31.03.2017

На Вятке открылась выставка, посвященная памяти архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина

К 155-летию Ивана Аполлоновича Чарушина 30 марта в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых открылась выставка «Дом ”Ч”. Художники Чарушины. Вятка-Санкт-Петербург».

Наследие архитектора для православной Вятки грандиозно – по проектам И.А. Чарушина в губернии было воздвигнуто 165 храмов, из которых 98 – деревянные. И эта цифра еще не включает многие старинные церкви, реконструированные Иваном Аполлоновичем.

Выставка «Дом ”Ч”» - памяти родоначальника

Выставка «Дом «Ч». Художники Чарушины. Вятка-Санкт-Петербург» посвящена 155-летию выдающегося вятского архитектора И.А. Чарушина (1862-1945). Экспозиция «Дом «Ч». Художники Чарушины» объединяет Вятку и Санкт-Петербург, где в настоящее время проживают петербургские художники-потомки выдающегося вятского архитектора и инженера Ивана Аполлоновича Чарушина.

На выставке представлены в основном академические работы И.А. Чарушина, а также макеты зданий, построенных до 1917 года в Вятской губернии, в том числе «Площадь и храм Иоанна Предтечи с домом-усадьбой архитектора И.А. Чарушина».

Организаторами выставки выступили Министерство культуры Кировской области, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Вятское общество имени архитектора И.А. Чарушина.

На торжественном мероприятии присутствовала правнучка выдающегося вятского архитектора – художник и писатель Наталья Никитична Чарушина-Капустина. Свое выступление гостья из Санкт-Петербурга начала со слов благодарности:

- Честно говоря, для меня огромный сюрприз, что сегодня на открытие выставки пришло столько людей. Это значит, что фамилию Чарушиных на Вятке помнят и будут помнить, благодаря этой выставке, - сказала Наталья Никитична. – Художник жив, пока его имя помнят. Огромное спасибо Светлане Михайловне Бушмелевой и всем организаторам выставки за их колоссальный трепетный труд. Выставка оказалась светлая, и хочется, чтобы тот труд, та энергетика, которая есть в работах семьи Чарушиных, кому-то помогла, кого-то направила, кого-то заставила задуматься над своим будущим и осталась в памяти вятчан добрым и светлым моментом.

Наталья Никитична Чарушина-Капустина на встрече также передала слова благодарности Л.Б. Безверховой:

 «Вятку своего прадеда я узнала от Людмилы Борисовны Безверховой и сегодня передаю ей за это большой поклон. Иван Аполлонович в нашей семье – истинный родоначальник, он настоящий начальник рода, он задал ту линию, тот твердый духовный стержень за счет того, что очень много ему пришлось в жизни пережить. И эта стойкость, видимо, кочует по нашим генам».

Председатель «Вятского общества им. архитектора И.А. Чарушина» С. М. Бушмелева процитировала на встрече самого Ивана Аполлоновича одно из его писем: «Мы вспоминаем, что 1917 год был трагическим для судьбы этого человека, но в 1919 году он пишет в письме Николаю Георгиеву Машковцеву: “Моя мечта поехать по губернии с фотоаппаратом, поработать в ней над собиранием всех архитектурных сокровищ в этих условиях осуществилась бы, а сокровищ этих наша родная губерния хранит немало”.

«Можете представить 1919 год, и в этот период мечту архитектора. Высшая похвала от нас, потомков, оценка того, насколько этот человек был высок духом», - отметила Светлана Михайловна.

Высоко оценил выставку архитектор Геннадий Михайлович Безверхов:

- Мы сегодня являемся созерцателями уникальной династической художественной выставки в России. Студентами кафедры архитектуры был сделан макет Троицкого собора, выполненного архитектором Чарушиным. И утрата Троицкого собора, взорванного при жизни архитектора, стала большой трагедией для Ивана Аполлоновича. И.А. Чарушина можно рассматривать как архитектора двух веков: до революции и после трагических событий. Но сегодня Чарушин пришел к нам в XXI век, потому что многое еще сокрыто, не открыто его градостроительное мышление. В Елабуге, Сарапуле, Ижевске и сейчас стоят здания, архитектурные жемчужины, выполненные по проектам Чарушина. Взгляните сегодня на Вятку – самые замечательные архитектурные объекты стоят там, где их поставил Иван Аполлонович Чарушин.

Пока живет архитектура, мы будем помнить это имя. Выставка нам предоставляет ряд открытий. Представьте себе, Иван Аполлонович имеет царские ордена за свою службу, и при этом взрывается его детище – Троицкий собор. Тем не менее, Иван Аполлонович находит в себе силы, и в 27-м году получает звание героя труда. Это был честнейший человек своего дела, это был человек, который служил долгу великой миссии архитектора. Такой основательный к делу подход для архитектора важен, тем более, что у нас сегодня здесь присутствует плеяда новых молодых градостроителей-архитекторов Вятского государственного университета. Мы надеемся, что в будущем представленная на макете площадь при церкви Иоанна Предтечи вновь будет воссоздана в городе в прежнем виде и будет названа именем Ивана Аполлоновича, мы надеемся, что откроется музей имени Чарушина.

Владыка Марк рассматривал вопрос возможности воссоздания Федоровской церкви на берегу Вятки, где сегодня стоит деревянный храм на намоленном месте – был такой разговор с Его Высокопреосвященством. У нас и сегодня хранятся многие исторические чертежи и работы. Мы, архитекторы, в свою очередь стараемся сохранить наследие Ивана Аполлоновича, воссоздать те жемчужины, которые у нас еще сохранились. Сегодня готовится книга Людмилы Борисовны «Архитектурные этюды», первый раздел которой будет называться «Храмы и города», второй раздел – «Архитектор двух веков», посвященный Ивану Аполлоновичу, и третий – «Взгляд и размышления». В юбилейный год также будет представлен календарь с рабочими чертежами И.А. Чарушина, набор открыток с жемчужинами архитектуры. В этом направлении воссоздания наследия также не мало потрудился современный архитектор Е.Л. Скопин. Мы всегда говорим, что Иван Аполлонович и Чарушины с нами.

Династия художников

В собрании Вятского художественного музея наиболее полно представлено творчество сына И.А. Чарушина – советского художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. В рамках данной династической выставки можно увидеть литографии и автолитографии Евгения Чарушина из фондов Вятского художественного музея и фарфоровые статуэтки, созданные по эскизам Е. Чарушина на Ленинградском фарфоровом заводе. Сегодня уже бесспорным является тот факт, что творчество Евгения Чарушина – это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги в России.

Сын Евгения Ивановича Никита Евгеньевич Чарушин продолжил анималистическую тему в творчестве, оставаясь преданным традициям ленинградской школы книжной графики. На выставке представлены работы народного художника России Н.Е. Чарушина из собрания ВХМ и семьи Чарушиных-Капустиных (г. Санкт- Петербург). В частности, экспонируются иллюстрации к его книге «Невиданные звери», к книге Е.И. Чарушина «Моя первая зоология», к произведениям Н. Сладкова, С. Образцова, В. Бианки, И. Соколова- Микитова и др.

Сегодня вятскую живописную ветвь в Санкт-Петербурге продолжают художники Наталья Никитична и Евгения Алексеевна Чарушины-Капустины. Как и их великие предки, они посвящают свое творчество темам природы, животного и растительного мира и продолжают активно работать в жанре детской книги, создавая высокохудожественные иллюстрации к собственным произведениям и к книгам других писателей-«природников». «Дом Чарушиных» бережно хранит наследие предков и продолжает держать высокую планку мастерства и творчества.

Как отметила С.М. Бушмелева, буква «Ч» в названии выставки символизирует «Дом Чарушиных» многогранно, это и честность, и человеколюбие, присущие выдающемуся архитектору и его потомкам, унаследовавшим художественные дарования. 

Площадь при церкви Иоанна Предтечи – памятник градостроительного искусства

В центре выставки представлен макет архитектурного ансамбля площади Предтеченского храма, здания которого связаны с жизнью и творчеством известного вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

Архитектурным студенческим центром Вятского государственного университета под научным руководством Л.Б. Безверховой была проведена серьезная научно-исследовательская работа по реконструкции Архитектурного ансамбля площади Иоанна Предтечи в города Вятки, который включает церковно-приходскую школу, построенную по проекту И.А. Чарушина, и дом Ивана Аполлоновича.

Примечательно, что площадь Иоанна Предтечи – одна из старейших площадей города Вятки, ее возникновение относится к Петровским временам. В 1711 году в слободке за старым земляным валом, в конце Воскресенской улицы была поставлена церковь, которую освятили во имя Иоанна Предтечи. В 1719-м рядом с первым деревянным возвели каменный храм. За свою почти 300-летнюю историю церковь претерпела многочисленные перестройки по усовершенствованию, утраты советского периода, дошла до нас в воссозданном виде. Храм Иоанна Предтечи – памятник архитектуры XVIII века, по мысли архитекторов, является идейной и архитектурно-композиционной доминантой площади.

В конце XVIII века площадь при церкви Иоанна Предтечи получила правильные геометрические очертания. Согласно утвержденному Екатериной II в 1784 году плану перепланировки Хлынова-Вятки Иоанно-Предтеченская площадь стала одной из десяти прихрамовых площадей города. С северо-востока площадь примкнула к пересечению улиц Царево-Константиновской и Пятницкой, что обусловило ее угловое архитектурно-пространственное решение. В начале XIX века строится двухэтажный полукаменный дом на Царево-Константиновской (ул. Свободы, 54б), который «закрепил» собой северо-западный угол площади.

Следующий к востоку двухэтажный полукаменный дом на Пятницкой (ул. Пятницка, 15) был построен в 1802 году, позднее перестраивался после пожара. В 1895 году его приобрел архитектор И.А. Чарушин. В 1897-м Иван Аполлонович расширяет здание, пристроив с западной стороны дополнительные помещения, совершенствует техническое и архитектурное решения. Через десять лет к основному объему пристраивается северное крыло – летняя комната.

В 1820-е годы на Пятницкой (ул. Пятницкая, 11) был построен каменный двухэтажный дом притча, который «закрепил» собой угол юго-восточной стороны площади. К середине XIX века на территории церковно-приходской школы построен жилой дом на Пятницкой (ул. Пятницкая, 13).

В конце XIX – начале XX века архитектурный комплекс площади был сформирован. В сложившемся архитектурном ансамбле доминирующий объем – церковь Иоанна Предтечи контрастно подчеркивали жилые дома, решенные в едином классическом стиле. Женская церковно-приходская школа (ул. Пятницкая, 9), построенная по проекту И.А. Чарушина в 1903 году на участке, принадлежащем Иоанно-Предтеченской церкви, органично вошла в ансамбль площади.

Главные дома усадеб обывателей и церковного причта ставились по красной линии, закрепляли углы площади и составляли единый архитектурный ансамбль. Классический стиль зданий определялся образцовыми проектами, по которым велась застройка Вятки в период Царской России согласно генеральному плану.

Современные архитекторы, занимавшиеся этим вопросом, утверждают, что архитектурный ансамбль XVIII – начала XX века Иоанно-Предтеченской площади дошел до наших дней без существенных потерь и представляет ценность, как памятник градостроительного искусства, который важно сберечь и сохранить для будущих поколений.

Выставка «Дом ”Ч”. Художники Чарушины. Вятка-Санкт-Петербург» будет работать до 30 апреля 2017 года. Место проведения: Выставочный зал, ул. К. Либкнехта, 71.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку