23.06.2017

Состоялась паломническая поездка по святыням России выпускников Воскресной школы и прихожан храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Выпускники Воскресной школы и прихожане храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по благословению настоятеля храма иерея Виталия Лапшина совершили паломническую поездку к мощам святителя Николая, привезенным из города Бари в Москву, посетили храмы и монастыри Костромской, Ярославской и Ростовской, Московской, Владимирской и Нижегородской епархий.

Паломничество началось с молебна о путешествующих перед иконой Божией Матери «Достойно Есть», после чего группа отправилась в путь. Костромскую епархию наши прихожане посещали еще в ноябре прошлого года, но всем полюбился старинный город на Волге реке, что решено было вновь включить его в маршрут поездки. Прихожане заехали помолиться прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому в Макарьев, прп. Никите Костромскому в Кострому. На Литургии в царской обители династии Романовых Ипатьевском монастыре паломники причастились. С верою и упованием на заступничество Царицы Небесной обратились к образу Божией Матери перед Ее иконой «Феодоровская» в Богоявленско-Анастасиином монастыре, побывали и в храме Воскресения на Дебрях.

В этот же день, 13 июня, группа прибыла в Ярославскую епархию. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, утвержденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов – Феодора, Иллариона и святителя Леонтия Ростовского. На этой земле явилось множество святых и подвижников благочестия, среди которых благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Дмитрий Ростовский, святой праведный Феодор Ушаков и многие другие.

В Ярославле вятские паломники посетили Спасо-Преображенский монастырь. На его территории находятся памятники архитектуры XVI – XIX веков. Здесь было найдено произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игоревом». Главный, Спасо-Преображенский собор, был построен в 1224 году и заново отстроен после пожара по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Его фрески – памятник стенописи эпохи Иоанна Грозного. Напротив Святых монастырских врат находится часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Установлена часовня в ознаменование выхода из стен монастыря в 1612 году ополчения Минина и Пожарского, так как именно в Спасо-Преображенском монастыре находился штаб ополчения, и здесь народное движение крепло и набирало силу перед наступлением на Москву.

В домонгольский период на территории Ярославской епархии возникают первые монастыри, два из которых - Аврамиев Ростовский и Никитский Переславский – существуют по сей день. Расцвет духовной культуры XVI – XVII веков начался со строительства каменных храмов, развития иконописи и фресковой живописи, колоколитейного производства. Символом этой эпохи стал Ростовский кремль, воздвигнутый митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем). Благолепие и красота Ростовского кремля поразила вятчан. В кремле в советский период проходили съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Посетили паломники Богоявленский Авраамиев монастырь. Здесь находятся мощи основателя обители, преподобного Авраамия Ростовского. Датой основания монастыря считается 1080 год, хотя первое документальное свидетельство относится к 1261 году. Одной из причин отсутствия архивных данных является пожар в Ростове, случившийся в 1730 году. Главный собор обители, Богоявленский, появился в 1555 году, как благодарность царя Иоанна Грозного за чудодейственную помощь прп. Аврамия. Известно, что царь, отправляясь походом на татар, посетил монастырь и взял в поход жезл прп. Авраамия, хранившийся при его мощах. Этим жезлом преподобный разрушил идола Велеса на языческом капище и основал на его месте монастырь. В конце XVI века в обители подвизался прп. Иринарх Затворник и нёс послушание келаря. Почти через 100 лет в монастыре построили Введенский собор и Никольскую надвратную церковь. Обитель процветала благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича, позже ее посещали Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Елизавета Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Незадолго перед революцией монастырь стал женским, а в 1929 году был закрыт. Долгие годы обитель разрушалась и оставалась в запустении. Возрождение началось с возвращения из Ростовского музея мощей преподобного Авраамия, но и сейчас некоторые храмы обители требуют реставрации. Помолившись в Никольском храме у мощей преподобного, паломники отправились в Спасо-Яковлевскую Дмитриеву обитель.

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь основан в конце XIV века епископом Иаковом и начал свою историю с деревянного храма в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Первым каменным зданием стал Троицкий собор. С 1702 года монастырь находился под опекой митрополита Димитрия Ростовского, он сам указал место своего погребения. В 1752 году его святые мощи были обретены.

В конце XVIII века в обители расцветает искусство финифтяной иконы, возводится Дмитриевский собор. На богомолье сюда приезжали многие цари и царицы. Наша группа была поражена красотой и величественностью собора с иконостасом из искусственного мрамора в виде триумфальной арки. Среди святынь монастыря икона Божией Матери «Ватопедская» и «Боголюбская». Вода в святом источнике из часовни св. Иакова по вкусу похожа на минеральную.

К ужину паломники храма святых Веры, Надежды, Любови и Софии прибыли в Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Обитель на родине прп. Сергия Радонежского была основана в 1427 году на месте дома родителей, преподобных Кирилла и Марии, по историческим сведениям разорялась поляками, а в советский период была почти до основания разрушена. На следующий день группа помолилась на Божественной литургии, многие паломники причастились Святых Христовых Таин.

Далее нас ждала обитель прп. Иринарха Затворника. Сам прп. Сергий Радонежский благословил на строительство Борисоглебского монастыря новгородских монахов Феодора и Павла. Основатели монастыря прославлены как преподобные, их рака с мощами, как и мощи прп. Иринарха, находятся в храме святых Бориса и Глеба. Монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями. Преподобный Иринарх прославил обитель духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития – затвор, прожив в веригах 38 лет. Каждому вятскому паломнику после молитв у раки преподобного дали возможность надеть вериги святого. После экскурсии по монастырю паломники отправились в путь.

Впереди нас ждали святые места города Переславль-Залесский. Одним из древнейших монастырей города, основанных по преданию на берегу Плещеева озера в 1010 году Борисом, сыном князя Владимира Святославовича, является Никитский мужской монастырь. Освящен монастырь в честь святого Никиты Великомученика. В конце XII века здесь подвизался преподобный Никита Столпник. Монастырь был полностью выжжен поляками в 1611 году, а позже восстановлен при участии царской семьи Романовых и патриарха Филарета Никитич. В советский период монастырь был закрыт, а иконостас Никитского собора сожжен. Сейчас здания монастыря отреставрированы. В Никитском соборе находятся мощи и вериги прп. Никиты.

Из Никитского монастыря группа отправилась в Свято-Никольскую обитель. В монастыре находится Корсунский крест, мощи святых Андрея Смоленского и Корнилия Переславского.

С большой любовью встретили вятских паломников в Горицком монастыре. Название монастырю дано по его местонахождению на возвышенности – на «горице». С высоты открывается красивый вид на город и храмы Переславль-Залесского. Монастырь основан в XIV веке при Иване Калите. В обители подвизался прп. Даниил Переславский. На территории монастыря до сих пор располагается историко-архитектурный музей, но один из храмов – Никольский - действует. Несколько икон в храме мироточат. Среди чтимых икон – икона св. мцц Веры, Надежды, Любови и Софии и св.Николая, иконы Божией Матери «Тервеническая», «Милующая с Кормителем». Среди святынь обители, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, подаренный матушке Ефросинии Святейшим Патриархом Константинопольским в храме святого в городе Керкира и даровницы с частицами мощей святых угодников Божиих: преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, прп. Серафима Саровского и прп. Александра Свирского, святителей Дмитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Интереснейшая экскурсия с рассказом матушки о чудотворных иконах и чудесах, происходящих по милости Божией в монастырских стенах, надолго увлекла наше внимание. Уезжать не хотелось, но впереди нас ждала Троице-Сергиева Лавра. Матушка Ефросиния вышла за монастырские ворота и, подойдя к нашему автобусу, благословила в путь.

