17.07.2017

«Троица» Андрея Рублева. Любовь, ждущая ответа

17 июля – День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

Преподобный Андрей Рублев – русский святой, автор иконы «Троица», которая почитается не только православными, но и во всем мире. Его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковым монастырем, в котором святой принял иноческий постриг. Около 20 лет преподобный Андрей вел жизнь подвижника. Великий иконописец, которому Господь даровал ярчайший талант, был духовным сыном преподобного Сергия. Старец Прохор, один из его наставников, научил Андрея писать иконы для монастыря. Мастерству иконописи он учился и у знаменитого Феофана Грека.

Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире, написал для этого собора Владимирскую икону. Мастер работал в Звенигороде, где расписал стены Успенского собора и иконостас, создал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры..

На его долю выпало много испытаний. Так, когда святой Андрей работал во Владимире, в город ворвались отряды золотоордынцев, и только чудом преподобный остался в живых. Он вернулся в свой родной дом — Троице-Сергиеву Лавру, которая тоже была разрушена. Но православные снова стали восстанавливать свои святыни. Преподобный Никон предложил Андрею написать икону, которую решили поместить над гробницей с мощами преподобного Сергия. Великий иконописец начал работу и создал поистине шедевр. «Троица» стала лучшим его творением, написанным, по словам мастера, для того, чтобы «люди, смотря на единство Святой Троицы, побеждали злобу и ненависть, разделяющие мир».

Величайший русский иконописец Андрей Рублев выполнил завет преподобного Сергия. Его «Троица» — это воплощенные в красках любовь, глубочайшее единство духа и гармонии. Эта икона известна во всем мире и поражает своей удивительной глубиной, святостью, чистотой.

Вспоминая сегодня об известном во всем мире иконописце, преподобном Андрее Рублеве, мы публикуем размышления протоиерея Павла Великанова о глубинном христианском смысле творческой вершины Рублева — иконе Святой Троицы (по материалам сайта православного журнала «Фома»). 

Перед иконой Святой Троицы Андрея Рублева можно стоять часами. Разве эта икона, с неземной гармонией цветов и линий, глубоким внутренним покоем ангельских ликов, не шедевр изобразительного искусства?… Но почему именно этому изображению было суждено стать выразителем православного учения?

Очевидно, здесь дело не только в непревзойденном мастерстве кисти художника. Разве мало в мире шедевров? Иконописец удивительным образом смог прикоснуться к глубокой тайне — тайне Бога.

Христианское благовестие сказало о Боге такое, чего не мог ожидать никто: Бог Один, но Он — не одинок! Он есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух, но не три бога в Троице. Лица не разделяют на части Божественную Сущность: здесь Три есть Одно, а Одно равняется Трем!

О чем же ведут беседу Три Божественных Лица, изображенные Рублевым в круге вечности? Протопоп Аввакум в начале своего «Жития» размышляет над этим Предвечным Советом. Отец говорит Сыну: «Создадим мир!», и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын…

И если люди не могут верить в то, что три Лица Святой Троицы составляют одно Божественное существо, то потому только, что они враждуют друг с другом и думают, будто всякий человек или вообще всякое живое существо противно другому, мешает ему. Но ведь случается порой, что враждебное чувство противоположности уходит, борьба людей отступает. Тогда их сердца наполняются любовью друг к другу, они радуются своей близости так, что им не тесно, а радостно вместе, как будто бы у них одна душа, одна жизнь, и как хотелось бы, чтобы так оставалось вечно!…

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, не есть только шедевр изобразительного искусства. Иконописец смог отразить в ней глубочайшую христианскую истину: Бог не только есть Вечная Любовь Трех Лиц. Эта любовь обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета! Именно это выражено в композиции иконы, при которой смотрящий ощущает себя как бы внутри круга обращенных к нему Божественных Лиц. Ведь Бог, в которого верят христиане, не есть Главный Надзиратель, или тем более, Великий Мститель. Он есть Любовь, которая смотрит в глаза — и ждет вашего ответа.

По материалам православных источников

Фото

Возврат к списку