04.07.2017

Душа его во благих водворится!

1 июля 2017 года преставился ко Господу один из старейших клириков Яранской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Шалагин. Отец Анатолий много лет прослужил в Никольском соборе г. Котельнича, где в понедельник, 3 июля, при большом стечении верующих состоялось отпевание всеми любимого старца. Богослужение возглавил епископ Яранский и Лузский Паисий в сослужении сонма духовенства. 

Среди священства присутствовал близкий друг отца Анатолия митрофорный протоиерей Геннадий Сухарев, а также бывшие настоятели Никольского храма ныне клирики Вятской Епархии - протоиерей Сергий Сизихин и иерей Евгений Виноградов. По завершении погребения на старом городском кладбище протоиереем Геннадием была совершена заупокойная лития. Простотой своей жизни батюшка явил пример для всех нас. Любому начатому делу он отдавался полностью, но никогда не выставлял себя вперед. Господь да упокоит душу новопреставленного протоиерея Анатолия в селениях праведных. Вечная память!

В память о новопреставленном протоиерее Анатолие публикуем небольшое интервью, данное им в 2004 году газете «Вера – Эском»:

– Какой у вас огромный храм!

– Да, храм у нас большой. Рассчитан на три тысячи человек. До сих пор только на большие праздники полностью заполняется.

– А как давно он построен?

– Его несколько раз перестраивали. Последний раз перед революцией освящали в 1905 году. Этот храм сохранился только благодаря тому, что здесь сделали трикотажную фабрику. Когда делали фабрику, люди слышали, как в алтаре поют ангелы. До этого храма мы 15 лет ютились в маленьком молитвенном доме, который находится в овраге. Тогда на всю округу до самого Горького не было ни одного храма, люди отовсюду к нам на службы съезжались. Великим постом по 500 человек исповедовались, крестились за раз по 120 человек.

Надо было как-то отвоевать этот храм. Пришел я на заседание горисполкома, где решался вопрос. Храм хотели отдать отделу культуры. Спрашивают меня: «У вас есть деньги на восстановление храма?» – «Нет». – «Ну, тогда передадим отделу культуры». – «Хотите клуб сделать? – говорю. – А ведь это Дом Божий. Будете опять осквернять его. Почему не можете передать по назначению?» Председатель горисполкома был резко против, чтобы храм передали нам, а помощник его Борис Павлович нас поддержал. Тремя голосами против двух храм передали православной общине. Правда, Бориса Павловича за это потом сразу же вышвырнули с работы.

Сперва в храме мы восстановили правый придел Архистратига Михаила. Долго в нем служили. Главный Никольский придел только года два как освятили. Все пришлось переделывать. Купол был перекрыт, храм завален. Крест на куполе в церковное новолетие 14 сентября установили. Мне родной брат, монтажник пятого разряда, помогал его ставить.

Дьякон Владимир много помогал нам в строительстве храма. Он у нас большой, двухметрового роста, как Гулливер, ничего не боится. Крышу всю сделал, обрешетку, леса – все его работа.

Когда открылся храм, молодежи много стало приходить. Детей к причастию приносят. Раньше, было, идешь по городу, слышишь вслед со всех сторон: «Поп толоконный лоб идет». В Яранске когда служил, на Пасху в меня даже яйцами сырыми кидали. А сейчас идешь, все: «Батюшка, здравствуй! Батюшка, здравствуй!» Нет, слава Богу, изменилось кое-что.

– Отец Анатолий, расскажите немножко о себе. Сколько лет вы служите священником?

– 26 лет и семь месяцев. Я не рвался в священство, хотел просто быть при храме. С малых лет на службы бегал за шесть километров. Это здесь было, в селе Никулята Яранского уезда. Службы начинались рано. В полтретьего выбегал из дома: летом и зимой один ночью бежал до храма. И дедушка, и бабушка по материнской линии у меня были верующими. Дедушка при царе служил в царской гвардии, был под два метра ростом. Потом на родине он служил урядником.

До армии я часто в лес ходил молиться. Сверстники гуляли, а я брал Евангелие и уходил в лес за речку, чтобы никто не видел. В армии служил за границей, в Венгрии, в танковых частях. Бывало, на учениях перед стрельбами скажешь: «Господи, благослови!» – и снаряд точно в цель попадает.

После армии 5 лет работал на Урале на металлургическом комбинате в Ново-Троицке Оренбургской области. Очень любил там в храм ходить. Потом переехал в Марийскую республику, тоже каждый день в церковь ходил. Там меня заметили батюшки. Как-то владыка Казанский Пантелеимон вызвал меня на Светлую седмицу, хотел рукоположить в дьяконы, но я отказался. При расставании владыка сказал: «Тебе надо Богу служить, а то прощения не будет». Я тогда задумался. Это и повлияло на то, что я все-таки решил стать священником. 25 сентября 77 года меня рукоположили. Потом я служил в Яранске. В начале служения и скорби, и гонения были. Я все время молился Николаю Чудотворцу: «Никола Угодник, вся надежда на тебя». И вот владыка Хрисанф переводит меня в Котельнич, окормлять Николаевский приход. Уже 25 лет как я здесь служу, из них 20 был настоятелем храма Николая Чудотворца.

Беседовал Е. Суворов

Фото

Возврат к списку