28.12.2017

Эпоха гонений на Церковь. События на Вятской земле

Клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова иерей Владимир Халявин в рамках встречи, посвященной памяти новомучеников и исповедников земли Вятской, состоявшейся 23 декабря 2017 года в зале Спасо-Преображенского женского монастыря, представил общий обзор эпохи гонений на Церковь на Вятской земле.

Познакомим читателей сайта с материалами доклада иерея Владимира Халявина:

Одна из основных причин гонений на Церковь – отступление русского общества, в первую очередь образованной его части, от Бога и веры.

До революции Церковь не была отделена от государства, принимала активное участие в деле школьного образования (преподавание Закона Божия). С некоторыми перегибами государство осуществляло заботу о Церкви.

Население Вятской губернии (она была больше современной Кировской области, включала всю Удмуртию, некоторые районы современных Республики Татарстан (г. Елабуга), Республики Марий-Эл и Нижегородской области) составляло 3 611 141 человек, из них православных – 3 210 162 человека (89%). В губернии действовало 866 церквей и 705 часовен. Итого порядка 1 571 прохода.

Епархию с 1914 года возглавлял преосвященный епископ Никандр (Феноменов), в епархии служили 3 архипастыря (было два викариатства), 1 256 священников, 597 диаконов, 916 штатных церковнослужителей; было 13 монастырей (6 мужских и 7 женских), в которых подвизалось 202 человека – монахов и монахинь, 1304 человека послушников и послушниц.

После революции 25 октября (7 ноября) 1917 года первые полгода советская власть набирала силу. Сильные гонения на веру начались с лета-осени 1918 года. Однако уже в самом начале 1918-го Советская власть принимает декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, что означало:

– отделение церковных объединений от государства и прекращение государственного финансирования церковных структур; прекращение госфинансирования церковного образования (на Вятке уже в 1918 году закрывается Вятская духовная семинария, одна из старейших и крупнейших в России, закрываются домовые храмы при государственных и социальных учреждениях);

– национализация церковной собственности (в городе Вятке уже в конце 1917 года у Церкви отобрана епархиальная типография);

– введение гражданских органов ЗАГСа;

– запрет преподавания Закона Божия и церковных дисциплин в государственных учебных заведениях.

В феврале 1918 года в государстве проведена календарная реформа (введен «новый стиль» - западноевропейский «латинский» григорианский календарь).

1918 год ознаменован посланием Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) «К православному народу» (о защите святынь), а также посланием Святейшего Патриарха Тихона (против богоборчества и о защите святынь).

В первой половине 1918 года в разных местах Вятской епархии проходили собрания, которые призвали не допустить национализации церковного имущества, не допустить отмены преподавания в школах Закона Божия. Призывы имели некоторую силу. Преподавание Закона Божия на Вятке отменено не в 1918 году, а не ранее 1920 года. Был создан особый епархиальный орган – Комиссия по охране церквей, церковного имущества и духовных учебных заведений.

В мае – июне 1918-го проходило епархиальное собрание духовенства, которое решало разные вопросы, в том числе – один из главных – вопрос финансирования, содержания всех структур епархии в новых условиях без государственного финансирования.

В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о дальнейшем реформировании структуры РПЦ, было значительно увеличено количество викарных епископских кафедр. На Вятке в 1918-м созданы викариатства в Слободском, Орлове, Глазове, Уржуме, Котельниче, Яранске, Елабуге.

Однако помимо всего этого, 1918 год вошел в историю как время «красного террора». Уже в феврале 1918-го страдания за веру претерпели первые мученики на Вятской земле – протоиерей Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон.

К лету 1918-го вся страна была охвачена Гражданской войной. Введено военное положение, значительно усилился «красный террор», создана страшная ЧК (в том числе и на Вятке).

Террор, в том числе, был направлен против духовенства. В августе 1918 года близ Казани расстрелян Троцким вятский викарный архиерей священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. В дальнейшем расстреляны Орловский благочинный протоиерей Михаил Тихоницкий, протоиерей Феодор Нагорничных в Вятке и протоиерей Алексий Лопатин в Слободском. Убиен проживавший в Вятке на покое епископ Исидор (Колоколов). Убиены подосиновские новомученники – протоиерей Николай Подъяков и иерей Виктор Усов, священномученик Прокопий Попов из с. Шолга, уржумский священномученик Анатолий Малиновский. Подверглись репрессиям монахи Трифонова монастыря, часть из них погибла. Всего по Вятской епархии – десятки жертв. Точная цифра пострадавших – неизвестна.

Осенью – зимой 1918 года при Вятском горсовете работала комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, которая национализировала церковные капиталы на сумму 755 тысяч рублей. На селе национализация церковного имущества проходила в 1919 – 1921 годах.

