22.06.2017

Духовные корни победы

22 июня 1941 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших, началась Великая Отечественная война, остановившая окончательное уничтожение Церкви в СССР.

Период Великой Отечественной войны характерен тем, что свидетельствует о подлинном патриотизме Русской Православной Церкви, о её сотрудничестве с государством на благо своего Отечества.

Казалось бы, о войне известно всё: уже написаны воспоминания и романы, исторические исследования и сборники документов… И всё-таки о самом главном многие не знают. Как, например, понять и объяснить, почему же Красная Армия после понесённых ею страшных потерь в 1941—1942 годах собралась с силами и в конце концов разгромила мощного, технически оснащённого врага? Одни в качестве главной причины называют великую силу духа и пламенный патриотизм советских людей, другие — огромные людские и материальные резервы, накопленные в России ещё при царе… Но над полями невиданных по своим масштабам сражений витали и иные, высшие Силы, которые незримо, но постоянно покровительствовали нашей стране. Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной. С благословения Русской Православной Церкви в первый же день войны. Горячих молитв наших отцов и матерей. Благословения сыновей, идущих на фронт с крестами и иконами.

Совершенно другая открывается перед нами война, когда мы расположим её даты в соответствии с церковным календарём. Воскресенье, 22 июня 1941 года, когда фашистские захватчики напали на наше Отечество, пришлось на один из наиболее чтимых Православной Церковью праздников — День Всех Святых. Для верующих людей это был совершенно определённый знак надежды на то, что начатая борьба непременно закончится нашей победой.

В России с самого начала войны море людей хлынуло в православные храмы. Огненные испытания заставили их преодолеть страх и вновь обрести Веру.

Глава Русской Православной Церкви, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал православный народ на защиту Отечества. Словно удары священного набата звучат его слова: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени неправдой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!»

В первый же день войны митрополит прозорливо предрёк победу, которую нашему народу ещё предстояло выстрадать, вымолить и завоевать ценой бесчисленных жертв. На протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на победу.

И.В. Сталин был поражён появлением неожиданного союзника в лице гонимой им Православной Церкви в трудные дни войны. В заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу…», что надо мобилизовать все силы народа для победы. Это был призыв забыть все обиды прошлого и попытка собрать воедино всех граждан страны. Отзвуки обращения владыки были слышны в выступлении И.В.Сталина 3 июля, когда он обращался к народу, и с удивительными для большевистского руководителя словами: « Братья и сёстры…». На параде 7 ноября 1941 года И.В.Сталин в своей речи отмечал: «Обратимся к памяти великих православных предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского… а завершил речь утверждением «Наше дело правое — победа будет за нами!» Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

Страна была на грани катастрофы. Что же тогда остановило немецкую армию? Как отмечает учёный А.В. Трубицин: «Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата…». У старца Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме перед началом Великой Отечественной войны. Он видел Божию Матерь, св. пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы он не оставил Россию.

Контрнаступление под Москвой началось 5—6 декабря 1941 года, на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и в день кончины святого благоверного Великого князя Александра Невского, а закончилось к Рождеству Христову. Оно повернуло ход всей войны. И пусть до победы ещё предстояло воевать почти четыре года — начало было положено.

Не затихала молитвенная жизнь церкви, там шла незримая духовная битва. Службу совершали и на оккупированной, и на освобождённой территориях. Служили на месте разрушенных и осквернённых храмов, в партизанских лесах звучало пастырское слово, вселяющее веру. Церковь и народ были едины в Великой Отечественной войне.

Война закончилась в ликующие Пасхальные дни! 6 мая 1945 года Пасха совпала с днём святого великомученика Георгия Победоносца, именно в этот день немцы прекратили сопротивление, и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и духовная победа наша.

8 мая, в день, когда празднуется Иверская икона Божией Матери, покровительница столицы, капитуляцию Германии от имени Верховного Главнокомандующего принимал маршал Георгий Константинович Жуков. Парад Победы был 24 июня — в День Святой Троицы.

Ирина Ланцева

Фото

Возврат к списку