06.12.2018

Воистину, если вы замолчите, то «камни возопиют»

Могут ли камни разговаривать? Да. Могут даже возопить, то есть громко закричать, чтобы их услышали те, кому даны уста говорить о Боге, но которые сомкнуты. Святитель Николай Сербский писал о современных людях: «Они затворили безбожные уста и подумали: «Не будем упоминать имя Божие, чтобы оно исчезло из этого мира!». О, несчастные люди, в этом огромном мире ваши уста в меньшинстве. Разве вы не видели и не слышали, как плотина заставляет реку звучать? Без нее река бесшумна и нема, а плотина развязывает ей язык. Каждая капля начинает звучать. И ваша плотина сделает то же: развяжет язык безгласным и заставит немых говорить. Если ваши уста перестанут исповедовать имя Божие, вы ужаснетесь, слыша, как его исповедуют даже бессловесные и лишенные речи. Воистину, если вы замолчите, то «камни возопиют» (Лк. 19:40)».

Я слышал, как разговаривают камни. На северном Урале жил удивительный святой — праведный Симеон Верхотурский. Родом он был из боярской семьи, но принял на себя добровольное нищенство. Имел хорошее образование, но юродствовал Христа ради, скрывая за внешней простотой и чудаковатостью духовное богатство своего сердца, охраняя его от гордыни и тщеславия. Больше всего любил оставаться один на один с Богом. Для этого отправлялся на рыбалку на реку Туру. Было у него там любимое местечко — большой камень на берегу. Забирался на него Симеон, забрасывал удочку и погружался в молитву. На одной иконе он так изображен: стоит на камне, прижал ногой удочку и смотрит в небо, молится. Вся природа вокруг него превращалась в храм. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18:2). И была молитва Симеона такой пламенной, что камень, на котором он стоял, стал теплым.

Четыре века прошло с того времени, как праведный Симеон переселился в небесные обители, а камень проповедует славу Божию, которая во святых Его. Мы были в тех местах, забирались на камень, постояли-посидели на нём. До сих пор помню, каково было изумление учительницы географии, когда она ощутила теплоту камня: «Этого не может быть!». А тот проповедовал: «Человек, будь с Богом, общайся с Ним, молись Ему, как у тебя в акафисте Иисусу Сладчайшему сказано: «Иисусе предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя; Иисусе, теплото любимая, согрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя».

Проповедь других камней я слышал в Египте на Синае. Есть там гора, у подножия которой 40 лет пас овец пророк Божий Моисей. Однажды он увидел чудо: терновый куст был объят пламенем и не сгорал. Приблизился Моисей к кусту и из среды огня услышал голос Божий: «Не подходи сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:1–5). До сих пор там растёт терновый куст, а святая земля, на которой стоял босыми ногами Моисей, общавшийся с Богом, насыщена особыми камушками, они больше нигде не встречаются: на их поверхности со всех сторон вид тернового куста! И если начнёшь раскалывать такой камень, то и внутри всё тот же терновый куст. Лежат у нас в Екатерининском храме два таких камушка и проповедуют: «Человек, помни: Бог везде, Он всегда с тобою. И там, где ты с Ним, — святая земля».

Я слышал, как камень плачет. В Иерусалиме в храме Гроба Господня прямо у входа тебя встречает Камень помазания. Он получил своё имя тогда, когда на него положили бездыханное, умученное Тело Христово, снятое с Креста. Близкие друзья готовили своего Учителя к погребению. Они помазали Тело благовонными маслами, обернули в плащаницу и потом отнесли в пещеру, ставшую для Сына Божия каменным гробом. Они оплакивали своего любимого Учителя, и эти слёзы, смешанные с маслом, остались на Камне помазания до сего дня. Он и сейчас проповедует-плачет о том, что сделали грешные люди со своим Богом: капельки покрывают всю поверхность камня. Плачут вместе с ним о своих грехах люди, стоящие возле него на коленях. Плакали и мы и просили прощения у Невинного Страдальца, пострадавшего из-за наших грехов.

Я слышал, как камни вопиют, громко и страшно кричат. На вершине большого лысого камня-скалы Голгофы — отверстие, в которое был когда-то вставлен Крест. На нем был распят Иисус Христос. Гвоздями Его прибили к Древу, всё Тело было иссечено бичами палачей. Кровь Спасителя падала на скальный камень, и тот раскололся от капелек Святой Крови. Трещина, как рваная рана, рассекла скалу, словно став продолжением Его израненного Тела. Всё творение Божие тогда страдало и кричало: «Что вы делаете?!». Солнце померкло, не давая света, звёзды сыпались с потемневшего неба, завеса в храме разодралась надвое. И расседались камни, словно открывая свои рты в немом крике: «Что вы делаете?!». Только грешные люди были довольны, потому что они именно это и хотели сделать — убить Бога, чтобы Он не мешал им жить так, как хотят, безбожно, а потом закрыть свои безбожные уста, чтобы имя Божие исчезло из этого мира.

Я стоял у подножия Голгофы и видел расседшийся от Крови Христовой камень. Его крик до сих пор звучит в моём сердце. Я всегда вспоминаю об этом, когда читаю молитву свт. Амвросия Медиоланского и молюсь вместе с ним: «Отыми от нас, Господи, беззакония наша и огнем Святаго Твоего Духа в нас милостивне испепели. Отыми сердце каменное от плоти нашея и даждь сердце плотяное, боящееся Тебе, любящее, почитающее, Тебе последующее и Тобою питающееся».

протоиерей Сергий Гомаюнов

Возврат к списку