21.02.2025

«Подвижничество – это образ жизни и практики»

В Институте корпоративного управления Кировской области 18 февраля 2025 года состоялась встреча митрополита Вятского и Слободского Марка со студенческой аудиторией. Просветительская беседа проходила в рамках цикла встреч «Разговоры о служении» при институте. Речь шла о разных аспектах служения – служение людям, служение государству, служение семье.

Вечером вторника аудитория «Инженериума» ВятГУ собрала множество заинтересованных студентов. Владыка Марк поделился с молодыми людьми своими размышлениями на жизненные важные для каждого человека темы, включающие такие понятия, как любовь к Отечеству, служение Родине, внутренняя мотивация при выборе пути служения. Разговор шел о понятиях «свободы» и «выбора», выборе жизненного пути, человеческой любви и создании семьи, о служении воинства, защите Родины, пути служения Богу в Церкви, государственной службе. Рассказал о своем пути, годах обучения в светских университетах, трудового пути и выборе духовного служения Богу, обучении в духовной школе.

Приходить в храм за Истиной и чтобы себя обрести

Разговор митрополит Марк начал с обращения каждого из собравшихся в аудитории к внутреннему вопросу:
­– Я хотел бы начать нашу беседу с вопроса, зачем вы вообще сюда пришли? Зачем вам это надо? Однажды в конце службы я вышел в храме на проповедь, какое слово сказать пришедшим в храм прихожанам? Вышел и задал этот вопрос: зачем вы сюда, в храм, пришли? Это не праздный, не риторический вопрос, а важный, принципиальный жизненный вопрос для человека. И это мы увидим с вами, когда обратимся к Священному Писанию. Вот суд Пилата над Христом, перед крестными страданиями Спасителя мира, Христа привели к Пилату. Пилат задаёт этот банальный вопрос: что есть истина? И в Священном Писании сказано: и Христос молчит. А почему молчит? А потому что Пилат не готов к восприятию ответа. И Пилат, задавая вопрос: что есть истина,­ – совершает не риторическую ошибку, задавая такой вопрос, а принципиальную, жизненную. Мы все с вами в школе учились, русский язык изучали и знаем, что на вопрос «что?» отвечают неодушевлённые предметы, и этим вопросом «что есть истина?», Пилат её, истину, привязывает к неодушевлённому предмету – безнравственной, бездуховной, безжизненной материи, словно, истина – это материальный предмет. И вдруг начинаем понимать, что истина – это не есть сгусток материи, или камня, или ещё какого-то материального предмета, форменный, бесформенный, осознаем, что истина – она, наверное, все-таки отвечает не на вопрос, обозначающий неодушевлённый предмет, а на другой вопрос: а «Кто есть Истина?». Есть ли этому подтверждение в Священном Писании? Есть. Иисус Христос сказал своим ученикам: «Я есть путь истинный и живот вечный» (Ин. 14:6). Истина есть причина мира, а причина мира – это Творец, а это – Личность, а не неживая материя. И поэтому вроде бы, казалось, такой простой вопрос: зачем вы сюда пришли в храм? Если вы сюда пришли зачем-то, то вам здесь делать нечего, здесь материальные блага, какие-либо сгустки материи, не раздают. Если мы понимаем, что мы приходим сюда не зачем-то, а за кем-то, то какой ответ? А за кем – и получается двоякий ответ: либо я сюда прихожу за Богом, за Творцом, либо за собой. А чтобы себя обрести, нужно потрудиться.

Образ Божий в человеке – качество, присущее душе

Господь, Спаситель мира, сказал: «Без Меня не можете ничего творить» (Ин. 15:5). Почему потрудиться? Потому что мы своими неправильными действиями в жизни помрачаем образ, по которому мы созданы, это Образ Божий, а Образ Божий в нас – это не рука, нога, голова, спина, а это качество, присущее душе. Если мы хотим узнать, какими мы должны быть, чтобы сохранить своё человеческое достоинство, надо почитать Откровение Божие. В Священном Писании сказано, каким ты должен быть, если хочешь пребывать в радости богообщения со своим Творцом, приготовь соответствующим образом свою душу. Если ты хочешь обрести Творца, работай над собой. Если хочешь к Нему прийти, ты должен прийти в определённом состоянии. Ты должен работать над собой.

