20.06.2018

Наши заботы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни», – это сказал еще задолго до Рождества Христова «отец медицины» язычник Гиппократ.

О том, к чему устремляли свой ум язычники апостольского века, слышали мы, дорогие братия и сестры, в сегодняшнем Евангелии: это размышления о том, что нам есть, что пить, во что одеваться. Но посмотрим сегодня вокруг, повнимательнее посмотрим на себя, еще раз приведем в порядок свои думы и чаяния и поймем, что мы самые настоящие язычники по образу мыслей своих и живем в обществе таких же потребителей земных благ и гедонистов, какими сами и являемся.

Язычники, конечно же, всегда будут жить на этой земле – юдоли боли и печали, но на земле Божией им делать нечего, и они исчезнут: «Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его» (Пс. 9: 37). А пока земля – это общий дом для всех нас, и праведных, и грешных, то часто видим мы, что как раз у людей, язычников по уму, у людей, не думающих о Боге, о воздаянии за грехи, о будущей жизни, у людей, жестоковыйных и дебелых, все, что связано с предметом их дум – с едой, питьем, одеждой, материальным благополучием, положением в обществе, властью, – все намного лучше, нежели у тех, кто остается верен слову своего Учителя – Христа Спасителя, верен тому слову, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33).

Прежде телесных нужд мы, называющие себя учениками Христа, должны заботиться о спасении своей души – о стремлении к наслаждению вечными благами; а правдою Его, которую мы обязаны искать и сохранять среди лжи и лукавства мира, называется оправдание, ожидаемое нами от Христа, перед Которым будем оправдываться в своих грехах и падениях верой.

Будем просить у Бога только того, что необходимо для души

Если мы имеем эту веру и верны слову Божию, то будем в этой земной жизни просить у Бога только того, что необходимо для души, ожидая присовокупления к этому и того, что необходимо для тела. Как хорошо сказал об этом преподобный Исаак Сирин: «Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».

Конечно, каждый из нас, любящих Христа и старающихся исполнять Его заповеди, понуждает себя и к исполнению заповеди служить только Богу, но не Богу и мамоне-богатству, и он никогда не обменяет царское благорасположение на ведро удобрений.

Но живем мы, дорогие братия и сестры, в большом городе, а не в пустыне Фиваидской, и вместо любования полевыми лилиями, которые растут, не трудясь и не прядя, а одеваются роскошнее славного царя Соломона (ср.: Мф. 6: 28–29), и вместо наблюдения за птицами небесными, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Мф. 6: 26), но сыты и довольны, видим то, отчего у псалмопевца «едва не пошатнулись ноги, еще немного – и поскользнулись бы стопы» (Пс. 72: 2), а именно «видим у грешников мир», видим, что в трудах человеческих их нет, то есть нет среди скромных тружеников грешников и не подвергаются они тяжелым ударам испытаний наравне с другими людьми: «Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство» и «несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» (Пс. 72: 12, 4–5).

И очень тяжело бывает осознавать, что мы, люди, «иго Христово вземшие», «избранный род, царское священство, народ святой, люди, взятые Богом как особое достояние» (1 Пет. 2: 9), бедны, не защищены от неправды, никому не нужны, скитаемся в этом жестоком языческом мире в милотях и козьих кожах (купленных на распродажах уцененной одежды или полученных в подарок), терпим постоянные недостатки, скорби, озлобления. Так рассуждаем мы довольно часто, видя и примечая язычников-грешников возле себя, а рассуждая, начинаем унывать, малодушествовать, озлобляться, требовать справедливости от Бога, забывая, что это всего лишь один из соблазнов, которому мы поддались, поддались лакомому искушению малодушия, которое, как наживку голодной рыбке, снова и снова бросает самый старый и коварный рыбак на свете – диавол.

Вместо этого детского безумного наивного поступка – проглотить приманку, поддаться мимолетному соблазну – и страшно согрешить – возроптать против Бога и Его благого Промысла о нас – прочитаем 72-й псалом: «Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». – «Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении. Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие своё» (Пс. 72: 18–19). Внезапно придет суд на грешников, уподобляющихся язычникам, которые только думают о том, что есть, пить и во что одеться. Будем же бояться осознанно установить в своем сердце и сознании алтарь Мамоны.

Вместо уныния и жалоб, вместо упреков Богу понудим себя на добродетели, поможем ближнему тем, чем можем

Преподобный Серафим Саровский говорит, что «хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедает нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (см.: Гал. 6: 2)». Так что, когда заметим мы, дороге братия и сестры, в своей жизни черную полосу, тогда вместо уныния и жалоб, вместо упреков Богу и требования правды понудим себя на добродетели, поможем ближнему тем, чем можем, хотя бы спрячем свою скорбь и боль от других за ласковой улыбкой и добрым словом. По слову апостольскому, слышанному сегодня, будем хвалиться перед миром не только надеждой славы Божией, но и скорбями своими, зная, «что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5).

И тогда для каждого из нас и будет благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду нашу, чтобы возвещать все хвалы Ему «во вратех дщере Сиони» – возвещать о Царствии Божием тому языческому миру, окружающему нас, который только и живет заботами «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» Отец наш Небесный всегда знает, в чем мы имеем нужду. Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин)
По материалам сайта «Православие.ru»

Фото

Возврат к списку