В 1920 году преосвященный епископ Никандр (Феноменов) оставляет Вятскую кафедру.

В октябрь 1920-го по требованию советской власти прекращена деятельность епархиального совета, произошла дезорганизация епархиального управления.

В 1921 году правящим архиереем Вятской епархии становится епископ Павел (Борисовский), его ближайшим помощником – епископ Глазовский Виктор (Островидов). (С конца девятнадцатого столетия титул «епископ Глазовский» носил настоятель Трифонова монастыря).

К началу двадцатых годов происходило повсеместное разорение страны Гражданской войной, следствие этого наступил голод в Поволжье в 1921 – 1922 годах. Под прикрытием борьбы с голодом лично Ленин и советское правительство провели в 1922-м кампанию по изъятию церковных ценностей. Цель – подавить сопротивление духовенства и получить материальные средства для функционирования советского правительства.

По Вятской губернии к осени 1922-го только серебра (в основном ризы икон и церковная утварь) изъято 544 пуда (около 9 тонн).

В 1922 – 1923 годах начался инспирированный советской властью обновленческий раскол. Борьбу с обновленчеством на Вятке возглавили епископ Павел, управляющий Вятской епархией, викарные архиереи епископ Виктор Глазовский, епископ Авраамий Уржумский, епископ Нектарий Яранский, которые были арестованы. Обновленцы захватили крупнейшие храмы Вятки (Кафедральный, Спасский, Александро-Невский, Успенский соборы), святыни (в т. ч. Великорецкий образ святителя Николая). Однако в церковном народе обновленчество было непопулярно.

В двадцатые годы атеистическое государство разными средствами боролось с Церковью и духовенством, что выражалось в следующем:

– налогообложение священников (часто налог превышал доход священника), при неуплате налога – выселение из дома, административное преследование или арест;

– ущемление духовенства в гражданских правах (дети священнослужителей не принимались в вузы);

– мощная система атеистической пропаганды и давление карательных органов (ОГПУ). Всеми силами заставляли священство уходить со службы, переходить на мирскую работу, стремились заставить отречься от сана и сообщить об этом публично в прессе, но большинство пастырей несло крест служения, не поддавалось на уловки богоборцев.

Раскол усилил расстройство системы церковного управления РПЦ. В начале двадцатых годов прекратил деятельность Синод при патриархе Тихоне, а также епархиальные советы, была нарушена связь епархий с центром, водворился хаос, раскол, дезорганизация. Епархии оказались на автономном или полуавтономном положении. Но Церковь стояла в вере!

После кончины Патриарха Тихона в 1925 году вопрос нормализации церковно-государственных отношений пришлось решать заместителю находившегося в ссылке местоблюстителя патриаршего престола священномученика Петра (Полянского) митрополита Крутицкого, митрополиту Сергию (Страгородскому).

«Послание пастырям и пастве» («Декларация митрополита Сергия») вышла в свет 29 июля 1927 г. Основной смысл документа – при соблюдении догматических и канонических норм жизни Церкви стремление к урегулированию отношений с советской властью. В 1927 году произошло воссоздание Синода и системы епархиального управления.

В 1927 году архиепископ Павел (Борисовский) вышел на свободу, был воссоздан епархиальный совет при правящем архиерее Вятской епархии.

«Декларацию митрополита Сергия» не приняла часть духовенства РПЦ. В Вятской епархии поддерживали позицию священноначалия архиепископ Павел (Борисовский), епископ Авраамий (Дернов), протоиерей Вениамин Тихоницкий и другие; выступили против – епископ Виктор (Островидов), епископ Нектарий (Трезвинский) и другие. В целом около трети приходов не поминали митрополита Сергия. С конца 1929 года приходы стали постепенно возвращаться к архиепископу Павлу, но на преодоление раскола потребовалось несколько десятилетий.

Епископ Виктор (Островидов) был сослан в Зырянский край (ныне республика Коми), где и скончался в 1934 году в мире с Церковью. В 2000 году был причислен к лику святых.

При всех трагических событиях двадцатых годов, в те времена, особенно в период НЭПа, еще сохранялись многие элементы старого церковного уклада жизни. Народ почитал церковные праздники, действовала большая часть приходских церквей, хотя активно закрывались монастыри. В ряде приходов храмы ремонтировались прихожанами, в ряде мест возводились часовни и поминальные кресты.

Атмосфера этого времени хорошо передана в книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери».

Но к рубежу 1920-30 годов советское атеистическое государство перешло к политике глобального уничтожения Церквей и старого уклада русской жизни.

