01.05.2017

Протоиерей Олег Стеняев: «Ко всем людям относиться так, как ты относишься к своему другу»

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в минувшие выходные, 29 и 30 апреля, в городе Кирове состоялись творческие встречи с известным писателем и священником протоиереем Олегом Стеняевым на тему «Библия как книга Церкви».

В субботу, 29 апреля, священник-богослов встретился с прихожанами храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова. В беседе отец Олег рассказал о Библии – самой читаемой на земле книге. Еще больше православных слушателей собралось на встречу с известным миссионером в воскресный день в Большом зале библиотеки имени Герцена. Рассказывая о Священном Писании, протоиерей Олег Стеняев в ходе беседы затронул различные духовные вопросы, ответы на которые было полезно услышать православным верующим.

Рассказывал о жизни в духе и сплоченности православных общин, бытовавших на Руси в минувшие века, богослов обратил внимание, какие уроки из истории можно заимствовать современному приходу.

«Сила общины – это единство прихожан с пастырем, –подчеркнул протоиерей Олег Стеняев. – Когда я готовился стать священником, ставленническую исповедь проходил у архимандрита Кирилла (Павлова), который недавно скончался и который почитаем всей нашей Церковью. И когда я проходил исповедь, он у меня спросил: “У тебя есть друг, лучший друг?”. Я говорю: “Есть. Мы с детства дружим”. И он полчаса меня расспрашивал, в чем заключается эта дружба. Я уже стал сомневаться, может, что-то в моем решении не так. Он все выслушал, потом говорит: “Ты станешь нормальным священником, если теперь ко всем людям будешь относиться так, как ты относишься к своему другу, стараться понимать каждого так, как ты понимаешь его”. А он такие вопросы задавал: “если он ночью придет, то ты его примешь?”, “если ты занят совершенно, а ему нужно с тобой срочно поговорить?”, “ у него деньги все кончились, и у тебя нет их, ты будешь что-то думать?” Полчаса продолжались подобные вопросы, а потом приблизился ко мне и говорит: “Когда станешь священником, - ко всем людям так будешь относиться”. Вот это очень нужно. Поэтому единство общины – это и есть единство народа Божия и паствы. А сами мы, священство, пастыри, составляем единство в объединении с нашим архиереем. Это также община, в которой действуют те же самые духовные законы».

После духовно-просветительской лекции отцу Олегу от слушателей поступали различные вопросы, касающиеся выбора толкований Библии, организации миссионерской деятельности на приходах и многие другие. На вопрос о том, к каким толкованиям Библии лучше обращаться при изучении Священного Писания, лектор обратил внимание на книги издательства «Герменевтика». По словам протоиерея Олега Стеняева, издательство выпускает виды Библии различного формата, и в этих книгах представлены комментарии святых отцов, подвизавшихся с I по VIII век, многие из этих комментариев впервые издательством переведены на русский язык.

В завершении лекции клирик Великорецкого подворья Трифонова монастыря иеромонах Николай (Белев) выразил отцу Олегу от слушателей благодарность за полезную лекцию и обратился к нему как опытному миссионеру с просьбой поделиться опытом выстраивания диалога с представителями ислама и иных религий, рассказать о том, какие острые проблемные вопросы встречаются при таком диспуте.

«Самая проблемная ситуация – это наша агрессивность, которую мы должны в себе изживать, общаясь с людьми других вер, сектантами и еретиками, - сказал протоиерей Олег Стеняев. – Святые отцы считали, что если православный испытывает агрессивное чувство по отношению к еретикам, то это дьявольское бесчеловечие, сатанинское бесчувствие. Я процитирую, святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на работу, которая называется “Беседы о статуях” пишет, обращаясь к православному, который брезговал общаться с еретиками: “И не говори мне таких бессердечных слов, что у тебя нет с ними ничего общего. Ничего общего у тебя нет только с дьяволом. С каждым же человеком мы имеем даже очень много общего: населяем одну и ту же Землю, питаемся одной и той же пищей, имеем Одного Отца Небесного, не говори, что у тебя нет с ними ничего общего, ибо это дьявольское бесчувствие, сатанинское бесчеловечие”. Святые отцы советуют: помоги еретику добрым словом, добрым делом. Ведь если в городе найдется с десяток людей, которые озадачили себя спасти заблудших, то вскоре весь город процветет в правоверии. Иными словами, по Златоусту: если миссия имеет агрессию, то это сатанинское бесчеловечие, но если мотивация миссии – из чувства любви призвать других людей в радость Православия – люди сами это почувствуют. И став православными, они ощутят, что вами двигало хорошее горячее религиозное чувство».

Активное участие в дискуссии также приняли студенты Вятского Духовного училища. Будущих священников, в частности, интересовали вопросы, связанные с организацией миссионерства на приходе.

На вопрос студента ВДУ Дениса Шубина о том, как грамотно создать миссионерский кружок и вести миссионерскую деятельность среди молодежи, отец Олег, поделившись опытом, дал совет обращать внимание на тех мальчиков и девочек, которые по достижении 14, 15, 16 лет не покинули храм, а остались при церкви: «Многие из них стали алтарниками, чтецами, певчими – то есть остались при храме в основном все те дети, которые задействованы в церковном служении. Вот и ответ на вопрос: ребенок не может оставаться статистом, который наблюдает процесс». По слову лектора, если ребята в этот свой возрастной период остались при храме, при создании молодежных клубов при приходе, иной подобной миссионерской деятельности нужно опираться именно на этих молодых людей. Миссионер отметил печальную тенденцию, характерную для всей России: по данным воскресных школ – одни цифры православной молодежи, а по данным молодежных движений – на несколько порядков ниже. И дал этому объяснение, отметив, что молодость – это самый опасный период в жизни человека, и поэтому так важно оберегать людей в этом состоянии, направлять их духовную жизнь в правильное русло.

Для сайта Вятской Епархии мы также задали гостю несколько вопросов:

- Отец Олег, в чем по-Вашему заключается переход от «буквы» Священного Писания к жизни в духе христианина? Как человеку при прочтении правильно понять Слово Божие, а затем почерпнутое из книги претворить в своей жизни?

- Если мы изучаем «букву» Священного Писания вместе со святыми отцами, смотрим их комментарии, то и получается, что для нас открывается глубинное каждого слова библейского, каждого выражения и каждой «буквы». Если человек просто читает книгу, то это общение с «буквой». Сказано: буква убивает, дух животворит. А духовные люди, такие как святые отцы, они дают нам ключ к правильному разумению Священного Писания.

- Почему важно обращаться современному человеку к чтению Священного Писания? И начинать изучать его лучше с Ветхого Завета или все-таки с Нового Завета, поскольку Евангелие – Слово Божие?

- Священное Писание – это единое Слово Божие, которое помогает нам распознать волю Бога. Если очень коротко говорить – чем Ветхий Завет отличается от Нового Завета: Ветхий Завет рассказывает о том, что Бог хочет от нас, а Новый Завет показывает, что Бог сделал для нас. Конечно, это несоизмеримые вещи. Но если Господь всецело искупил нас от ноши греха, это не значит, что мы не должны соблюдать его святой Божий Закон. Христос Сам говорил о Себе, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить его. Ветхий Завет – это икона Нового Завета, в том смысле, что события Ветхого Завета предвосхищают события Нового Завета. Мы читаем все Писание. Все Священное Писание полезно для обучения, для наставления. Нельзя какую-то часть Писания противопоставлять другой части Писания. Это было бы неверно.

- Со скольких лет рекомендуете детям знакомиться с этими священными книгами?

- Я с 12-ти лет читаю.

- Нужно ли юным читателям предлагать к изучению более упрощенные в специальной редакции «для детей и юношества» варианты Библии?

- Ребенок может читать и воспринимать Священное Писание в оригинальном изложении, по крайней мере, на русском языке. Мне повезло: у меня первая Библия была на церковно-славянском языке. Это меня заставляло не только читать, но и думать.

- И все же, какого автора истории Ветхого и Нового Завета лучше дать читать детям?

- Пусть дети читают «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Что касается Нового Завета, детям лучше начинать читать Евангелие от Марка – оно наиболее ясное для восприятия, доступен для понимания язык.

Организатором встречи с известным богословом и миссионером протоиереем Олегом Стеняевым выступил руководитель Духовно-просветительского центра Прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Константин Киселев.

Фото Анны Стариковой и Дениса Шубина 
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку