесть — расшатан. Итог — виртуальное преступление, бесчувствие, от которого один шаг до преступления реального. Не забывайте, «что посеешь, то и пожнёшь».

Где же выход из этой ситуации? В школе появились новые уроки: в начальной — ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), в основной — ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Их цель — профилактика правонарушений и преступлений, воспитание. Но одного урока в неделю для преодоления безнравственности, конечно же, мало. Без участия семьи усилия школы будут бессмысленны. Уважаемые родители, помогите своим детям! Верните в мир детства общение с вами, с книгой, с природой, спорт, чтобы дети поняли: жизнь гораздо ярче и интереснее, чем примитивные удовольствия от гаджетов.

Приобретая игры и игрушки, не забывайте про особые требования к ним:

а) педагогические — чему научат? какие разовьют умения, способности? К примеру, мяч, скакалка укрепят физически. А трансформер, превращающийся из человека в монстра и наоборот?
б) Психологические и нравственные требования к играм и игрушкам — какие чувства пробудят? возможно ли коллективное использование? (Настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Ведь именно в игре как совместной деятельности складывается умение сотрудничать, соотносить свои действия с действиями другого, договариваться в спорной ситуации, сопереживать.
в) Эстетические — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает вульгарные представления?

В заключение хочу напомнить цитату Д.С. Лихачёва о значении духовно-нравственного воспитания: «Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и прочее. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путём — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, языков (даже если их в будущем не придётся применять в жизни)».

Будущее наших детей сегодня под вопросом. Каким оно будет, зависит от нас. Если мы всё-таки хотим воспитать детей добрыми, честными, достойными людьми, то необходимо сотрудничество семьи и школы, необходим настрой на терпение и труд, а «терпение и труд всё перетрут».

миссионер храма мцц.Веры, Надежды, Любови и Софии
Надежда Демидова

Фото

Возврат к списку