25.10.2016

Искушение 1917 годом

Тема минувших Свято-Трифоновских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» обращает наше внимание к истории страны. Данная тема в разных аспектах раскрывалась на всех мероприятиях чтений. Начало обсуждению ее было положено VIII Межрегиональной конференцией «Обретение святых», которая прошла на площадке Кировского областного краеведческого музея. Наиболее подробно данная тема была раскрыта в докладе организатора конференции протоиерея Александра Балыбердина «Искушение 1917 годом. Уроки столетия», с которым священник также выступил на пленарном заседании чтений.

«Опять двадцать пять»

Приближается 2017 год, в течение которого, вспоминая события столетней давности, мы еще не раз услышим про то, что «Великий Октябрь вписан в историю навсегда»[1], «Ленин - это не столько прошлое, сколько будущее»[2], а Сталин - «эффективный менеджер», который «принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой», как о нем говорил Черчилль[3]. Что же касается репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь, то их проведение будто бы было вызвано «исторической необходимостью»[4], или, проще сказать, «так было надо», чтобы страна могла развиваться, победить фашизм и полететь в космос.

Очевидно, что пройти мимо подобных высказываний нельзя. Хотя бы потому, что на самом деле Черчилль ничего такого про Сталина не говорил[5]. Однако эта подделка до сих пор входу, и сам факт ее широкого использования означает, что вопрос об отношении к Октябрьской революции, гонениям и репрессиям советских лет до сих пор не прояснен для миллионов наших современников. В том числе для тех, которые в два последних десятилетия пришли в храмы и ныне называют себя православными христианами.

Интерес к событиям 1917 года подогревается также тем, что их столетний юбилей знаменует собой окончание очередного 25-летнего цикла, которые в истории России повторяются с удивительной закономерностью. Особенно в вопросе о политических свободах. Судите сами. Так, в 1856 году император Александр II, взойдя на престол, приступил к масштабным реформам, важное место в которых занимал вопрос о личной свободе подданных, и спустя ровно четверть века, в 1881 году, был убит народовольцами, после чего его сын император Александр III был вынужден провести контрреформы.

Прошло 24 года, и император Николай II своим Манифестом от 17 октября 1905 года всё же даровал подданным политические свободы, но спустя четверть века, в конце 1920-х гг. новое руководство страны во главе со Сталиным перешло к политике массовых репрессий, которые правящая партия осудила на ХХ съезде в 1956 году, то есть снова спустя четверть века.

Прошло еще 25 лет, и после смерти Брежнева, Андропова и Черненко в стране началась масштабная «перестройка», сопровождавшаяся отрицанием советского опыта и распадом страны. Сегодня, опять спустя четверть века, мы наблюдаем отрицание уже самой «горбачевской перестройки» и возрождение интереса ко «всему советскому». Вот и получается - «опять двадцать пять!»

Справедливости ради, надо заметить, что «Закон 25 лет» работает не только в России, но и других странах мира. Не утомляя обилием фактов, замечу, что именно столько - четверть века - прошло между штурмом Бастилии и восстановлением во Франции династии Бурбонов (1789-1814), началом Первой Мировой войны и началом Второй Мировой войны (1914-1939). И даже между созданием Евросоюза и выходом из него Великобритании (1992-2016) прошла также почти четверть века.

Впрочем, во всем этом нет никакой мистики, и объясняются они тем, что, поскольку полное формирование организма человека заканчивается именно к двадцати пяти годам, то, в среднем, каждую четверть века в жизнь общества вступает новое поколение «детей», которые, подобно Блудному сыну (Лк. 15, 11-32), отрицают дела и убеждения своих «отцов». Причем иногда решительно и кроваво. О чем Христос сказал: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10, 21).

К сожалению, в истории так было не раз. И, если мы не хотим, чтобы следующие поколения снова ввергли нашу страну в новую революцию, гражданскую войну и репрессии, на вопросы - чем это плохо? и почему этого не должно случиться? - наше поколение обязано дать ясный, аргументированный и убедительный ответ.

«Они мешали строить социализм»

Понятно, почему этого не было сделано раньше. В том числе потому, что советский режим долгие годы скрывал правду о жертвах ленинского «красного террора» и сталинских репрессий. Удивительно другое. Почему сегодня, когда всё это широко известно, некоторые люди, в том числе ученые, продолжают называть Сталина «эффективным менеджером»?

Мне вспоминается 1990 год, когда, будучи студентом пединститута, проходил практику в одной из кировских школ и узнал, что на мой урок собирается прийти с проверкой заведующая кафедрой, доктор наук, профессор, пожилая и авторитетная женщина, искренне преданная идеалам социализма. Мне же предстояло рассказать учащимся о возникновении марксизма, к которому в то времени я уже относился критически.

Весь урок я старался, что называется, «не сболтнуть лишнего» и, в итоге, не сказал о марксизме, ни одного плохого слова. Однако, как только урок закончился, и дети вышли из класса, профессор жестом предложила мне сесть за парту напротив и вполне искренне, я бы даже сказал, участливо спросила: «Объясните, за что Вы так не любите марксизм?».

Вопрос прозвучал настолько неожиданно, что я откровенно растерялся и, забыв о субординации, спросил в ответ: «А за что его любить? Сколько невинных людей погибло!». Имея в виду сталинские репрессии, о которых в то время много писали и говорили. На что профессор также совершенно спокойно ответила: «Но ведь они мешали строить социализм, не так ли?».

Помню, тогда я не нашелся, что ответить. Но сегодня понимаю, что всё дело в «системе координат», согласно которой человек решает для себя, что плохо и что хорошо? кто достоин жить, а кто обречен умереть? «Система координат» профессора была такова, что людям, которые «мешали строить социализм», в ней не было места. И, если бы в число этих людей попали ее родные или знакомые, они были бы также обречены погибнуть, превратиться «в лагерную пыль». Как сказал поэт: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!». Хорошо это или плохо? Такой вопрос для людей с таким «железным» или «стальным» сердцем и такой «системой координат» вообще не стоял.

Не потому ли миллионы наших соотечественников до сих пор ничего не знают или не хотят знать о Новомучениках и исповедниках Российских, что подобный вопрос не стоит для них и сегодня? Потому что по-прежнему значительная часть нашего общества живет и мыслит в «системе координат», заданной вождями Октябрьской революции, глядя на них исключительно снизу вверх, как на памятник или на идола? Вместо того чтобы встать с колен, выпрямиться и твердо сказать, что, несмотря на все попытки выдать коммунизм за христианство, подобная «система координат» с христианством не имеет ничего общего, и именно поэтому Русская Православная Церковь в годы репрессий пострадала как никто другой.

Искушение 1917 годом

Чем «система координат» Евангелия и Церкви Христовой, отличается от той, что была навязана народу и стране сто лет назад? В чем состояло «искушение 1917 годом»?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, с какими словами Христос, Сын Божий вышел на проповедь, и что Его ученикам надлежит искать, прежде всего? «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17) и «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33). Без этих слов христианства нет. Как нет христианства без Самого Христа, Который есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 16). Поэтому заповедь о любви к Богу является «первой и наибольшей заповедью». «Вторая же и подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

Такова «система координат» христианина, в свете которой все достижения советских лет, включая количество выплавленного чугуна и стали, сданных в эксплуатацию километров дорог и квадратных метров жилья, построенных школ и больниц, театров и стадионов, ликвидация неграмотности, освоение космоса и даже победа в Великой Отечественной войне имеют значение в ту меру, насколько все это способствовало близости ко Христу и «возгреванию» любви к Богу и ближнему, которые неразрывно связаны и взаимообусловлены.

Когда-то, в блаженном начале истории человеческого рода, люди жили в Раю, и Бог был для них ближним. Адам и Ева любили друг друга, и не отделяли этой любви от любви к Богу. Но «враг рода человеческого» предложил Еве «разделить любовь», пообещав, что, если она во имя любви к Адаму проявит нелюбовь к Богу и нарушит данную Им заповедь, то «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) или, проще говоря, Еве с Адамом «будет счастье». Чем это закончилось, известно - отвернувшись от Бога, люди также отвернулись и друг от друга, и мир погрузился в почти беспросветную череду войн и иной нелюбви.

Для того чтобы восстановить истину о том, что подлинная любовь едина и неразделима, Сын Божий пришел в мир и стал для людей ближним - родился и жил среди людей, вместе с ними засыпал и просыпался, путешествовал, ел и пил, радовался и печалился, беседовал, исцелял, учил их видеть в Боге Отца и в ближнем приблизившегося Бога, не только как Бог, но и как ближний был распят на Голгофе и, Воскреснув, обещал, что никогда не оставит Своих учеников и «до скончания века» будет им ближним (ср. Мф. 28, 20).

Более девяти веков, спотыкаясь и хромая, Россия шла по этому пути, стремясь соединить в жизни страны и народа любовь к Богу и ближнему. Но в 1917 году Ленин и большевики, возглавив страну, фактически повторили древнее дьявольское искушение, пообещав людям, что без Бога им «будет счастье». После чего последовало семь десятилетий непрестанной, всесторонней, масштабной борьбы с Богом, которая обернулась преследованием и уничтожением миллионов своих же соотечественников, причем, зачастую, самых лучших, образованных, культурных и честных людей, потеря которых еще долго будет сказываться на судьбах страны и судьбах ее граждан.

Вот как сказал об этих гонениях профессор Николай Евгеньевич Емельянов (1939-2010), под руководством которого в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете была создана электронная база «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»:

«В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет. Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей - царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-го летнего священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов»[6].

Вот некоторые факты, подтверждающие беспрецедентный масштаб гонений на Церковь в XX веке.

В 1914 году православными считали себя более 98 миллионов подданных Российской Империи или 60 % населения. Практически все они испытали гонения и притеснения. Особенно, в первую четверть века советской власти - с 1917 по 1941 г.

Накануне 1917 года в Российской Православной Церкви было более 54 тысяч церквей. К началу Великой Отечественной войны действующими оставались 1277 храмов, и еще 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики. Всего 3021 храм или менее 6 % от их дореволюционного числа.[7]

В Кировской области властями, по сути, был поставлен эксперимент по полному искоренению православной веры. Из 866 церквей Вятской епархии в 1941 году действовали только 6[8]. После того, как 11 декабря 1937 года управляющий Кировской епархией архиепископ Киприан (Комаровский) был расстрелян во внутренней тюрьме НКВД в г. Кирове, епархия фактически перестала существовать.

Накануне 1917 года в Российской Православной Церкви было 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, 185 духовных училищ, 72 епархиальных женских училища, 37 528 церковных начальных школ[9]. Уже в 1918 году почти все они были закрыты. В том числе Вятская семинария и духовное училище. В 1922 году в Уголовный Кодекс РСФСР была введена статья, устанавливающая наказание за «преподавание религиозного учения несовершеннолетним». Отменены эти запреты и ограничения были только в 1990 году.

По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300, причем более 200 в одной только Тверской области. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «Осень 1937 г. и зиму 1937/38 г. сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под «следственными» бумагами, а в выписках из актов о приведении в исполнение смертного приговора секретарь тройки при УНКВД часто ставил «1» час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени. И получалось, что, например, все приговоренные в Тверской области были расстреляны в одно и то же время»[10].

И такая политика в отношении Церкви продолжалась не год и не два, а десятки лет! Последней в г. Кирове была закрыта и взорвана Феодоровская церковь. Произошло это в 1963 году, когда советские космонавты уже штурмовали космос. После чего Церковь еще четверть века находилась в плену у советского государства.

Когда этот трагический период закончился, Церковь стала собирать свидетельства о подвиге Новомучеников и исповедников Российских, благодаря чему на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года были прославлены 813 святых. В следующие годы эта важная работа была продолжена силами Синодальной комиссии по канонизации. В итоге в Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской были внесены имена 1774 святых (на 01.01.2011).

Среди них - святитель Виктор, исповедник, епископ Глазовский; священномученики Михаил (Тихоницкий), Николай (Подъяков), Виктор (Усов), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), преподобноисповедник Александр (Уродов), мученица Нина Кузнецова. Твердость в вере явили в годы гонений преподобный Матфей Яранский, монахи и монахини Успенского, Филейского, Преображенского и других монастырей, десятки и сотни вятских новомучеников, пока еще не прославленных Церковью, но знаемых Богом.

Уроки столетия

Каковы же уроки прошедшего столетия? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, с Кем так долго и целенаправленно, не жалея сил и средств боролись противники Церкви?

Известно, что сами они предпочитали называть себя не богоборцами, а атеистами, и утверждали, что борются не с Богом, а с религией и «религиозным дурманом», Церковью и «церковниками», служителями и «прислужниками», «попами» и «поповщиной», «темными массами». Но задумаемся, так ли это?

Гонители закрывали и разрушали храмы, как места собраний христиан. Однако храм - это не только место собраний верующих, но, прежде всего, дом Божий, место встречи со Христом, Который говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Поэтому, закрывая и разрушая храмы, гонители гнали и преследовали не только верующих, но также Самого Христа.

Атеисты утверждали, что борются с Церковью, как с «контрреволюционной организацией». Но для христиан, по слову Апостола Павла, Церковь всегда была и является Телом Христовым (Еф. 1, 22-23). Поэтому попытки ее расколоть, подчинить или уничтожить, которые в годы гонений предпринимались не раз, сродни стремлению подчинить или уничтожить Самого Бога.

Как дышат враждой против Самого Христа запрет советских властей на преподавание Закона Божия, проведение выставок икон и концертов духовных песнопений, деятельность духовных академий, семинарий, училищ и пастырских курсов, на издание Библии, церковных книг, газет и журналов, молитвословов и, особенно, Евангелия - Благой вести Христовой.

Поэтому один из главных уроков тех лет звучит ясно и убедительно. Как писал Апостол Павел: «Бог поругаем не бывает!» (Гал. 6, 7), или, как сказал Сам Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Церковь не только выстояла, но и приросла новыми людьми, зачастую, выходцами из неверующих семей. И это стало возможным, прежде всего, в силу неизреченной любви Божией. Бог, от Которого в результате гонений отвернулись миллионы россиян, Сам не отвернулся от них, но, как любящий Отец, привлек к себе, обнял и назвал Своими сыновьями и дочерьми.

И, во-вторых, это стало возможным потому, что все годы гонений и притеснений «Церковь ближних Богу» не сдавалась, сопротивлялась гонителям и продолжала свидетельствовать о Христе и Его Царстве. В том числе подвигом Новомучеников. Причем с первого дня и до последнего. Приведу три примера.

В 1922 году в ходе организованной большевиками кампании по изъятия церковных ценностей в стране произошло 1414 кровавых инцидентов; общее число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду, было 2691 чел. белого духовенства, 1962 монашествующих, 3447 монахинь и послушниц; всего - 8100 жертв.

Протесты против закрытия храмов не стихали даже в середине 1930-х гг. Когда в 1937 году в СССР была проведена перепись населения, православными назвали себя 41,6 млн. чел., или 42,3% всего взрослого населения РСФСР. И это в 1937 году, на который, как известно, пришелся пик репрессий! Давайте спросим себя, окажись мы на их месте, смогли бы мы поступить также?

В 1960 году, чтобы сократить посещаемость храмов, власти Кировской области запретили проведение дневных богослужений во всех сельских храмах с Фомина воскресенья (первое воскресенье после Пасхи) до Михайлова дня (21 ноября). Все это время прихожане приходили в храмы к 10 часам вечера. Далее в полночь начиналась литургия, после которой, уже под утро, совершались - крестины и другие требы. И так четыре года подряд! Случись это сегодня, смогли бы мы проявить такую же твердость в вере и верность Церкви?

Еще один из уроков прошедшего столетия состоит в том, что, отказавшись от Бога и Его заповедей, богоборцы сами заложили бомбу под государство и общество, которое они создавали. Причем дело не только в том, что выпускники построенных ими школ научились не только считать, но и обсчитывать, врачи - не только лечить, но и делать аборты (причем до 4 млн. в год!), а полки библиотек заполонили детективы и глянцевые журналы.

Случилось большее. Всякая нелюбовь - к Богу, Церкви, дореволюционной России, ее истории и культуре есть отрицание, и за годы советской власти это отрицание настолько вошло в привычку, что каждое новое поколение россиян, названное по именам «вождей» - поколение Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина - стало утверждаться путем отрицания предыдущего, что, в итоге, чуть было не погубило страну, и, как показали 90-е годы, это отрицание другим отрицанием не преодолеешь. Только любовью.

Что сегодня?

Принято считать, что церковное возрождение началось в 1988 году, когда наша страна впервые широко отметила Тысячелетие Крещения Руси. И вот с тех пор прошла четверть века. Четверть века храмы в России не закрываются, а открывается, и кому-то может показаться, что так было всегда и так будет всегда. Но история свидетельствует о другом. О том, что будущее зависит от нас. От того, в какой «системе координат» мы живем? Смогли ли мы преодолеть древнее искушение и «стяжать дух мирен» - дух любви к Богу и ближнему?

Поэтому самое время спросить себя.

Не потому ли сегодня мы не почитаем Новомучеников и исповедников Российских, что не чувствуем живой связи с Христом и теми, кто свидетельствовал о Нем в годы гонений? Что Церковь является для нас не Телом Христовым и великим даром Божиим, а всего лишь «организацией», как и утверждали богоборцы? Что любовь к Богу и ближнему, от которой они хотели нас отвратить, так и не стала смыслом нашей жизни?

Но, если так, то зачем наше поколение пришло в Церковь? Не был ли наш приход просто отрицанием того, чем жили наши «отцы»? И теперь, когда старшее поколение почти ушло, и пафос отрицания в нас выдохся, не случится ли то, что уже не раз бывало в истории - глядя на нас, следующее поколение отречется уже от наших убеждений, дел и веры, и виноваты в этом будут уже не Ленин и большевики, а мы сами.

Виноваты в том, что поддались древнему искушению, и не поставили во главу всех наших мыслей, планов и дел - как государственных, так и церковных - любовь к Богу и ближнему, пример которой в XX веке явили миру Новомученики и исповедники Российские.

Каким будет наш ответ?



[1] Новиков Д. Великий Октябрь вписан в историю навсегда // Правда. № 37 (30388). 8-11 апреля 2016 г. URL: http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/37-30388-8-11-aprelya-2016-god/velikiy-oktyabr-vpisan-v-istoriyu-navsegda/

[2] Косолапов Р. Но дело его живет // Правда. № 43 (30394). 22-25 апреля 2016 г. URL: http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/43-30394-22-25-aprelya-2016-goda/no-delo-ego-zhivyet/?sphrase_id=27381

[3] Там же.

[4] Иванова-Гладильщикова Н. Сталин - великий менеджер или учебник истории МГУ. URL: https://ria.ru/analytics/20100908/273522924.html

[5] В действительности, эта цитата взята из статьи британского историка - троцкиста Исаака Дойчера «Сталин» Британской энциклопедии (издание 1956 г., Т. 21. С. 303). См. Куртюков И. «Принял с сохой, а оставил с бомбой». URL: http://wiki.istmat.info/док:куртюков_принял_с_сохой_а_оставил_с_бомбой.

[6] Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 гг.). URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/nmstat4.html?/ans (дата обращения: 29.09.2016)

[7] Дамаксин (Орловский), игумен. Гонения на Русскую Православную Церковь в СССР. URL: https://orthodoxy33.wordpress.com/2011/11/15/nssr/ (дата обращения: 28.09.2016)

[8] Маштафаров А.В. Территория. Вятская и Слободская епархия // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/161163.html (дата обращения: 29.09.2016).

[9] По данным выставки "Преодоление. Русская Церковь и Советская власть" организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. URL: http://download.pstgu.ru/misc/preodoleniye/pixiq_preodoleniye.html

[10] Дамаксин (Орловский), игумен. Указ. соч

Фото

Возврат к списку