07.06.2019

«Зачем идут в крестный ход?»

«Я спросил: зачем идете в горы вы? 
А ты рвалася ввысь, а ты рвалась вперед. 
Ведь Эльбрус из самолета видно здорово, 
Рассмеялась ты и взяла с собой.»

Именно эти слова из песни Высоцкого я вспоминаю каждый год, когда начинается Великорецкий крестный ход. И аналогия тут есть. Ведь именно эти же примерно слова хочется задать тем, кто собрался идти в крестный ход. Ведь до Великорецкого можно и на машине доехать за час, зачем такие трудности и испытания? И вряд ли мы услышим другой какой ответ, кроме приглашения присоединиться.

А есть ли что-нибудь такое, что объединяет этих людей, тех, кто стремиться покорить новую вершину горы, и тех, кто идет в крестны ход. На мой взгляд их всех объединяет стремление к высоте, оторваться от земли и подняться над ней. Единственно только, что первые это делают в физической сфере, а вторые – в духовной.

Почему крестный ход называется крестным? Потому что участник крестного хода совершает уникальные передвижение в виде креста. Как это? А так. Он движется не только по горизонтальной линии, но и по вертикальной. По горизонтальной линии он передвигается, когда движется из одного места в другое. Из Успенского собора, например, в сторону Великорецкого и потом обратно, останавливаясь на определенных привалах. Но одновременно с передвижением по горизонтали, он совершает передвижение и по вертикали, от бездны своих грехов к Богу. И вот это одновременное передвижение как по горизонтали, так и по вертикали и образуют из себя крест. Перемещение становиться в виде креста, крестным.

Так устроен человек, что для жизни ему необходимо движение. «Движение – это жизнь» — сказал древний философ. И мы постоянно находимся в движении, каждый свой день. Если же мы останавливаемся, то останавливается и сама жизнь. Как, например, во время сна. Хотя мы и живем во время сна, но в этот период жизнь наша не представляет чего-то важного, результативного. Остановка движения, кроме сна, является для человека чем-то катастрофичным, ненормальным. Что это может быть? Болезнь, инвалидность или даже сама смерть. Поэтому человеку необходимо двигаться. Движение – это жизнь.

Но ведь точно также должно быть и в духовной жизни. Отсутствие движения души означает точно также либо сон, либо болезнь, либо саму духовную смерть. Внешне духовная инвалидность проявляется через такие признаки, как потеря смысла жизни, отсутствие любви и доброты. Человек зацикливается только на материальных вещах, а внутри наступает пустота. Из-за этой пустоты он становится гневным и раздражительным, думающим только о своей выгоде, пренебрегая окружающими. Иногда человек пытается заполнить эту пустоту чем-то материальным – вином или блудом, веселым беззаботным поведением, но радости это все равно не приносит, на душе воцаряется тяжесть и тоска.

Поэтому, чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение, на движение не только влево или вправо, но и на движение вверх, к Богу. Это движение вверх в первую очередь начинается с молитвы, с богопознания и богообщения.

А крестный ход как раз как нельзя лучше помогает человеку на несколько дней сосредоточиться на духовном делании и подняться на ту необходимую высоту, чтобы душа ожила, очистилась в покаянии и наполнилась благодатью. Уходит в крестный ход один человек, а приходит уже другой, очищенный и обновленный. При этом, конечно же, человек наполняется духовным светом ровно настолько, насколько во время пути преодолевал не только видимые препятствия, но и душой стремился покорить духовные вершины, насколько движение его было крестным.

настоятель Спасского собора священник Петр Машковцев

Фото

Возврат к списку