12.05.2017

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне - 14 мая в 2017 году

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В её лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар некогда покорил израильтян и отвёл их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, верили во Единого Бога, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан некогда патриархом Иаковом. К этому же колодцу пришла и женщина-самарянка набрать воды. Спаситель обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила своё удивление, что Он, будучи иудеем, просит пить у неё, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус Христос, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней.

Беседуя с самарянкой, Спаситель говорит о том, что пришёл дать людям «воду живую». И если кто будет пить её, в тех она «сделается источником воды, текущей в жизнь вечную». Позже, проповедуя в Иерусалимском Храме, Господь раскрыл смысл этих Своих слов. Он воскликнул: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». И как объясняет евангелист Иоанн Богослов, «сие сказал Он о Духе, Который имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Таким образом, живая вода, о которой Господь говорил самарянке, это Святой Дух – одно из Лиц Пресвятой Троицы, Податель жизни, силы, разума, мира, любви и прочих божественных даров. Без него наша душа мертва. В нём – источник нашей духовной жизни. В Таинствах Крещения и Миропомазания Дух Святой даруется каждому христианину, и становится Царствием Божиим, сокрытым внутри нас. Если мы будем жить полнотой церковной жизни: непрестанно молиться, постоянно участвовать в Таинствах, упорно бороться со своими грехами, неустанно понуждать себя к исполнению евангельских заповедей, — тогда Дух Святой забьёт в нашей душе как чистый родник, тогда Он станет в нас «источником воды, текущей в жизнь вечную», и из нашего чрева «потекут реки воды живой». Т.е. мы приобщимся божественной жизни, станем участниками внутренней жизни Пресвятой Троицы. Будем сынами Божиими по усыновлению, богами по благодати.

Если же мы проявим лень, нерадение и небрежение о духовной жизни, тогда родник живой воды в нашем сердце окажется завален камнями наших грехов, страстей и похотей. Будет скрыт под мусором наших дурных поступков, слов, мыслей и чувств. Душа лишится источника жизни, завянет, усохнет, и наступит духовная смерть. Чтобы этого не произошло, надо постоянно расчищать те греховные завалы, которые возникают в нашем сердце, не давать ничему скверному и нечистому скапливаться в нашей душе. И для этого в Церкви Христовой нам даны все необходимые средства. Надо только воспользоваться ими. Как сказал Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».

Вспомним ещё раз слова Спасителя: «кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Т.е. важнейшим условием того, чтобы наша душа орошалась Духом Святым, является правая вера.

Нигде с такой силой не раскрывается сокрытый в нас источник живой воды, как в храме Божием. В соборной молитве христиан наиболее полно проявляется данная нам в Крещении Благодать Святого Духа и раскрывается Царствие Божие в наших душах. В этом – главное назначение тех святынь, которые окружат нас в православных храмах.

Слово митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) в Неделю 5-ю поПасхе, о самаряныне (16 мая 1982 г.):

Христос воскресе!

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трёх недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.

Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая — в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья — как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это — чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.

И ещё есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим её ближе.

Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово — «пасха»? Это слово означает «переход». Христос Воскрес и перевёл нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поётся в 1-м ирмосе Пасхального канона: «…от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…»

Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле — от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.

Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встаёт, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).

Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).

Остановимся на примере самарянки.

Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.

Вот физический переход: она идёт за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь — древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось её духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.

Христос говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10) — и потом: «…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).

Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.

Это — нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: «Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды», Спаситель ответил ей: «Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда», а самарянка возразила: «У меня нет мужа». Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.

Спаситель, вместо того чтобы её упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил её, сказав: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

И тогда женщина, поняв, что её жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: «Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 15-19).

Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У неё пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задаёт Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только её, но и её земляков. Она, сказав: «Господи! Вижу, что Ты пророк!», — продолжает: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24).

В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Поклоняться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе, то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: «Я есмь Истина» (Ин. 14, 6).

Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине — значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!

Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрёка к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия — будто Богу можно поклоняться только на определённой горе — к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещённого состояния к вере во Христа как Спасителя.

Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти — к жизни, от земли — к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!

Аминь.

По материалам сайта: tallinnanevskikatedraal.eu


Фото

Возврат к списку