Слова, которые нас формируют

Приобщаясь к опыту предшествующих людей, осознаешь, что те или иные слова начинают для тебя иметь огромное значение. К примеру, эгоизм происходит от латинского слова «ego» – «я» и означает себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Но мне это не показывает путь моего дальнейшего развития: каким я должен быть, как я должен относиться к окружающему миру, как я должен себя в дальнейшем формировать. Ещё в V веке было записано мыслителями: эгоизм – это ложное представление о своей значимости. Удивительные слова. И тогда для тебя открывается путь твоего развития, каким ты должен быть, тогда начинает появляться ответ. А как жить? Делай то, что должно – без эгоизма. Делай в своей жизни то, на что ты поставлен без ложного представления о своей значимости.

Размышляя о мудрости наших предшественников, заключенной в словах, ты начинаешь постигать пословицы, которые нас формируют. Например: свято место пусто не бывает. Но это место будет кем-то заполнено – хорошим, плохим, оно будет заполнено. Можно подумать: а вдруг никем не будет не заполнено? Тогда я задался вопросом: а что такое есть «пустота»? Мы с вами читали из научных трудов по физике, что природа не терпит пустоты. А в духовном плане: свято место пусто не бывает. И когда размышлял в духовном аспекте: что есть пустота, тогда сформировал и себе ответ: «пустота – это есть абсолютная заполненность без твоих личных, ложных, лживых представлений». Не то, как ты представляешь, а каково есть на самом деле.

«Кем вы хотите быть и какими быть – ваш личный выбор»

Предваряя встречу, мы размышляли с организаторами мероприятия на темы, сопряженные с разговором о служении: вот ребята с СВО приходят, начинают задаваться такими вопросами, как «что такое смерть», «что такое умирать», «что такое убивать». Знаете, каждое слово обозначает свой предмет, но слово предметом не является, и его природу не исчерпывает, оно его просто обозначает, но, даже разбирая слово, мы можем получить серьёзное направление своего дальнейшего развития. Когда задумался над таким словом, как «умирать», какой корень у этого слова? Если разобрать слово по составу и обратиться к его этимологии – происхождению слова, то мы приходим к такому его пониманию: «забирание у мира». А куда? А на тот свет. На какой тот свет? А в чем различие этого света с тем светом? Очень существенное. Этот свет тварный, а тот – нетварный.

«Бог во свете живет неприступном» (1 Тим: 6: 16-16). Бог есть Свет, Истина. Поэтому есть свет тварный, а есть свет нетварный. И прекрасные слова есть в Священном Писании, которые говорят о духовном мире и о нашей духовной составляющей внутри нас. Говорится: «Если тот мир, если тот свет, который в тебе есть, – тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23). Аналогичные вопросы Эйнштейн задавал преподавателю. Многие об этом читали, наверное. Существует ли холод? Нет, это отсутствие тепла. А зло – это отсутствие любви. На такие вот вещи обращаешь внимание, и тебя начинает в духовном плане питать. Откуда появляются страхи смерти? От неизвестности. Нас неизвестность пугает. А если тебе все понятно, какие могут быть страхи? Ты, наоборот, готовишься к этой точке перехода, и она очень интересная. На семинарах по боевым искусствам говорят, а почему воины так бережно и внимательно относились к этому моменту в своей жизни – к моменту смерти. А потому что это единственный опыт в человеческой жизни, который не повторяется, можно экзамены пересдать, можно какие-то ошибки в своей жизни исправить. Это единственная точка в нашей жизни, которая неповторима, и она очень важна. Почему? Потому что опять-таки в Писании сказано: «В чем застану, в том и сужу» (Мф. 26:41), то есть человек перед Творцом предстанет таким, какой есть на самом деле. Если говорить о том, какой я есть, мы уже все взрослые люди и сами способны себя формировать, воспитывать, а воспитание от слова: а чем ты себя напитаешь?