8 апреля 1929 года издано постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» – правовой документ, регулировавший отношения Церкви и государства с 1929-го по 1990 годы. По нему имущество Церкви – госсобственность. Церковь лишена права юридического лица. Пользоваться церковным имуществом общины могли на основании государственной регистрации, которую государство могло легко отменить, общину (приход) распустить, а имущество изъять.

На протяжении тридцатых годов происходило ужесточение антицерковной политики атеистического государства. Если в начале тридцатых годов еще не так часто выносились расстрельные приговоры, срок ссылки или заключения был в основном 3-5 лет, то к концу тридцатых, особенно в 1937-38 годы, когда репрессии достигли пика, была уничтожена большая часть епископата РПЦ, большое число духовенства и мирян. Если в начале тридцатых арестовывали духовенство преимущественно настроенное отрицательно к Советской власти, то к концу тридцатых пострадали все: и сторонники митрополита Сергия, и «непоминающие», и сторонники ИПЦ (Истинно-православной церкви), и даже обновленцы.

В 1937 году были расстреляны митрополит Ярославский Павел (Борисовский), управлявший Вятской епархией в двадцатые годы, управлявшие Вятской епархией в тридцатые годы митрополит Нижегородский Евгений (Зернов) и архиепископ Вятский (Кировский) и Слободской Киприан (Комаровский), последние двое были объявлены японскими шпионами.

Всего, по данным Е.Н. Чудиновских, в ГАСПиКо хранятся документы 166 священнослужителей, приговоренных к высшей мере наказания по страшной 58 статье УК и впоследствии реабилитированных.

Обвинения стандартны: организация или участие в антисоветской церковной группе; работа на разведку иностранного государства; контрреволюционная агитация.

Набор обвинений в контрреволюционной агитации также стандартный: агитация против выборов, колхозов, советского правительства.

Следственные процессы проходили с применением пыток, избиений, психологического давления, следователи старались, чтобы обвиняемые оговорили себя и как можно большее количество ближних. Главный аргумент обвинения – признательные показания подсудимых. Но выносились приговоры и без признательных показаний.

Приговоры выносили так называемые Особые тройки НКВД. На вынесение приговора (расстрел, заключение 5–10 лет) Тройка составляла справку, справки комплектовались в особый список (альбом) и отправлялись в Москву, где целыми списками утверждались НКВД и прокуратурой. Приговоры исполнялись по возвращении списков (альбомов) в областные УНКВД.

В собор Вятских святых входит мученица Нина (Кузнецова) из Лальска, пострадавшая в эти годы. Она скончалась в лагере в конце тридцатых годов.

В эти годы пострадало много вятских уроженцев: архиепископ Глазовский Аврамий (Дернов), архиепископ Житомирский Аверкий (Кедров), архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров), священномученики Александр, Василий и Николай Агафонниковы и многие-многие другие.

В Вятских лагерях отошло ко Господу немало клириков и мирян из других епархий. Например, священномученик иерей Павел Никольский, служивший в Рязанской и Московской епархиях. Рязанский протоиерей священномученик Петр Крестов, бывший в Вятлаге в 1938-41 годы и там скончавшийся и многие другие.

Если в 1936 году в Вятской епархии было еще 310 приходов, то к 1941-м осталось только 6. В городе Вятке (Кирове с 1934 года) – ни одного.

С арестом и гибелью архиепископа Киприана (Комаровского), то есть с 1937 по 1942 годы, организованная церковная жизнь на Вятке практически прекратилась. Тем не менее при переписи 1939 года две трети селян, составлявших большинство населения, и треть горожан объявили себя верующими.

В 1942 году, после начала Великой Отечественной войны, началось постепенное восстановление церковной жизни в России. На праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1942 года начались богослужения в Серафимовской церкви города Вятки (Кирова). В конце 1942-го после пятилетнего перерыва Вятскую епархию возглавил новый архипастырь, им стал после принятия монашества и совершения архиерейской хиротонии вдовый протоиерей Михаил Тихоницкий.

В 1943 году, после исторической встречи Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским), вскоре принявшим сан Патриарха, и иерархами РПЦ, был создан особый госорган – Совет по делам РПЦ. Его возглавил полковник госбезопасности Г.Г. Карпов. В областях, в том числе в Кировской, созданы должности уполномоченных Совета. Без резолюции уполномоченного не могли совершаться регистрации новых приходов, рукоположения в священный сан, причисление клириков к штату храма. Совет существовал с некоторыми изменениям с 1943 по 1990 годы.

В 1946 году в Вятке (Кирове) открыт второй храм – Феодоровская церковь.

К концу управления Вятской (Кировской) епархией высокопреосвященнейшим архиепископом Вениамином (Тихоницким), к 1957 году, в Кировской области было 80 приходов (из них 5 не имели священника), в епархии было 118 клириков из них 97 священников и 21 диакон. Количество служащих церквей составляло 9% от дореволюционного количества храмов, количество клириков – 6%. В 1949 году власти разрешили открыть небольшое свечное производство при Серафимовском храме, которое действовало до начала шестидесятых годов.