Приехав в Троице-Сергиеву Лавру, группа поспешила в Троицкий храм приложиться к мощам преподобного Сергия. История России тесно связана с историей обители прп. Сергия: здесь на Куликовскую битву получил благословение Дмитрий Донской; здесь был крещен Иоанн Грозный; молился Василий Третий после похода на Псков и Иоанн Грозный после взятия Казани; в Смутное время монастырь выдержал осаду польско-литовского войска; во время Стрелецкого бунта монастырь был убежищем для царевны Софьи; в монастыре укрывался Петр Первый; по указу Елизаветы Петровны в обители была открыта духовная семинария. Значение Лавры выросло, когда в 1814 году из Москвы была переведена Духовная академия. Помимо мощей прп. Сергия в обители находятся мощи прп. Никона и Михея Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иосафа, архимандрита Дионисия, прп. Максима Грека и еще около 200 частиц мощей святых угодников Божиих. На следующий день многие паломники помолились на Божественной Литургии и причастились Святых Христовых Таин. Посетив Лаврские храмы, к обеду группа прибыла в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

История обители связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Здесь он прожил более 8 лет и все силы употребил на создание точного подобия Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергая себя дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Многие цари и царицы строили и благоукрашали монастырь. Это был один из центров паломничества. Революция и Великая Отечественная война трагически отразились на судьбе Нового Иерусалима и, лишь в июле 1994 года возобновилась деятельность монастыря, а в 2008 году был создан благотворительный фонд по восстановлению обители. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь встретил нас своим благолепием храмов и красотой росписей. В Воскресенском соборе паломники посетили все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень миропомазания, Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня. Храмы, богословские надписи, изразцовые иконостасы - все возводит ум и обращает сердце паломника к Святой Земле.

Неподалеку от Истры находится еще один монастырь, куда хочется приезжать как можно чаще – это обитель преподобного Саввы Сторожевского, основанная в 1389 году по благословению прп. Сергия Радонежского и просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В белокаменном Рождественском соборе находятся мощи прп. Саввы. В XVII веке на богомолье в монастырь приезжал царь Алексей Михайлович, и обитель, отстраиваясь, получает статус Лавры. Саввино-Сторожевский монастырь всегда находился под патронатом Великих Князей Московских, а затем государей дома Романовых. Познакомившись с архитектурным ансамблем монастыря, паломники вернулись в Троице-Сергиеву Лавру.

16 июня, помолившись у раки прп. Сергия, едем в Москву. Цель поездки - Храм Христа Спасителя. Именно сюда впервые за 930 лет из города Бари привезли ковчег с частью ребра святителя Николая. У нас в Великорецком подворье Трифонова монастыря тоже есть ковчег с частицей мощей святителя и так же привезенный из Бари. Почитают наши вятские люди святого Николая Угодника. Везде, где бывают, стараются помолиться святому. Вот и наша группа, встав в очередь у Крымского моста, быстро начинает свой путь и, трижды прочитав акафист святителю Николаю, мы входим в храм Христа Спасителя. Благоговейно приложившись к мощам, обратившись молитвенно к святому со своей просьбой, каждый паломник получает икону святителя Николая Чудотворца. Радостные от соприкосновения со святыней, мы садимся в автобус и продолжаем путь. В Покровском женском монастыре мы всего за 30 минут прошли очередь к мощам блаженной Матронушки Московской. Пока стояли, читали акафист святой. Кто-то уже не в первый раз приезжает в монастырь, но почитание святой Матроны Московской так велико, что паломники всегда задают один из первых вопросов: «А к Матронушке когда поедем?». Многие у нас в Вятке ходят в Спасский собор, где находится чтимый образ блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей, читают дома акафист. В пути вятские паломники посмотрели фильм о жизни и чудесах святой подвижницы. К вечеру группа приехала в Муром. Утро следующего дня началось с Божественной литургии, а затем паломники посетили святыни Спасо-Преображенского, Троицкого и Благовещенского монастырей.

Всего через несколько часов группа шла по территории Серафимо-Дивеевской обители. Все прошли по Святой Канавке, помолились у мощей батюшки Серафима, преподобных и блаженных жен Дивеевских, и, искупавшись в источнике преподобного, в Цыгановке, отправились в обратный путь.

Паломническая поездка продолжалась почти неделю, но усталости не было. Паломники вернулись радостные и одухотворенные от соприкосновения со святынями православного мира, а, выходя из автобуса, спрашивали: «А куда будет следующая поездка?».

Все паломники благодарны фотографу группы и прихожанину Всехсвятского храма города Кирово-Чепецка Вячеславу Аркадьевичу Суслову за организацию фотолетописи паломнической поездки.

Светлана Станиславовна Вотинцева

Фото

Возврат к списку