29.12.2017

Святыни Свято-Трифонова монастыря

Мужской Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии был основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским. Как и всякая древняя обитель, монастырь хранит свои особо почитаемые святыни: рака над мощами Преподобного Трифона Вятского, икона XIX века всех Святых в земле Российской просиявших с мощевиками и другие.

1. Рака над мощами Преподобного Трифона Вятского

«Паломников притягивала в обитель не только возможность помолиться преподобному, но и приложиться к раке, где почивали его мощи, прикоснуться к вещам, принадлежавшим, по преданию, святому. Начиная еще с XVII в. в монастыре была устроена рака над местом погребения преп. Трифона, здесь же находился и его образ. В 1764 г. на раке упоминается покров с его изображением, который, по-видимому, сохранился до наших дней: «У преп. Трифона на гробнице плащаница вышита по отласу серебром и золотом образ его, по полям вкруг обложен позументом малым серебрянным, да покров парчевой с золотыми травами, крест из позументу сребряннаго, вкруг оныя гробницы столбцы и решетки из зеленой меди». Через сто лет на раке лежал тот же образ преподобного, только по краям его был вышит тропарь. В 1764 г. над гробницей также находилась икона преп. Трифона, украшенная серебряным чеканным венцом и окладом, цатой, вышитой из китайского и персидского жемчуга и разноцветных камней, «вкруг того образа писаны чудеса его…»

Настоятели всегда заботились о месте погребения преподобного. В Успенском соборе у северной стены возвышалась литая медная посеребренная рака. В начале XIX в. «по причине учинившейся впадины земли» гробница покосилась, поэтому она была сдвинута со своего места, а окружавшая ее решетка разобрана. В 1805 г. все это было приведено в порядок, причем истлевшые на гробнице покрывало («срачица») домотканого синего холста («крашенины») и «одежда» из темно-зеленого сукна были заменены новыми.

В 1825 г. Иван Степанович Потапов посеребрил медную раку над погребением преп. Трифона, получив за работу 180 руб. В 1830 г. она выглядела следующим образом: «Под сенью резной вызолоченной на бульфаре… гробница преподобнаго Трифона из зеленой меди, в четырех углах медными ж выбивными столбцами и с трех снаружи сторон решеткою посеребряною апплике, на гробнице плащаница по атласу золотом и серебром с фольгою, руки накладные серебряные под золотом, в круге плащаницы обложено в один ряд узким серебряным позументом. Против гробницы на столпе – образ Трифона, на нем венец и оклад серебряный, цата из жемчуга с камушками… Вкруг образа писаны чудеса его».

В 1830 г. над гробницей была устроена сень, выполненная по рисунку губернского чиновника В. Н. Мосолова. За «крашение и позолоту резьбы сени над гробницею Преподобнаго Трифона с написанием с трех сторон в клеймах икон, и вверху над преподобным Господа Савваофа» монастырь заплатил 100 руб. вятскому мещанину Ивану Шмелеву. Деньги на устройство сени монастырю пришлось занять.

В 1854 г. изготовили новую сень, тоже деревянную с тремя клеймами: «Наверху 3 писма, изображение – пр. Трифон, Господь Саваоф, Иисус Христос с крестом, верху крест деревянный на яблоке».

В 1903 г., ко дню памяти преп. Трифона, над погребением была установлена новая рака, пожертвованная вятским купцом В. С. Поскребышевым, а также новая сень, устроенная на средства монастыря. Рака была серебряной, позолоченной, «чеканной работы с эмалью». С одной стороны был написан тропарь преп. Трифону, а также надпись о жертвователе. Наверху находилась серебряная риза и чеканное позолоченное изображение погребения преп. Трифона: «Верхняя доска серебряная, позолоченная, чеканная с эмалью. Венец серебряный, позолоченный, с эмалью. Камней в венце один большой аметист, 20 малых и 31 белых, самых малых, все в оправе.

Изображение преподобного Трифона живописи, под стеклом». Сень над ракой была металлической, высеребренной, местами позолоченной, на 4-х столбах. Над сенью было пять круглых клейм, увенчанных крестами, с изображениями св. Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя, блаж. Прокопия, явления Божией Матери преп. Трифону, преп. Трифона, Успения Божией Матери. Хранились в монастыре и прежние раки. Так, в Благовещенской церкви находилась «гробница преподобного Трифона металлическая, с серебряным верхом».

Паломников также привлекали в монастыре реликвии, связанные с первым вятским архимандритом. Так, на раке хранились принадлежавшее преподобному рукописное Евангелие в серебряном окладе, а также кипарисовый крест, по преданию принадлежавший преп. Трифону. Там же лежали в ковчеге «…вериги железныя с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе преп. Трифон, весом 8 ¾ фунта». Вериги возлагали на болящих, чаявших получить исцеление по молитвам к преподобному. Был еще один «…ковчежец серебряный в виде креста, с одной стороны позлащенный; в нем хранятся часть схимы и часть зуба преподобного Трифона,… устроен в 1708 г., с серебряною цепочкою»».

(Из книги Кустовой Е.В. «История Вятского Успенского Трифонова монастыря». Том. 1. Киров 2012 год.)

2. Иконостас

Главным украшением убранства Успенского собора служит резной пятиярусный иконостас. Имеет местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд (в центре Господь, Матерь Божия и Иоанн Предтеча), пророческий ряд и праотеческий ряд. Всего было 106 образов. Написан в стиле Строгановской школы иконописания. Украшен барочной резьбой в виде растительного рисунка. В советское время иконы местного ряда были утрачены, а остальные сильно повреждены. В 1990-е годы приглашали реставраторов из Москвы и Ярославля для реставрации сохранившихся икон.

3. Икона всех Святых в земле Российской просиявших. Икона XIX века с мощевиками святых.

4. Икона Спаса Нерукотворного XVII века.

Образ в 2013 году был утрачен из Троицкой церкви села Истобенск. В 2014 году был найден и возвращен в Успенский Собор Трифонова монастыря.

5. Мощи под спудом блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого.

6. Икона преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нила Столобенского с частицами мощей святых угодников Божиих.

По благословению митрополита Марка икона преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нила Столобенского с частицами мощей святых была специально написана в мастерских Сергиева Посада и в сентябре 2017 года была передана в Вятскую Епархию для молитвенного поклонения верующим.

7. Великорецкий образ святителя Николая находится в Никольской надвратной церкви. С этой иконой святителя Николая Чудотворца каждый год совершается Всероссийский Великорецкий крестный ход к месту обретения образа – берегам реки Великой.

8. Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского пребывает в Никольской надвратной церкви.

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в Вятскую Епархию прибыла удивительная святыня – бархатный башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Торжественная встреча иконы и башмачка состоялась 29 июня 2017 года в Успенском кафедральном соборе. Такая святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. Сейчас святыни пребывают в Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря.

9. Икона святителя Николая, обретенная удивительным образом в 2016 году в Великорецком Подворье. Ныне, после реставрации, образ Николая Чудотворца  в праздничном киоте пребывает по благословению митрополита Марка на месте своего явления - в Подворье Свято-Успенского Трифонова монастыря села Великорецкое. 

10. Мощевик с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, пребывающий в Подворье Свято-Успенского Трифонова монастыря села Великорецкое. 

Фото

Возврат к списку