14.02.2020

Явлю ему спасение Моё

15 февраля — праздник Сретения Господня. Предлагаем вниманию наших читателей проповедь современного миссионера протоиерея Андрея Ткачёва.

Один из самых известных псалмов — 90-й: «Живый в помощи Вышняго». На богослужении он звучит в чине шестого часа, на панихиде и погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным образом он использовался и в иудейской традиции. Его читали на погребениях, в утренних молитвах и в молитвах субботы. Это, кроме прочего, значило и то, что псалом был хорошо известен всем сынам Израиля. Он составлен так, что речь в нём ведётся от лица наставника, перечисляющего наставляемому различные блага, проистекающие из надежды на Бога. А заканчивается тремя стихами, произнесёнными уже от лица Самого Бога. Последний стих звучит по-русски так: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».

Вчитываясь в повествование евангелиста Луки о событии, называемом Сретение («встреча»), можно заметить, что Божественное обещание 90 псалма исполнилось на старце Симеоне. Этот «праведный и благочестивый» (Лк. 2:25) муж был стар и «насыщен днями» (Пс. 90). И было ему обещано Духом Святым, что он не умрёт ранее, нежели увидит собственными глазами Христа Господня. А ведь это и было заветным чаянием всех древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть Его собственными глазами. Поколение сменялось поколением, праведники с печалью закрывали глаза и с верой уходили в смертную тьму. Свои надежды они препоручали потомству, и именно поэтому бездетность ощущалась как проклятие. Ведь в этом случае не только ты не дожил до пришествия Христа, но и семя твоё не укоренилось на земле и не стало причастным радости.

Шли столетия. Вера оскудевала и засорялась земными мечтами о могущественном царе, который должен дать Израилю политическую свободу и земную славу. Только некий «священный остаток», слишком малый числом, чтобы его заметить, жил чистой надеждой и терпеливой молитвой. Первым среди этого остатка был Симеон. До него многие праведники «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались» (Евр. 11:13). А рядом с ним жило множество нечестивых и суетных людей, которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили дня посещения из-за чёрствости души. И это — урок для всех. Мало жить во времена Праведника, мало находиться вблизи Праведника — всё это не на пользу, если не будет веры, которую подаёт Дух Святой.

О праведном Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нём» (Лк. 2:25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух повёл Симеона в храм, когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем не мог быть создан иной храм. Именно здесь весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты. Со всех сёл и городов ежедневно, не говоря уже о праздниках, стекались туда людские толпы для принесения жертв. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долго ждал — Мать и Дитя. Он подошёл к Матери, взял Младенца Христа на руки и произнёс ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить жизнь. В этой молитве он исповедал, что обещанное ему исполнилось. «Видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов». Исполнились и слова 90 псалма: «Явлю ему спасение Моё».

Симеон прозревал внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он видел уже распятым за грехи мира, поскольку именно Крест с распятым на нём Праведником — это и есть «спасение, которое Бог уготовал». То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно из слов старца к Богородице. «Тебе Самой, — сказал он, — оружие пройдёт душу, да откроются помышления многих сердец». Эти странные слова исполнились, когда Матерь Божия стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так очи, слепнущие от старости, приобретают орлиную зоркость в вещах духовных, если сердце человека очищено верой и терпеливым ожиданием.

Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он — слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.

Увидев всё, чего так долго дожидался, и сказав всё необходимое тем, кто продолжал земное странствование, Симеон покинул землю без страха и сожаления. Он видел Мессию! Он шёл теперь в темноту обители мёртвых, чтобы рассказать Давиду и Соломону, Исаие и Иеремии о том, что обетование исполнилось и время всеобщего освобождения близко. Мария с Иисусом на руках осталась за его спиной. Старец медленно и твёрдо шёл к черте, отделяющей этот мир от мира иного. И об этих его шагах нельзя сказать лучше, чем уже сказано Иосифом Бродским:

Он шёл умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шёл по пространству, лишённому тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту чёрную тьму,
в которой дотоле ещё никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Фото

Возврат к списку