И когда идет разговор с военными, которые ведут подготовку людей к воинской службе, или с тренерами, которые занимаются боевыми искусствами, особенно с теми, кто тренирует ребят, спрашиваю их: а вы кого воспитываете, вы воспитываете воина? Может быть, сильного, мужественного, смелого, воспитываете героев или отчаянных? Мне могут сказать, а какая разница, это же почти одно и то же, но это не так, каждое слово обозначает свой предмет. Почему стали называть воинами? А потому, что в бой шли с криком своим. И смелый человек воспитывается очень быстро. Смелого человека воспитают за пять секунд, когда маленькому ребёнку скажут: дерзни старшему человеку, он взял и сделал, вот тебе и смелый человек, потому что он это посмел сделать. А вопрос: какая там нравственная составляющая у этого поступка, в каком он состоянии внутреннем находится? А мужественные – это мужское начало. А кто такой «герой», откуда корни этого слова – из языческой мифологии, от Геракла. Так вы хотите воспитать страстного человека, который совершает поступки по велению своих страстей? Имеет ли смысл идти таким путём? А есть люди отчаянные, их поступки зависят от ими ожидаемого результата, чего они хотят. Отважный – он руководствуется пониманием важности того, что он делает. Поэтому, ребята, как взрослые люди, вы сами себя формируйте и решайте, кем вы хотите быть и какими быть – это ваш личный выбор.

Когда говорим об изучении, о той или другой науке. Есть такое слово, как «исследование». Начинаем также слово разбирать на части. Исследование, то есть получение знаний из какого-то направления, движения, какое оно должно быть, а наук много, есть астрономия, химия, математика, квантовая механика, и везде человек занимается исследованием того или иного направления в окружающем нас мире. А чтобы уметь заниматься исследовательской работой, каким я должен быть? Какие качества должны быть во мне? И вдруг появляется интересный ответ. Исследование – это устранение умственных ограничений. Если у тебя есть твоё личное представление, ты уже другое не примешь, а чтобы получить новые знания, ты должен быть для них открыт. Поэтому эти ограничения в своём понимании окружающего мира ты должен снять, а это тоже работа над собой.

«Что является радостью человеческой жизни»

Меня впечатлило в своё время, когда я понял, что действительно является радостью человеческой жизни. А какая разница между «радостью» и «счастьем»? Счастье – это быть с частью чего или кого. А что такое «радость»? Стал состав слова разбирать. Корень «рад», а «ость» – что такое, и оказалось, что радость – это для меня – это двухсоставное слово, означающее «доставание света». А Бог – есть Свет Истинный. Значит, это доставание Бога. Говорят: я рад нашему общению. Почему? Потому что ты вступил в контакт с этим человеком в общении, ты достал его, ты находишься с ним в связи, и если не будет этого, не будет у тебя с ним никакой радости.

Путь служения

Когда меня спрашивали, почему Вы выбрали этот путь? В любом государстве, два сословия – военное и духовенство служили, а служение под собой подразумевает нахождение не там, где ты хочешь, а там, где это надо. Далее обычно звучит вопрос: а что вас подвигло на выбор этого пути? Что в вашей жизни произошло? Я говорю: ничего не произошло, все шло своим чередом. Меня родили в Москве, на Красной Пресне, потом мои родители переехали в Крылатское. У меня церковно-приходское образование: в советское время не было церковно-приходских школ, но наша спецшкола находилась в стенах Зачатьевского монастыря, это первый женский монастырь в Москве XIII века. Там мы формировались, и само это место, где учились, оно влияло на твоё сознание. Перед войной храм взорвали, в тридцатые годы на нём выстроили школу, и на территории этого монастыря формировался первый полк «Катюш», который уже в декабре 1941 года дал первые выстрелы.

Я из благополучной семьи. Отец военный, инспектировал границу вокруг России. Как и вы, тоже был молодым человеком, поступил после школы в техникум лёгкой промышленности по специальности «ремонт и обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры». В армии понял, что мне этой жизни мало. Не хочу оставаться на этом уровне. Мы же все хотим хорошо жить, правильно, благополучно – поступил в финансово экономический институт сначала на статистику, потом перевёлся на планирование промышленности. И пока учился, работал на разных специальностях – электромехаником шестого разряда, электриком, авиационщиком по шестому разряду, родственники работали в госбанке на высоком уровне и по окончании института предлагали перспективы, но, закончив институт, я не видел развития своей жизни в этом направлении. Меня готовили к служению, я проходил проверку спецподразделения и хотел так же как мой отец, служить своей родине. Но промыслом свыше был выбран путь служения Отечеству посредством священного служения. Это ещё был период гонений, таких сложных отношений между Церковью и государством, поэтому мой отец узнал о том, что я поступил в духовную семинарию только в октябре, через полтора месяца после начала обучения.

Целостное мировосприятие, или Полнота знания

И меня всегда интересовали знания. Но знания не только о материальном мире, но и о духовном – вот тогда будет полнота знания. И поскольку вопросы духа интересовали, читал, познакомился и с правильными, и с неправильными взглядами. Поступив в семинарию, я пришёл туда не за дипломом и не за оценками, а за знаниями. И поставил перед собой цель, что те знания, которые неправильные, аргументированно разбить, не отказаться от них, а себе доказать и пояснить, почему это не так. Поэтому для меня важно было разобраться, когда происходили споры атеистов и верующих людей. Одни говорят, что Бог есть, другие говорят, что Бога нет. У меня сформировался такой ответ. Есть столько теорий научных о появлении мира: есть теория взрыва, есть теория пульсации Вселенной, но та и другая теория приводит к концу человеческой цивилизации, если теория взрыва – материя разлетается, рвутся связи, планеты, галактики разлетаются, наступает холод и планета умирает, теория пульсации подразумевает, что планета сжимается, все сжимается, погибает. Но мне понравились труды ученого Циолковского, который написал книгу о вечной молодой Вселенной. Там нет этих законов, пульсации, сжимания, там появляется новая звезда. В другом месте появляется чёрная дыра. Это не дырка в пространстве, это сгусток материи, который, когда попадает та или иная частица, или тот или иной объект в зону её влияния, то есть происходит притяжение, она поглощает даже электроволны, поглощает все в себя, вбирает, потом набирает критическую массу и взрывается, и рождается новая звезда. Так вот, я для себя нашёл ответ через вопрос, сами себе ответьте: в какой момент времени у безжизненной, бесформенной, безнравственной, безмозглой материи появилось желание рождать формы, наполненные жизнью, сознанием, культурой, порождать законы нравственности? За всем этим может стоять только Создатель мира, Творец.

Образование – это знание о материальном и о духовном мире

И мы, люди, все время, в каком бы возрасте ни находились, мы в состоянии и можем заниматься образованием. Но за словом «образование» кроется очень глубокий и содержательный смысл. Что такое образование? Вот есть люди начитанные, есть люди грамотные, есть люди учёные…

Однажды на заседании дальневосточного военного федерального округа собирали ректоров и профессоров высших учебных заведений, и мне нужно было выступить с приветственным словом, в котором я решил обратить внимание собравшихся к слову «образование». Каждое слово обозначает свой предмет, мы уже говорили, но слово этим предметом не является, оно его просто обозначает, но через слово можно получить некую информацию. Так вот, с греческого языка слово «образование» обозначает начертание определённого образа на сердце человеческом, в человеке, а человек создан по Образу Божиему, а Он – Творец видимого и невидимого мира, духовного и материального. Я говорю на той конференции в дальневосточном округе: «Так понимаете, что такое образование? Образование – это знание о материальном и о духовном мире. Образование подразумевает под собой в этом плане целостное мировосприятие, то есть знание не только о материи, но и о духе. Если мы «дух» убираем, у нас появляется только «материализм». С частью слова «изм» образованы слова: дуализм, монотеизм, пантеизм, феодализм, капитализм, социализм и коммунизм, – это латинское окончание слова для обозначения каких-то учений, систем, абстракций, можно сказать, тоже вера, но без духа Истины.

И чтобы быть образованным, а не просто начитанным человеком, нужно обладать знаниями о двух мирах: и о материальном, и о духовном. И это ваш путь развития, это ваш жизненный выбор. Вы сами будете решать, не только кем быть в этой жизни, но и какими быть.

У меня знакомый очень хорошо сказал, понимаешь, все знают, что нужно делать в экономике, в политике, и таксисты знают, и учёные знают... Не так много людей знают, как это сделать, а единицы делают. А когда стали рассматривать вопросы об этих единицах, которые знают, как делать, он говорит, ещё есть два вопроса: кем делать, реализовывать эти задачи или каким человеком делать. Он, может, быть хороший экономист, но каковы его человеческие качества. Поэтому кем бы ни хотели быть, это ваш свободный выбор, и вы сами себя будете формировать под поставленные вами самими задачи, а под задачи формируют не только свой ум, но свое тело и свою душу. Если ты хочешь быть воином, научись стрелять, стань выносливым человеком, формируй тело. А если ты хочешь заниматься той же самой научной работой, то тебе бегать по десять километров нет смысла, но тебе нужно здоровье, чтобы приобретать знания, их передавать, тебе нужна выносливость, усидчивость, умение концентрировать внимание, мысли, и ты тут тоже должен в этом упражняться, то есть тренироваться.

Сегодня многие размышляют о свободе. Свобода заканчивается в один момент. Свобода существует только тогда, когда есть выбор, а когда выбор сделан, она уже этим и ограничена. Как Христос сказал: «Кто чему служит, тот тому и раб», то есть по такому закону и живёт свобода, когда ты выбираешь между добром и злом. Вот здесь твой свободный выбор, а дальше ты идёшь уже по выбранному тобой пути.

***

После обозначенных размышлений об Истине и путях служения, о вере и выборе пути, о полноте знания и образовании Владыка представил искренние развернутые ответы на задаваемые интересующие вопросы, которые были заранее сформулированы и присланы студентами, а во время встречи озвучены организаторами мероприятия. Были подняты разные темы.

Студентов интересовал вопрос, связанный с Таинством Крещения: правильнее крестить младенцев или принимать Таинство в совершеннолетнем возрасте, как пояснил архипастырь оба пути верные, но в духовном смысле лучше человеку взращиваться, воспитываться, формировать душу под покровом, благодатью, молитвенной защитой Церкви: «Серафим Саровский и Сергий Радонежский были крещены во младенчестве, когда крестят в младенчестве, за духовное воспитание человека отвечают крёстные родители, на них лежит обязанность воспитать их духовно нравственными людьми, и они находятся под молитвенным покровительством Церкви. Церковь – это формирование и основа, это Бог, Он является главой Церкви. То, что мы с вами видим, – это храм, Церковь и храм – это разные понятия. Церковь – это не стены. Когда человек в сознательном возрасте принимает Крещение, он помнит, какую благодать Духа Святаго он получает в этом таинстве, и это у него непосредственный личный опыт, а младенец этого не помнит. Но другое дело, что, приняв Таинство Святого Крещения, младенец с раннего возраста находится под защитой Церкви в духовном плане – противостоянии врагу рода человеческого».

Прозвучали вопросы, связанные со служением в семье, с службой в государственных органах, что, по мнению Владыки, то и другое также может являться одной из форм подвижничества, когда ты трудишься ради Бога и блага людей: «Дух Святой стяживается только тогда, когда ты в своей жизни делаешь что-либо доброе не ради наживы, не ради заработной платы, а ради Бога. Интересные взаимоотношения между Богом и человеком и между людьми Сам Спаситель устанавливает, Он берет младенца и говорит: “Принимающий одного из малых сих принимает всего Меня” (Мф. 18:5-6). Почему человек создан по образу Божиему? Как можно любить? Почему я сказал, что это разновидность духовного подвига? Как можно любить Бога и ненавидеть Его творение? Поэтому, если мы хотим духовно расти и в своей жизни что-то сделать полезное для себя, для людей – трудиться нужно ради Бога, это служение не для себя, не ради чего-то. Если ради чего-то – уйдёшь, все здесь, на земле, оставишь, и ради этого трудиться бессмысленно, неинтересно… Подвижническая жизнь – это не название, это образ жизни и практики».

Размышления архипастыря, наполненные обращением к текстам Священного Писания, жизненным примерам, метафорам, нашли отклик в сердцах слушателей и, несомненно, послужат в нужный момент для студентов верным вектором на жизненном пути, руководством в вопросах, как общечеловеческих взаимоотношений, так и вопросах нравственных и духовных.

Фотографии
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку