04.02.2019

Вятское казачество

24 января, в день памяти жертв геноцида казачества, в Спасском соборе г. Вятки руководитель отдела Вятской епархии по взаимодействию с казачеством иерей Сергий Окуловский совершил заупокойную службу. Расказачивание — политика, проводимая советской властью и направленная на лишение казачества политических и военных прав, ликвидацию его как сословия, социальной и культурной общности, вылилась в массовый террор и репрессии.

Казаки испокон веков заселяли Дон, Днепр, Кубань, Волгу, Яик и Терек. Казачество было разнородным, но во все времена верой и правдой служило России, защищало её границы. На казацких стягах было написано: «Царю московскому послужить и за Дом Пресвятой Богородицы постоять». Вятский край не относится к традиционным казачьим землям, но и здесь были казачьи поселения: Романово, Есауловы, Казаковы, Казаковцевы, Кошково… Лаврентьевская летопись сообщает, что значительный приток казаков на Вятку был замечен после утверждения на Волге господства Золотой Орды. Казаки с Дона уходили на север. Так появились «северюки», которые в конце XIV века упоминаются в Московской летописи: «В северных окрестностях казаки находили добычу в татарских улусах. Особенно много их осело по рекам Вятке и Оке, по Каме и Двине до самых Соловецких островов. А воевода великоустюжский, приласкав атаманов, направлял их вести войну с иноверцами, которых в ту пору в этих землях было много. В Архангельской, Вятской, Костромской и Вологодской землях по родовому происхождению четвёртая часть населения были казаками».

Осев на Вятке, они принесли с собой особый дух вольницы: «Природные наездники, неутомимые в ратном деле, упрямые, свободолюбивые, живут по своим законам… Все важные дела и спорные вопросы решают на общем сходе — круге. Атаманы выборные и могут быть заменены по решению схода». Освоив суровый Вятский край, устроив свои поселения, распахав новые земли, казаки исправно несли сторожевую службу. Немало хлопот доставляло им Казанское ханство, чьи отряды на Вятской земле были нередкими гостями. «В 1444 году вятские казаки, вооружённые саблями и копьями, вместе с московскими ратниками внезапно примчались по глубокому снегу на лыжах и напали на татарский отряд царевича Мустафы, зимовавший на Вятке, и истребили всех». Предпринимали вятчане набеги и на своих северных соседей, неоднократно разоряли города по рекам Юг и Северная Двина. Московский митрополит Геронтий в своём послании к жителям Хлынова в 1471 году писал: «Не творили бы набеги на другие народы, а по реке Вятке и Каме казачьи отряды и вольницы жили бы спокойно, а не свозили бы в Хлынов злато-серебро…».

В 1489 году московское войско овладело Хлыновом, а вятских казачьих атаманов Аникеева, Богодатникова и Лазарева в оковах доставили в столицу и там казнили. Пришёл конец казачьему раздолью. Многие с семьями ушли в непроходимые леса Ветлужских Верховин, некоторые уплыли по Вятке на Волгу и Дон, другие отправились на Урал и в Сибирь, но немалая часть вятского казачества осталась на родине и устроилась на царскую службу. Летописи за 1578 год упоминают, что в составе Волжского войска находилась вятская сотня и вятские есаулы Иван Кольцо и Илейка Муромец. В сибирских походах участвовали слободские и котельничские казаки. В середине XVIII века в Волжском казачьем войске было два вятских полка. Во время Отечественной войны 1812 года донской атаман Матвей Платов набрал ополчение из 1700 вятских казаков под начальством войскового старшины Николая Перминова и есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожкова.

На территории Вятской губернии казачьи станицы просуществовали до 1835 года. Затем вятских казаков перевели в разряд государственных крестьян. Огромный приток казачества из южных районов страны был отмечен в 1918–1928, 1933–1939, 1946–1949 годах, когда переселению подверглись сотни станиц, сотни тысяч людей, потомки которых и ныне проживают на территории Кировской области.

В 1990 году в Москве прошёл Учредительный большой круг, на котором был образован Союз казаков России, а в 1996 году появилось Главное управление казачьих войск при президенте РФ. 8 июля 1997 года в Вятку съехались на Большой казачий круг казаки из девяти областей Волго-Вятского региона. Ныне Кировское городское казачье общество возглавляет атаман Виктор Николаевич Рябенко, а духовно окромляет клирик Спасского собора иерей Сергий Окуловский. Межъепархиальную коллегию Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством возглавляет иерей Николай Бевз, настоятель Троицкой церкви пос. Даровского. В 2000 году на базе культурно-спортивного комплекса «Хлыновская застава» в Порошино создан конный казачий клуб «София», которым руководит потомственный казак Сергей Бисеров. В 2005 году создан народный ансамбль песни и танца «Казаки Вятки». В июле прошлого года прошли военно-полевые палаточные сборы Кировского городского казачьего общества. Постепенно возрождаются традиции вятского казачества, восстанавливается историческая справедливость.

Анатолий Авдеев

Фото

Возврат к списку