Епархия в XIX - начале ХХ вв.

В XIX - начале XX вв. продолжалась работа по устроению жизни епархии. В начале ХХ века Вятская епархия относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения в России. По данным на 1908-1909 в ней насчитывалось 3 210 162 чел., которые составляли 89% населения губернии. В епархии находилось 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение 1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В 6 мужских и 7 женских монастырях подвизалось 202 монашествующих и 1304 послушника.

Все архиереи, занимавшие вятскую кафедру в этот период, отличались прекрасным образованием, многие из них были известны своими богословскими, гомилетическими и историческими сочинениями (например, епископ Агафангел (Соловьев), архиепископ Аполлос (Беляев), епископ Макарий (Миролюбов)). Все они много старались в деле храмового строительства, развития духовного образования, разворачивания миссионерской деятельности.

В наиболее обширных и населенных епархиях разрешалось создавать викариатства. В Вятской епархии в конце XIX в. были учреждены два викарных епископа - Сарапульский и Глазовский. Сначала первым викарием считался епископ Сарапульский, а с 1902 г. - Глазовский. Епархия делилась на 57 благочиннических округов по 10-30 приходов в каждом.

Одной из главных и, к сожалению, так и нерешенных проблем этого периода оставалось тяжелое положение духовенства. Еще с XVIII в. совершается переход к штатному формированию причтов. Реальная нагрузка на духовенство не оставляла для большинства из них никакой возможности основательно входить во все нужды своей паствы. В начале ХХ века в среднем по России на 1 священно- и церковнослужителя приходилось примерно 820 прихожан. В Вятской епархии этот показатель был еще выше - около 1160 чел., на некоторых приходах - до 3-4 тыс. чел. При этом в материальном отношении духовенство оставалось на уровне гораздо ниже, чем чиновники, военные, интеллигенция (врачи, учителя).

В 60-70 гг. XIX века правительство пыталось провести церковную реформу. Вятская епархия приняла активное участие в обсуждении возможных направлений ее реализации. Она стала одной из немногих, которую ставили в пример в таком деле, как создание церковно-приходских попечительств. Но бюрократический подход к реформе, лишивший Церковь свободы действия, в конечном итоге, свел на нет положительный потенциал этого многообещающего начинания.

Среди тех сторон жизни епархии, в которых проявились лучшие силы церковного духа, следует назвать развитие миссионерской деятельности. Она разворачивалась по нескольким направлениям. Ведущим являлась миссия среди старообрядцев, которых на конец XIX века насчитывалось до 80 тыс. чел. Другое направление - работа среди мусульман и язычников, которых было около 140 тыс. чел., и проживали они на территории 236 приходов Вятской епархии.

Развитие миссионерского дела во второй половине XIX века связано с именем настоящего подвижника, отдавшего всю свою жизнь делу миссии и просвещения - прот. Стефана Кашменского. Отец Стефан заложил основы методики ведения миссии и создал ряд структур, на которых держалась вся миссионерская деятельность епархии. Прежде всего, он разработал эффективную методику миссии среди старообрядцев, которую он изложил в ряде своих работ, выдержавших много изданий. В 1875 году прот. Стефан Кашменский основал в г.Вятке противораскольническую школу, в которой осуществлялась подготовка будущих миссионеров, в том числе и из тех, кто из раскола вернулся в лоно Церкви. Со временем у школы появилось и женское отделение. Еще одним важным делом отца Стефана стало создание Миссионерского Братства Святителя Николая Чудотворца, которое принял под свое покровительство великий князь Сергей Александрович. Братство открыло несколько десятков школ для детей и взрослых, выпустило немало духовных книг.

Работу среди инородцев взял на себя вятский комитет Православного миссионерского общества, созданного по инициативе Святителя Иннокентия (Вениаминова). Здесь также усилиями о.Стефана стали создавать школы для детей и взрослых, осуществляться подготовка миссионеров. Труды прот. Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.

Начало ХХ века стало временем серьезных испытаний на прочность всего церковного уклада. Революционные потрясения 1905-1907 гг. вызвали к жизни многие явления, расшатывающие сами основания церковной жизни. Серьезные позиции среди духовенства сумели занять обновленцы. Неожиданным оказалось самое активное участие в революционных событиях учащихся Вятской Духовной семинарии, которая стала центром всероссийского семинарского революционного движения. Серьезно осложнилось положение сельского духовенства в связи с участием в революции крестьян.

Большая заслуга в противостоянии этим процессам и последующем восстановлении нормального течения епархиальной жизни принадлежала епископу Филарету (Никольскому) (1904-1914). Владыка проводил разумную консервативную политику, сумел объединить вятское духовенство и даже образцово организовал кампанию по выбору депутатов в IV Государственную Думу, обеспечив победу правым кандидатам. За все это он не раз подвергался самым резким нападкам со стороны левой и либеральной оппозиции.

Возврат к списку