03.03.2014

Начался Великий пост

Завершились подготовительные дни к Великому посту. В Прощёное воскресенье воспоминанием изгнания Адама из рая Церковь поставила нас в начало того пути, который поведёт к главному празднику церковного года – Светлому Христову Воскресению.

Своими истоками традиция Великого поста восходит к первым векам христианства. Древние христиане в воспоминание страданий Спасителя налагали на себя перед Пасхой пост различной строгости и продолжительности. В IV-V веках повсеместно устанавливается общий порядок Великого поста, включающий святую Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Церковь призывает видеть в Великом посте в первую очередь его духовную сторону, рассматривая пост как время сугубого покаяния, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления. Без этого духовного труда человеку невозможно войти в полноту радости Пасхи, как об этом говорится в стихире в Неделю сырную: «Постное время светло начнем… да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху». Особенно важным является стремление христианина к принятию Святых Тайн.

Духовному труду способствует и труд телесный. Ограничения в пище важны не сами по себе, но как условие высвобождения духа: «Предложив тайную пост трапезу, поущает нам богатно насытитися: ядим якоже брашно присноживотные дары Духа; пиим якоже питие слез струи боготочные: и возвеселившеся хвалу Богу непрестанно принесем» (седален во вторник второй седмицы Великого поста).

Духовной сокровищницей Церкви является её великопостное богослужение. На первой седмице поста с понедельника по четверг на великом повечерии будет читаться Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Это поистине чудо церковной гимнографии, текст удивительной силы и красоты. По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой».

Канон святого Андрея Критского говорит о зыбкости и хрупкости нашей жизни. «Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, не готовишися, время сокращается…», а «ум изранен, тело расслаблено, болезнует дух…» В каноне много раз говорится о глубине душевной скорби человека, которая в своей сущности является тоской по утраченному Раю, по изначальному состоянию мира во всей его первозданной красоте. Разорвать оковы греха, восстановить прерванную связь души с Богом, очистить сердце и обновить свою жизнь, вернуть ей подлинное предназначение и радость бытия, преклонить свою душу постом, чтобы исполниться любви к Богу и ближнему – обо всём этом напоминает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который вновь прозвучит в храмах на пятой седмице Великого поста.

Также на протяжении поста по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Со второго воскресенья по вечерам служится Пассия, посвящённая воспоминанию страданий Христовых. И, конечно, особое значение имеет каждый день Страстной седмицы с их неповторимыми службами.

Великий Пост – это время, когда христианин должен проявить усердие в своём молитвенном правиле, чтении Священного Писания, духовной литературы. И очень важно, чтобы получаемое знание отразилось на всём строе жизни, в делах любви и милосердия.

Плоды великопостных трудов откроют наше сердце к принятию радости Пасхи, но разрешением от поста телесного в этот праздник мы не должны утерять навык духовного трезвения, стремления к чистоте души, достигаемое покаянием, связь нашей повседневной жизни с жизнью Церкви. При этом условии Великий пост будет не только одним из периодов церковного года, но и важнейшей школой, в которой мы научаемся идти путём спасения, ведущим в Царство Божие.

Возврат к списку