23.04.2018

«Наша живая история»

Преподавателю Вятского Духовного училища Елене Витальевне Кустовой Министерством образования и науки присвоена ученая степень доктора исторических наук. В связи с этим знаменательным событием Елена Витальевна рассказала нам о том, чему была посвящена ее исследовательская работа и как связан ее труд с Вятским краем и, в частности, Свято-Успенским Трифоновым монастырем.

- Какой теме была посвящена Ваша работа? Когда и где прошла защита?

- Диссертация называлась «Монастыри и монашество в социокультурной истории Приуралья в середине XVI – первой четверти XVIII века». Защита состоялась в Екатеринбурге, в Уральском федеральном университете в декабре 2017 года, а в марте 2018-го ВАК (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации) утвердил решение диссертационного совета. Эта работа выросла из книги «История Вятского Успенского Трифонова монастыря» (2012 год). Пять лет было посвящено книге, еще пять лет - диссертации. Последняя получилась объемной, почти 1000 страниц. Если книга по истории Трифонова монастыря охватывала с XVI по ХХ века, то диссертация посвящена досинодальному периоду, преимущественно XVII века. Но у нее широкий географический охват. Она затронула все монастыри Вятской и Великопермской епархии, которых в XVI-XVII веках возникло более 30.

- Кто Вам помогал в написании этой работы?

- Моим научным консультантом был доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества Николай Николаевич Лисовой. Замечательный человек, с удивительной эрудицией, глубокий специалист по истории Русской Православной Церкви, писатель и поэт. Многие его знают по передачам и фильмам по русской истории на телеканалах «Спас», «Союз», «Культура», а также на «Радио России». Не могу здесь не упомянуть и имя отца Сергия Гомаюнова. Именно он, будучи еще преподавателем Вятского государственного педагогического института, открыл для нас, студентов, богатый мир русского Православия. С этого времени начался мой путь к Церкви и к церковной истории.

- В чем особенность Вашей работы?

- Писать по ранним периодам – всегда интересно, поскольку ты во многом являешься первооткрывателем. Но в то же время – очень сложно. И дело не только в скорописи, которую непросто прочитать. По XVI-XVII векам по монастырям сохранились преимущественно хозяйственные документы. К тому же их не очень много. Мне же как историку хотелось приоткрыть дверь во внутренний мир монашества этого времени, раскрыть его повседневную жизнь. Здесь появляется много интересных вопросов – каким было духовное воспитание инока, какие возникали проблемы в духовной жизни, чем питались монахи, где жили, какими были отношения с «миром», в том числе и с родными и многое другое. Ведь самое интересное, что есть в истории – это человек. Не менее важны вопросы книжности и символики монастырских ансамблей. Подобной информации очень мало, поэтому приходится обращать внимание на отдельные фразы, слова, нюансы, чтобы увидеть и услышать то, что автор источника вовсе не собирался рассказывать. Как из бисера собираются украшения - так и из многих небольших фактов рождается научный текст.

- Что в процессе написания диссертации Вас особенно удивило?

- В монашестве XVII века многое удивляет. В первую очередь, наверное, та видимая простота, с которой появились новые обители. В XVI-XVII веках на Вятской земле, которая тогда только еще осваивалась, появилось 15 монастырей. А сколько из них мы сегодня знаем? Однако в результате политики XVIII века к концу столетия осталось только 5, остальные были закрыты и преданы забвению.

Удивляет традиция даже богатых людей принимать монашество в старости. Это было чем-то естественным. Обращает на себя внимание простота жизни в монастырях, когда основным продуктом питания было зерно: ели суп с крупой, кашу, хлеб, толокно, пили квас, овсяный кисель. И лишь в редких случаях, обычно по большим праздникам, на столе появлялась рыба и некоторые другие продукты. Не случайно путешествовавший по России в середине XVII века архидиакон Павел Алеппский, на собственном опыте переживший традицию долгих богослужений и строгих постов в русских монастырях, написал: «Если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них, как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением молитв и вставая в полночь».

Изучение вятских и пермских монастырей позволило пересмотреть представления о неграмотности монахов. В мужских монастырях к 1735 году грамотных было около 25%, причем в городских их число доходило до половины братии. Оказались не применимы к вятским и пермским монастырям устойчивые среди историков представления о кризисе русского монашества на рубеже XVII-XVIII веков. Они сформировались еще в начале XVIII века и стали основанием для кардинальных петровских реформ в отношении Церкви. Напротив, в Приуралье мы наблюдаем расцвет, рост монастырей и монашествующих, видим подвижников, которые исчезнут уже в XVIII веке, во многом вследствие именно преобразований Петра I и его преемников.

В работе мне хотелось показать связь вятских монастырей с местными святынями - иконами, мощами подвижников. Чтимые образы, нам сегодня почти не известные, стали предпосылками для создания монастырей в Курино (каменный резной образ Архангела Михаила), Слободском (Спас Нерукотворный), Пышаке (Раифский образ), в Верховятском монастыре (великомученицы Екатерины) и некоторых других обителях. Для меня стало открытием, что в Закобрском монастыре, например, проживал Игнатий Кобринский, которого и в XVII веке, и в XIX веке именовали преподобным, почитали его вериги. Немало было и других удивительных монахов, например, келарь Трифонова монастыря Илья (Семакин), участвовавший в основании трех монастырей в конце XVII века. Последний монастырь в Орлове он основал за три года до смерти.

- Воплощением Вашего труда также стала книга о Трифоновом монастыре. А какие еще есть творческие планы?

- Хотелось бы на основе диссертации написать три книги – про повседневную жизнь приуральского монашества допетровского времени, энциклопедию с историей отдельных монастырей региона и книгу про настоятелей вятских обителей. Но последние две книги, если их удастся написать, должны охватить период вплоть до закрытия монастырей в советское время. Поэтому потребуют большой работы.

- Что из исторической православной литературы сами читаете в свободное время? Что бы рекомендовали почитать для внеклассного чтения студентам?

- У нас дома есть традиция - читать книги вслух. За последние 20 лет перечитали многое из классики - от Шекспира до Достоевского, читаем и современных авторов. Это то, что не только объединяет семью, но и более глубоко позволяет переживать книги. Из авторов, которые описывали жизнь православной России на рубеже XIX-XX веков, люблю Бориса Зайцева, Ивана Шмелева. Читаю их просто для души. То же могу сказать о Борисе Шергине, который был собирателем и исполнителем замечательных поморских сказаний и былин. В них показан русский человек с его крепкой верой, силой характера, самоиронией. Мне кажется, что это книги для всех возрастов.

- Вы являетесь одним из инициаторов и организаторов в нашем городе фестиваля «Том Сойер Фест». Расскажите, что это за проект?

- Мы видим, как сегодня на наших глазах уничтожается старая Вятка. Город теряет свое лицо. Может случиться так, что скоро старые каменные дома останутся только на главных улицах города. И больше мы не сможем пройтись по старым улочкам, которые несут в себе образ Вятки. Особенно больно смотреть, как уничтожаются дореволюционные деревянные дома, которые преобладали в городе и создавали его неповторимый облик. Если в Томске, например, их сохранилось сегодня около 3000, то у нас – лишь несколько десятков. Их нужно хранить, поддерживать, заносить в «Красную книгу», а они по-прежнему продолжают исчезать. Проект «Том Сойер Фест» возник в Самаре в 2015 году. Его создатели хотели не только силами добровольцев покрасить несколько старых домов, но и объединить людей вокруг своего города, показать, что и они являются частью его истории. А старые дома – это не просто «деревяшки», они наша живая история, свидетели тех событий и людей, о которых мы сегодня можем только прочитать в книжках. Параллельно с покраской мы хотим провести несколько интересных культурных мероприятий. Сейчас выбираем дом, который мог бы стать объектом для фестиваля. Сам фестиваль, если согласуем все формальности, планируем открыть в середине мая. Приглашаем всех, кто неравнодушен к судьбе старой Вятки, принять в нем участие.

- Пусть все Ваши благие начинания и впредь достигают достойных результатов и будут реализованы на благо Вятской земли.

 Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку