03.10.2016

«Господь награждает радостью, которую не опишешь…»

Предлагаем вниманию наших читателей интервью с первым проректором Вятского духовного училища, настоятелем храма Иоанна Предтечи города Кирова иереем Василием Писцовым.

- Отец Василий, сентябрь знаменует собой и начало Церковного Новолетия, и начало учебного года, в стенах ВДУ этой осенью новые учащиеся, что, если вкратце, предстоит пройти ребятам прежде чем они получат образование, позволяющее служить в Церкви?

- Православная Церковь всегда с огромным вниманием относилась к тому, как готовятся будущие кандидаты в сан диакона, в сан священника. Церковь всегда вкладывала в это огромные ресурсы, огромные усилия, потому что понимала, чем больше человек получит знаний и духовного опыта перед своим рукоположением, тем лучше и качественнее, а, самое главное ответственнее, будет к своему служению относится будущий священник или диакон. Поэтому духовное образование всегда было важнейши элементом церковной жизни. И собственно говоря, то, что происходит у нас на Вятке, является прямым отображением этой общецерковной задачи. Мы также начинаем с нового года в очередной раз подготовку людей, которые пришли в стены Вятского Духовного училища с намерением служить Богу и ближнему в священном сане. Предстоит пройти студентам – именно так мы их называем, как и всех учащихся – очень немало испытаний, и интеллектуальных, и духовных, получить много знаний, как светских дисциплин, потребных священнику, так и специализированных богословских духовно-просветительских. Во время обучения студенты подробно знакомятся с ходом богослужения, не теоретически, но с точки зрения церковной практики – участвуют в богослужениях, как архиерейских, так и просто в богослужениях в храме. Свои знания, которые они получат во время обучения, они демонстрируют во время педагогических мероприятий, таких как посещение воскресных школ, детских садов, ряда других учреждений, где важен педагогический опыт. В принципе можно говорить, что обучение в духовной школе настолько же разносторонне, как разностороння и жизнь священника. Важная задача нашего училища состоит в том, чтобы сделать обучение максимально применимым в дальнейшей жизни для студентов, когда они будут служить в священном сане.

- В год 25-летия с момента возрождения духовного училища ВДУ затронули предписываемые из Москвы перемены. Однако, как мы видим, училище не только продолжает функционировать, но и встречает в своих стенах новых абитуриентов. Проясните коротко ситуацию о дальнейшей судьбе образовательного учреждения и его нынешних учащихся…

- Реформы духовного образования, которые в этом году были проведены в рамках Русской Православной Церкви по указанию Священного Синода, затронули и Вятское Духовное училище, которому было предписано провести реорганизацию и поменять свое название на «Центр подготовки церковных специалистов». Тем не менее это не означает того (как, к сожалению, ошибочно восприняли ряд СМИ), что училище прекращает свое существование. Наоборот, всякие реформы направлены к улучшению духовного образования, и с этой реформой духовное училище получило еще одно направление своей деятельности – оно теперь может готовить не только священников, но и церковных специалистов, таких как катехизаторов-миссионеров. Однако главная задача духовного училища, или, как оно будет впоследствии называться, Центра церковных специалистов, по-прежнему остается подготовка священнослужителей. В частности, постановление Синода говорит о том, что после окончания «Центра специалистов…» сразу же возможно рукоположение в диаконы. Не удивительно, что епархиальное священноначалие, правящий архиерей рассчитывают, что данные студенты будут продолжать свое обучение в семинариях и соответственно получать и степень священства. В последнее время очень немало людей, вышедших из стен Вятского духовного училища, стали священниками Вятской Епархии, которые ответственно и с большим рвением совершают свое служение. Многие их знают по своим приходским храмам, я думаю, что в этом смысле Духовное училище выполняет свою задачу и оправдывает свои немалые духовные, физические и материальные средства, которые в него вкладываются. Подводя итог, можно сказать, что реформа духовного образования, которая произошла в этом году, послужила лишь к укреплению Духовного училища, которое не потеряло ничего из того научного и духовного потенциала, которые были наработаны за 25 лет его существования церковнослужителями и священнослужителями.

- Нередко прихожане интересуются, где пройти обучение, чтобы петь в церковном хоре, но поскольку регентское отделение на сегодня при училище не функционирует, что можно рекомендовать…

- Одна из сторон деятельности духовного училища – регентское отделение прекратило свое существование в виду того, что количество учащихся приблизилось к критическо малой отметке и функционирование регентского отделения стало невозможным. Тем не менее это все-таки не означает отказ от желания епархии привлекать все новые и новые кадры для усиления певческой составляющей церковной службы.

- В основном учиться на церковно-служителей идут молодые люди после школы или уже зрелые личности, люди с иным профессиональным опытом, семейные, готовые к служению духовно?

- Сейчас для духовного образования Вятки настал тот момент, когда в духовное училище в большинстве своем идут не юноши, идущие сюда после школы, а люди зрелые, имеющие семьи, чаще всего от 30 лет и старше. И многие из этих людей учатся не только на заочном отделении, но и на очном обучении, желая по максимуму получить знания. Это связано с тем, что они уже, пройдя определенный путь в своей жизни, не являясь малоопытными юнцами, но уже состоявшимися в жизни людьми, самостоятельно приняли устоявшееся решение – они готовы идти служить Церкви. И процент людей, которые принимают Священный сан, вступают на путь священного служения, из такого рода абитуриентов гораздо выше, нежели тех, кто поступает сразу после школы. Для тех, кто пришел после школы, процесс осмысления своей жизни, определения своего пути в жизни приходится как раз на время духовного обучения, и здесь возможны искушения, куда более вероятны перемены этой жизненной установки, и человек, окончивший духовное училище, может оказаться не готовым идти и совершать служение в Церкви. Таких людей никто и никогда не задерживает, не принуждает и не обвиняет в том, что они уходят из Церкви, потому что для нас это совершенно нормально. Гораздо хуже получить священника, который стал на свое служение по принуждению и не желает этого, чем отпустить его в обычную мирскую жизнь, полагая, что он наверняка останется добрым христианином, который может принести пользу Церкви и на другом поприще. А иногда бывает и так, что человек, который не готов к принятию священного сана или не готов к церковному служению сразу после окончания духовного обучения, а уходит куда-нибудь в светское служение, спустя какое-то время, бывает десятилетия, приходит снова в Церковь уже с четко сформировавшимся и понятным желанием только служить Церкви и пониманием, что только церковное служение являет и дает ему смысл жизни.

- А Ваш путь был каков?

- Мой путь был, скорее, по первому сценарию, я пошел в духовную школу сразу после окончания общеобразовательной, хотя и не был принят в семинарию, был оставлен так называемым кандидатом, год готовился к поступлению, и через год был принят на полном основании в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Это решение – пойти в духовные школы – у меня сформировалось в следствие того, что, начиная с детского возраста, я был прихожанином храма Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, где тогда служил очень авторитетный священник протоиерей Василий Ермаков, он оказал на меня решающее влияние в становление и на формирование моего мировоззрения, и когда я окончил 11- класс в школе, другого пути для себя я уже не осознавал. Хотя в детстве мечтал о разных профессиях, но выбрал церковное служение. После окончания семинарии я поехал учиться в Московскую духовную академию, а затем уже был направлен на церковное служение, принял сан диакона, а затем вышел уже на церковное служение.

- Вероятно, служение в Церкви, а тем более, в Священном сане, оказывается, в реальности несколько иным, нежели представлялось юным учащимся, поскольку путь сопровождается большим самоотречением, Вы о трудностях выбираемой стези ребят предупреждаете?

- Я не знаю, как с этим вопросом обстоит в других духовных школах, но нас никто не предупреждал о будущих трудностях, и я никого не предупреждаю о будущих трудностях. Единственно, что меня настораживает, когда я вижу первоклассников, если кто-то приходит в духовное учреждение без «розовых очков». У меня есть такое стойкое убеждение, что у каждого учащегося в духовной школе проходит примерно равный путь духовного становления. Он начинается с начала с идеалистических воззрений, причем чаще не важно в каком возрасте ты приходишь – первоначальные радужные представления присутствуют и у молодых, и у тридцатилетних. Затем происходит у каждого по-разному проходящая духовная ломка, связанная с разрушением розовых очков. И это происходит абсолютно всегда и везде в церковной среде, а дальше у человека может быть два пути: он либо уходит с этого пути, увидев, что ожидания его не оправдались, либо он уже приходит к осознанной и максимально понятной для самого себя православной вере, лишенной каких-либо иллюзий об исключительной праведности себя или праведности его окружающих. Поэтому, я думаю, что сама жизнь, само обучение в стенах духовного учреждения его предупреждает гораздо больше о будущих трудностях священнического служения, нежели какие-либо слова или убеждения, ведь все, что приходит через собственный духовный опыт более ответственно воспринимается, чем ты слышишь словами.

- Вероятно, Высшая цель служения Богу и людям приносит особые благодатные плоды и, несмотря, на все внешние трудности, претерпения, дарует сердцу радость, а жизни придает особый смысл?

- Несомненно. Церковное служение тем и отличается, что оно очень трудное, требует больших усилий, но мы, те, кто служит, все знаем, что Господь награждает за это такой радостью, которую даже нигде не опишешь и не передашь другим людям. Когда радость церковного служения, радость служения в храме, радость служения Богу наполняет человека, то абсолютно все испытания, которые он до этого перенес, кажутся ему незначительными и неважными для его жизни. Каждый мог это ощутить на своем пути, например, в крестном ходу или, находясь на церковной службе, или в молитве к Богу - в той или иной степени.

- Отец Василий, Ваше служение начиналось в Санкт-Петербурге, затем проходило в Хабаровске, теперь на Вятке… можете сравнить особенности пастырского служения, взаимодействия с прихожанами в этих столь различных регионах?

- Как в том числе и приходскому священнику мне кажется, что служение в Санкт-Петербурге и на Вятке больше похожи, нежели служение в Хабаровске. Служение в Хабаровске – это было служение на территории, где Православие было не столь укоренено во времени. Советские гонения, уничтожение Православия на Хабаровской земле носили тотальный характер, в то время как искры Православия на Вятке теплились достаточно серьезно. Поэтому, собственно говоря, если говорить о Хабаровске, это была выжженная пустыня, и служение там носило в большей степени миссионерский характер, то служение в Санкт-Петербурге и на Вятке носит пастырско-окормительский характер, когда не только ты пытаешься донести людям весть о Христе, весть о церковной жизни, но и эти самые люди, прихожане своей духовной жизнью, уже достаточно серьезным духовным опытом, обогащают тебя уже во взаимном общении. Кроме того, особенность характеров дальневосточного и европейского также сказываются. Неоднократно говорилось, что на Дальнем Востоке люди очень долго приглядываются к тебе и очень неохотно впускают тебя в круг своего общения, зато потом, если ты зарабатываешь определенное доверие, они очень к тебе хорошо относятся. В данном случае Вятка ближе к Санкт-Петербургу, где взаимное доверие и взаимное общение возникают гораздо быстрее, и люди здесь гораздо мягче по своему характеру. А в основном церковное служение везде – и в Санкт-Петербурге, и на Вятке, и в Хабаровске – совершается вокруг Святой Евхаристии, вокруг службы в храме – и это то, что объединяет нашу огромную страну от Калининграда до Владивостока. Везде совершается одна и та же служба, везде на Литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовым, и все причащаются от единой Чаши. И это то, что объединяет самые разные характеры, людей самых разных воззрений, самого разного положения.

- Как стараетесь вовлечь в приходскую жизнь молодых людей, приходящих в храм?

- Если говорить о детях, то невозможно не отметить, что при храме есть воскресная школа. Мы сейчас планируем вступить во владение зданием рядом с храмом, благодаря чему воскресная школа расширится, и дай Бог, в воскресную школу придут больше детей, нежели ходило раньше. Отвечая на этот вопрос, хотелось бы обратиться также к достаточно болезненно воспринимаемому мной событию современной церковной жизни. Дело в том, что когда я учился в семинарии, одной из очень ярких личностей среди моих одноклассников, был нынешний священник, служащий в Санкт-Петербурге – Глеб Грозовский. Он попал в очень тяжелую ситуацию, его обвиняют в педофилии, состоялась его экстрадиция из Израиля в Россию. Почему я об этом вспомнил – мой первый опыт церковного служения, когда ты молодой человек и горишь желанием сделать много, помочь ближним, и хорошо, когда есть человек, который направит тебя на этом пути. Для меня в юности это был мой одноклассник – Глеб Грозовский. Это был молодой человек, который нас, семинаристов, тогда возил в детские колонии, мы играли в футбол с заключенными, приезжали к ним с чаепитиями. То, что сейчас делают студенты в рамках педагогической практики, мы тогда делали добровольно, в следствии того, что нас увлекал энтузиазм нашего одноклассника. И предъявляемые ему обвинения, которые страдают большими недостатками, считаю совершенно неоправданными, поскольку деятельность этого священнослужителя, когда я его знал, свидетельствует совершенно об обратном – это была деятельность человека, несущего действительно самоотверженное служение именно в молодежной среде. Поэтому внутренне я молюсь за то, чтобы отец Глеб сумел избежать всех испытаний, которые ему было суждено перенести. Это один из самых достойных людей, которые были в моей молодости. И всех прихожан, все верующих людей я призываю молиться, чтобы все обвинения к Глебу Грозовскому были сняты.

- Расскажите о планах прихода на новый церковный год…

- Как я уже было сказал, основным из планов является организация большой воскресной школы, а в остальном мы продолжаем совершенствовать наше служение, наше общение с прихожанами, продолжаем узнавать наш приход и поддерживать те инициативы, которые уже сложились при нашем приходе – это и киноклуб, это и литургические беседы, и общество трезвости.

- О чем бы Вы как священник, проректор и преподаватель предостерегли молодых людей, помышляющих о служении в Церкви, а кого бы, напротив, призвали?

- Самое главное, от чего хочется предостеречь молодых людей: когда Вы идете в Церковь, ни в кое случае не думайте, сколько Вы будете зарабатывать. Если Вы идете в храм с мыслью о том, сколько Вы будете зарабатывать – лучше сразу развернитесь и идите в обратном направлении. Это не потому что человек не должен заботиться о своей и о своем заработке. Это потому что, когда Вы начинаете свое служение и начинаете его с этого, то сразу же все Ваше служение перестает быть служением людям, перестает быть служением Богу, а становится только служением себе. Принимайте все, что произойдет в Вашей церковном служении после его начала, как должное.

- У Вас подрастают трое детей – отцовская любовь строгая? Воспитание в основном лежит на Вас или больше на матушке Наталье?

- Я не склонен давать советы по воспитанию детей. Все основные советы можно почерпнуть во многих православных книгах по данной тематике, а личный опыт он у каждой семьи, на мой взгляд, будет полезен при каком-то личном общении, потому что все семьи разные, все люди разные, и невозможно наложить какой-то единый шаблон на все воспитание. Другое дело, что есть определенные требования, которые изложены и в Священном Писании, и в церковной практике, которые надо выполнить при воспитании – своих детей: надо научить молитве, надо научить их исполнению христианских заповедей, надо приучить их к Добру и так далее, но как это удастся приучить ко всему этому – это уже особенности каждой семьи. Но с другой стороны, в этом вопросе в помощь может быть хорошая христианская литература. Насчет строгости отцовской любви – в свете последних законов даже опасно рассказывать в газете о том, как своего ребенка наказал (улыбается). На мой взгляд, не только отцовская, но и материнская любовь всегда должна сопровождаться строгостью. Зачастую родителям нужно понуждать себя в некоторых моментах строгости и твердости в спросе со своих детей в ряде поступков. При этом моментов, когда ты добр и ласков со своими детьми, будет все равно больше. Воспитание детей у нас лежит пополам, и матушка, и я стараемся вместе уделять внимание. Но в следствие моей занятости, все же на плечи супруги в плане этих обязанностей приходится все же чуть больше, по крайней мере это касается младшей дочки.

- И в завершение беседы хочется услышать пожелание Вашим студентам на новый учебный год, точнее небольшое пастырское наставление…

- Мои пожелания студентам будут очень просты. Основа любого духовного образования имеет две части – это знания и духовный опыт. Получая знания, не забывайте о духовном опыте. Рассчитывая получить духовный опыт, ни в коем случае не игнорируйте знания. И то, и другое Вам пригодится, и то, и другое будет основанием в Вашей дальнейшей жизни. А все остальное – устроится лучшим образом для спасения вашей души и душ тех, кто вас окружает, поэтому надейтесь на Бога и хорошо учитесь.

- Спасибо за познавательную беседу!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку