13.03.2020

Вятлаг — Поле памяти

Протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии, координатор культурно-просветительского движения «Вятская переправа», представил на Рождественских чтениях в Москве доклад на тему «Вятлаг — Поле памяти новомучеников на Вятской земле».

С 1918 по 1953 год в Вятской губернии (Кировской области) были репрессированы восемь архиереев, пять протоиереев, 422 священника, 37 диаконов, 83 монаха и монахини, 41 псаломщик, семь певчих, 13 просфорниц, 23 председателя приходских советов, 82 иных причастных к Церкви лица. Расстреляно 150 человек, 336 — заключены в лагеря, 158 — высланы в Северный край, Сибирь и Казахстан. Из них прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 97 святых! Многие репрессированные были погребены в местах массовых захоронений, из которых самые большие — Мезринское и Лобановское кладбища г. Вятки, южная часть Севлага (Пинюг, Мураши). Подобные есть почти в каждом районном центре.

В годы Большого террора сформировался Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) — один из крупнейших в системе ГУЛАГа, действовавший с 1938 до 1990-х годов. Располагался в Верхнекамском районе (центр — посёлок Лесной), частично в Коми-Пермяцком округе и Коми АССР. Через лагерь, занимавший площадь в 12 тысяч квадратных километров, с 1938 по 1956 год прошло около 100 тысяч человек, из которых более 18 тысяч нашли место упокоения на вятлаговских погостах.

Комиссией по канонизации святых Вятской епархии при поддержке культурно-просветительского движения «Вятская переправа» подготовлен уникальный сборник «Поминовение. В Вятлаге пострадавшие», включающий сведения из 57 судебно-следственных дел репрессированных священно- и церковнослужителей. Периодически выходят в свет отдельные жизнеописания пострадавших в годы гонений на Церковь. Последнее очень важное издание — календарь-синодик на 2020 год, где указаны дни памяти новомучеников, погибших в Вятлаге.

* * *

В современной церковной истории и агиографии особое значение придаётся изучению подвига новомучеников и исповедников. Нужно отметить, что исследовательская работа в данном направлении сталкивается с некоторыми проблемами. Одна из них — отсутствие необходимой информации. В настоящее время доступ к документам архивов, хранящих сведения о лагерных делах заключённых, максимально затруднён. Они выдаются только по требованию прокуратуры и МВД, то есть совершенно недоступны для церковных исследователей. Между тем в этих делах содержится важнейшая информация о пострадавших за веру Христову людях. Прежде всего это сведения о пребывании заключённого в различных лагерях системы, характеристика выполняемых работ, оценка состояния здоровья, фотографии и, наконец, акты погребений, на которых нередко указан кодовый номер могилы.

К сожалению, этот ценнейший фонд недоступен для всестороннего исследования. Сейчас всё зависит от позиции хранителей архивов и родных репрессированных. По милости Божией в УФСИН по Кировской области работают люди, которые понимают значимость этих данных и содействуют Церкви в их анализе. Кроме того, очень важен поиск родственников пострадавших, которые могут подать запрос на получение информации, а также поделиться воспоминаниями и биографическими сведениями о репрессированных. Для более полного исследования важно участие в этом деле приходов, где служили исповедники веры.

При содействии сотрудников архива УФСИН по Кировской области ведётся работа по выявлению, благоустройству и молитвенному почитанию захоронений репрессированных. Начало этим трудам положено в 2017 году, когда было выявлено место погребения узников лагпункта № 2 в посёлке Сорда Верхнекамского района. Огромную помощь в этом оказали кировский поисково-спасательный отряд «Пересвет» и свечинский отряд «Взвод». Следует отметить, что без генеральной схемы или набора локальных схем, которые в архиве обнаружить пока не удалось, количество и границы могил установить трудно. Тем не менее, на данный момент выявлены места массовых захоронений не только в районе посёлка Сорда (ОЛП-2), но и пос. Созимского (ОЛП-3), пос. Полевого-2 (ОЛП-4), станции Фосфоритной (ОЛП-10), ст. Раздельной (ОЛП-12), пос. Старцево (сельхозлагпункт № 2), где установлены поклонные кресты, а также памятные персональные таблички погребённых священнослужителей и мирян, чьи личности удалось установить. Как человек, который выезжал на поиски захоронений и видел заброшенные могилы, эти заросшие лесом ямы, производящие гнетущее впечатление, свидетельствую, как духовно преображались эти места, как мирно и даже радостно становилось на душе, когда после небольшого благоустройства территории поднимался поклонный крест. Не иначе, как Господь по молитвам погребённых здесь страдальцев, благодарных за заботу об их могилах, утешал нас Своей благодатью…

Иногда принадлежность пострадавших к Церкви ничем не отмечена в приговоре и лагерном деле. Например, у посёлка Сорда погребена Мария Николаевна Малышева из г. Вышнего Волочка, пострадавшая за служение Литургии в её доме, но в приговоре указано только стандартное обвинение в антисоветской деятельности. На другом лагерном пункте захоронена монахиня Мария (Бугрова) из Казани, помощница архимандрита Тавриона (Батозского). В данном случае известно, что её осудили за «религиозно-националистическую пропаганду». Есть сведения, что отец Таврион обвинялся в создании подпольных храмов. Если бы краеведы приложили усилия, думается, удалось бы обнаружить новые факты подвига этих исповедников веры.

Хорошим примером может служить созданное нижегородским краеведом Ольгой Владимировной Дегтевой жизнеописание иеромонаха Петра (Эрзина) из Мордовии, который в течение 20 лет подвизался в Саровской пустыни, а после её закрытия служил в различных сёлах Нижегородской области, был арестован и отправлен в Вятлаг. Удалось связаться с краеведами и священнослужителями из мест, отмеченных в следственном деле отца Петра. Был найден дальний родственник, на средства которого изготовили и установили на месте погребения иеромонаха Петра (Эрзина) поклонный крест и баннер с его жизнеописанием. После выхода статьи на сайте pravoslavie.ru была подготовлена и разослана в места служения отца Петра брошюра, рассказывающая о его подвиге. Думается, только таким путём можно сохранить память о пострадавших за веру после 80 лет забвения.

Есть достойные потомки исповедников, которые лично ведут поиск. Например, А.Б. Орехов, внук рязанского священника Димитрия Орехова, выезжал в Вятлаг на поиски могилы деда. Андрей Борисович оказывает неоценимую помощь в наших трудах, поскольку является профессиональным картографом. Настоятель и прихожане храма, где прежде служил другой рязанский батюшка — священномученик Пётр Крестов — также оказывали нам всестороннюю поддержку и собрали средства для изготовления поклонного креста, установленного в пос. Рудничном Верхнекамского района прихожанами Покровского храма г. Кирса и Никольской церкви пос. Рудничного.

Нужно отметить, что епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн поддержал инициативу прихожан Покровского храма г. Кирса по созданию церковного музея Вятлага, где будут собраны сведения о страдальцах за веру. Этой работой по благословению благочинного Северного округа Уржумской епархии священника Дионисия Путилова занимается группа энтузиастов во главе с Алевтиной Николаевной Телепиной. Со временем возможно посещение вятскими паломниками экспозиции музея и находящихся здесь мест массовых захоронений, где под спудом покоятся прославленные Церковью и пока ещё неизвестные исповедники веры. По этому поводу существует предварительная договорённость с паломнической службой «С Вятки».

* * *

Конечно, сохранение памяти о жертвах Вятлага — не личное дело немногочисленных энтузиастов, которые, к сожалению, зачастую не находят понимания в своём устремлении среди других церковных людей. Это даже не сугубо вятское дело, касающееся только нашей митрополии. В научно-исследовательской, поисковой, мемориальной работе необходима помощь соседних епархий, всей Русской Церкви, общества и государства.

10 декабря прошлого года на заседании Совета при Президенте РФ по правам человека Владимир Путин поддержал предложение настоятеля храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне г. Москвы протоиерея Кирилла Каледы о создании реестра мест массовых захоронений репрессированных и о принятии соответствующих правовых решений. Объединение разрозненной информации об исповедниках веры и местах их гибели уже проводится Общероссийским мемориальным музеем подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» в Бутове. Существует и вятский опыт подобной работы, с которым можно познакомиться на сайте «Новомученики и исповедники Вятской земли» (http://martirologvyatka.ortox.ru). Надеемся, что государство окажет Церкви поддержку в данном направлении, однако и нам, христианам, необходимо объединить усилия.

Слава Богу, есть хорошие примеры соработничества. Сейчас нам известны около 60 имён пострадавших за веру в Вятлаге из разных регионов России и ближнего зарубежья. Исследователи из некоторых епархий интересуется информацией о последнем периоде жизни их земляков. Так, налажено взаимодействие с краеведами из Удмуртии. Среди погребённых на лагерном пункте № 7 около пос. Ягодного Верхнекамского района значатся имена нескольких удмуртских священников, а на отца Василия Сатрапинского, чья могила найдена, готовятся документы для прославления.

Вообще, на сегодняшний день известны имена четырёх канонизированных святых, пострадавших в Вятлаге: это преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), священномученики Павел Никольский, Пётр Крестов и Леонид Виноградов. О последнем необходимо сказать особо. После выявления ряда ошибок, связанных с недостаточно внимательным изучением на местах архивных свидетельств, синодальная комиссия по канонизации святых ужесточила требования к материалам для прославления. В тех же случаях, когда факты из жизни новомученика не подтверждались документально, могло последовать исключение из сонма святых. Подобное произошло с именем сщмч. Леонида, сведения о котором представила Ивановская епархия. Как горько было его потомкам! Они долгие годы считались родственниками врага народа, а когда государство признало свою ошибку и Церковь засвидетельствовала святость отца Леонида, вдруг из-за отсутствия информации о месте погребения его имя исчезает из церковного календаря! Но Господь явил Свою милость и правду: обретена могила батюшки, получена официальная лагерная справка и даже найдена последняя фотография сщмч. Леонида. Пришло время вернуть его имя в святцы!

Важно хранить память не только о страдальцах за веру, но и о всех невинно репрессированных наших соотечественниках. В Вятлаге нашли место упокоения и военнопленные: есть скромные мемориалы немцам, эстонцам, венграм и латышам, за которыми соответствующие государства осуществляют уход через специальные фонды. А мы забыли «любовь к отеческим гробам», находящимся в запустенье. Но ведь этот таёжный край, когда-то называемый страшным словом Вятлаг, останется Полем скорби до тех пор, пока мы не превратим его в Поле памяти!

Приглашаем принять участие в реализации проекта памяти «Вятская Голгофа», включающего сбор сведений об узниках Вятлага, установку поклонных крестов, подготовку экспозиции музея.

протоиерей Андрей Лебедев

Фото

Возврат к списку