В 40-50-е годы XX века получили новый импульс многие вятские церковные традиции, например, Великорецкий крестный ход, в котором принимало участие в то время по разным оценкам от 5-6 до 10-15 тысяч человек или паломничество к мощам иеромонаха Матфея Яранского, в день памяти которого 29 мая на яранском кладбище собиралось от 500 до 1000 человек и другие.

В 1958–1964 годы прошла новая волна гонений на веру и Церковь, так называемые Хрущовские гонения. Вятской епархией в те годы управляли епископ Поликарп (Приймак) в 1957–62 годы и епископ Иоанн (Иванов) в 1963–66 годы. В результате гонений количество приходов в Кировской области сократилось с 80 в 1958 году до 34 в 1964 году (примерно таким же – 33 прихода оно осталось и к концу гонений).

В 1959 году официально запрещен Великорецкий крестный ход.

Закрыты приходы во многих городах и церковно значимых местах Вятского края: в Великорецком, Вятских Полянах, Зуевке, Омутнинске, Кирсе, Рудничном.

Число клириков сократилось с 118 (1958 год) до 46 (1964 год), священников с 97 до 35 и диаконов с 21 до 11 человек. Количество венчаний сократилось в три раза, количество крещений – в два. Церковный доход 1964 года составлял только 62,6% от дохода 1958-го.

В 1960 году последовал запрет на совершение богослужений в дневное время в сельских храмах во время сельхозработ с апреля по октябрь. Служить можно было только ночью.

В начале шестидесятых под нажимом советской власти была проведена реформа управления церковным приходом. Настоятель терял значительную часть прав по управлению приходом. Фактически жизнью прихода стал управлять староста, назначаемый при поддержке уполномоченного Совета по делам религий.

В 1962 году введен так называемый квитанционный учет религиозной обрядности, что позволило учесть всех, принимавших участие в церковных требах для дальнейшего проведения с ними индивидуальной работы по отрыву от Церкви.

В эти годы пострадал вятский священник Иоанн Евдокимов, проведший в тюрьме несколько лет по надуманному обвинению.

Церковь принудительно должна была вносить в «добровольном порядке» часть церковных доходов на содержание советского комитета защиты мира.

В печати, на телевидении, в кинематографе разгорелась на рубеже 1950-60 годов двадцатого столетия активная антирелигиозная кампания.

Целые категории населения насильственно отторгались от церковной жизни: военные, врачи, учителя, госслужащие, дети и подростки. А если кто из представителей этих категорий заявлял о вере, то мгновенно подвергался преследованиям и психологической атеистической обработке – за веру могли снять с престижной высокооплачиваемой работы, исключить из очереди на квартиру, подвергнуть общественному осмеянию и так далее.

Существовал большой штат лекторов и разных агитработников, которые активно нагло и агрессивно пропагандировали атеизм населению.

На праздник Покрова Божией Матери 1964 года Н.С. Хрущев был снят с поста первого секретаря ЦК КПСС, с 1965 года гонения на Церковь попритихли.

С 1965-го по 1988 (1990)-й годы – период вялотекущего богоборчества дряхлеющего советского режима. Храмы стали закрываться редко, но и открыть новый храм было почти невозможно. Атеистическая работа несколько притихла, но не прекратилась. Только к концу означенного периода был отменен квитанционный учет совершения треб. Сложно было поступить в церковное учебное заведение, которых на территории СССР осталось только 5 (3 семинарии и 2 духовные академии). При открытом исповедании веры человек мог преследоваться советским атеистическим государством.

В это же время, 60 – 80-е годы XX века, постепенно отходили в вечность поколения людей, родившихся еще при царской власти и помнивших церковный уклад жизни. Новые поколения, родившиеся при советской власти, вступали в жизнь без элементарных понятий о вере, Церкви, духовной жизни, нравственной ответственности человека пред Богом и совестью за свои поступки. Это, конечно, была трагедия русского народа, вызвавшая к жизни множество социальных проблем к концу советских времен. Одна из острейших проблем этого рода – гигантский показатель по абортам в СССР к 70-80 годам XX века (по нескольку миллионов в год).

В 80-е годы двадцатого века грянула Перестройка, которая явилась прологом к началу совершенно нового периода в жизни нашего народа и сопровождалась прекращением государственного богоборчества примерно с 1988 (год тысячелетия Крещения Руси) или с 1990 (отмена Совета по делам религий и штата уполномоченных) годов.

На фотографиях изображены святыни Вятки,
подвергшиеся разорению в период советских гонений

Фото

Возврат к списку