Неделя о блудном сыне.
Дорогие братья и сестры, за две седмицы до начала Великого поста, святая Церковь предлагает нам притчу «О блудном сыне»: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:11-32).
Здесь, помимо очень поучительной житейской истории изображается любовь Бога к Своему творению, т.е к нам с вами. Все мы подобны этому блудному сыну, так как мы растратили данную нам от Бога чистоту, осквернили своими грехами святой образ Божий — высшую ценность, заложенную в каждого из нас. Так же эта притча изображает состояние, которое мы должны испытать и осознать в течение поста. Это осознание состояния оторванности от Бога, состояния пребывания вне дома, где нас любят и ждут, где наше место. Причем этот дом мы сами покинули... Без понимания и осознания этого невозможно истинное покаяние — возвращение к любящему Отцу — Богу. Эта притча находится в тесной связи с притчей «О мытаре и фарисее», ведь без осознания своей гордости невозможно покаяние, именно гордость заставила младшего сына покинуть дом отца и отправиться на «страну далече».
Итак, когда мы осознали свою гордыню, свою оторванность от Бога и от дома, нам нужно вернуться, и возвращение наше домой должно сопровождаться как это и показано в притче покаянием, т.е изменением мысли. Нельзя осознавать, что наша жизнь греховна и не исправлять ее. Мы должны отказаться от всего, что противно нашей совести, что противно Христу, т.е противоречит Его заповедям любви. Поэтому необходимо прежде всего примириться со своими ближними, а после этого прийти в церковь на исповедь и там Богу принести свои грехи, т.е сознаться в них, от чистого сердца раскаяться в них и дать Богу обещание, что будем прилагать все усилия, чтобы их больше не было в нашей жизни. И после этого с чистым, легким и радостным сердцем причаститься Святых Тайн Христовых, чтобы соединиться с Богом самым теснейшим образом и пребывать в общении с нашим небесным Отцом. Как сказал нам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20).
Подготовил иерей Алексей Селезнев.