Вятская земля в доепархиальный период

История Православия в Вятском крае уходит своими корнями в последние десятилетия XII века, когда выходцами из Новгородской республики были основаны первые русские православные поселения на Вятской земле – Никульчино, Котельнич, Хлынов, построены первые храмы, учреждены первые крестные ходы. Об этом рассказывают известные памятники вятской письменности «Повесть о стране Вятской», «Сказание о вятчанех», «Летописец старых лет», сведения которых подтверждаются новейшими данными археологии.

Вятская страна быстро наполнялась русскими поселенцами – христианами, которые «с Устюга Великаго и с Двины и от многих различных стран приходяще в Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви в уездех по селам поставляющее» (ПСВ). Со временем ведущее место среди всех вятских поселений стал занимать город Хлынов (Вятка), впервые упомянутый в общерусских летописях в 1374 году. В его возвышении в начале XV века важную роль сыграло перенесение Великорецкого образа Святителя Николая, чудесно обретенного в 1383 году на реке Великой и впоследствии прославившегося многими чудесами и исцелениями. Тогда же возникла традиция ежегодного Великорецкого паломничества, уже более шести веков животворящая историю Православия на Вятской земле.

Общественное устройство Вятской земли и церковно-административное подчинение вятского духовенства в XII-XV веках до сих пор является предметом дискуссии. Но несомненно одно: в церковном отношении вятчане были достаточно самостоятельны. Об этом свидетельствует Послание Святителя Ионы митрополита Московского, направленное на Вятку в середине XV века. Из него видно, что никакого органа центрального управления церковными делами или человека, наделенного такими полномочиями, в те годы на Вятке не было. Послание обращено ко всему вятскому духовенству. Святитель Иона строго разбирает те дела вятчан, о которых ему было известно, и призывает их быть христианами не только по названию, но жить по заповедям Божиим.

Между тем возвышение Московского княжества и последующее объединение вокруг него русских земель стремительно вовлекали Вятскую землю в общий ход всероссийской истории. Решающее значение для этого имели походы московских князей и воевод на Вятку, завершившиеся в 1489 году ее покорением и вхождением в состав Московского государства. После этого Вятская земля в церковном отношении попала под начало московского митрополита, однако еще долгие годы эта связь оставалась формальной, прежде всего, по причине удаленности и труднодоступности Вятской земли из-за окружавших ее лесов и болот.

Важнейшее значение для оживления церковных отношений между Вятской землей и митрополией имело принесение в Москву в 1555 году чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. Встреча образу была устроена высокоторжественная – 29 июня у ворот Симонова монастыря его с почетом встречал царь Иван IV, а у Фроловских ворот Московского Кремля – сам Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Вятская икона была торжественно внесена в Кремль и поставлена «в соборной церкви Пречитыя честнаго и славнаго ея Успения, царствующаго града Москвы, против митрополичья места, … и в церкви безчисленное исцеление приемлющее от образа святаго Чюдотворца Николы, больнии, и слепи, и хромии». По преданию, Святитель Макарий собственноручно поновлял эту вятскую святыню, которую глубоко и сердечно полюбили москвичи. Великорецкая икона пробыла в столице более года. По указу царя Ивана IV с нее был написан точный список и поставлен в новосозданном «храме Покрова святой Богородицы надо рвом» (соборе Василия Блаженного), один из приделов которого 29 июля 1555 года был освящен в честь Великорецкой иконы. Лишь через год, в августе 1556 года она была отпущена в Хлынов. В ноябре 1614 года по просьбе царя Михаила Феодоровича Романова Великорецкий образ еще раз посетил столицу России.

Тогда же в 1555 году была учреждена Казанская епархия, в которую кроме казанских городов вошли также земли в нижнем течении реки Вятки. Памятником тех времен является Благовещенская церковь г.Яранска – старейший каменный храм, возведенный в 1652 году по грамоте Казанского епископа. Однако в целом Вятская земля, скрытая за непроходимыми лесами и болотами, населенными не всегда дружелюбными вотяками и черемисами, осталась в недосягаемости от епархиальной власти. Тем более, значительно удаленные от Казани города в среднем течении реки Вятки, которые оставалась под властью московского митрополита, а с 1589 года – Патриарха. Поэтому многие вопросы решались непосредственно в Москве.

Судьбоносным для дальнейшего развития Православной Вятки стал 1580 год, когда высочайшим указом царя Ивана IV в г.Хлынове была учреждена первая монашеская обитель – Свято-Успенский мужской монастырь. Он был основан преподобным Трифоном Вятским – выходцем из архангельских крестьян, аскетом, тружеником и молитвенником, ранее подвизавшимся в пермских пределах. Обитель преподобного Трифона стала поистине духовным сердцем Вятского края – ее наместники и насельники способствовали распространению и укреплению Православия в центральных и южных районах области, отсюда получили начало образование, книжное дело, иконопись, церковно-певческое искусство. Комплекс Свято-Успенского Трифонова монастыря является уникальным памятником церковной архитектуры. Главная святыня обители – мощи преп. Трифона, в день памяти которого 8/21 октября ежегодного в стенах монастыря совершаются епархиальные торжества с участием тысяч паломников.

С Трифоновым монастырем связаны имена многих святых и подвижников благочестия, в том числе святого блаженного Прокопия Вятского (+1628), преподобного Стефана Филейского (+1890), священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского (+1934). Одновременно с преп. Трифоном в северных районах области подвизался его современник – преподобный Леонид Устьнедумский (+1605), трудами и молитвами которого были просвещены земли по рекам Лузе и Юге. Тогда же в г.Хлынове был основан Преображенский девичий монастырь (1624) – старейшая на Вятке женская обитель, которая в последующие века играла заметную роль в жизни епархии.

В середине XVII века Вятская земля еще раз оказалось в центре внимания всей Русской Православной Церкви. В 1647 году центральные районы Московского царства опустошила губительная эпидемия моровой язвы. Задела она и некоторые вятские поселения. Жители Хлынова слезно молились перед Нерукотворным образом Спасителя – новой городской святыней, незадолго до этого прославившейся дивными исцелениями. И Господь ответил на их молитвы: смертельная болезнь обошла Хлынов стороной. Москва же сильно пострадала. Тогда уже в следующем 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича Вятский Спас был привезен в первопрестольную. Фроловские ворота, через которые образ был ввезен в Московский Кремль, с того времени стали называться Спасскими. Затем это название перешло и на возведенную над этими воротами Спасскую башню – главную башню Московского Кремля. Глубоко почитая вятский образ, царь Алексей Михайлович повелел направить в Хлынов его точный список, а саму икону оставить в первопрестольной, в особо почитаемом Романовыми Новоспасском монастыре.

Возврат к списку