14.02.2018

В Вятском Духовном училище состоялся семинар для духовенства

12 февраля 2018 года состоялся третий семинар из курса повышения педагогической компетентности, а также для оказания учебно-методической поддержки духовенства, преподающего в Вятском Духовном училище.

Семинар для духовенства Вятского Духовного училища был посвящен теме «Методические и практические рекомендации преподавателям для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям и организации участия студентов в их работе».

12 февраля 2018 года в конференц-зале Вятской Епархии состоялся третий семинар из курса повышения педагогической компетентности, а также для оказания учебно-методической поддержки духовенства, преподающего в Вятском Духовном училище. Тема третьего семинара «Методические и практические рекомендации преподавателям для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям и организации участия студентов в их работе».

Мероприятие проходило в рамках курса повышения квалификации священников – преподавателей Духовного училища и было направлено на ознакомление духовенства – преподавателей ВДУ с методическими рекомендациями по организации семинаров в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, разработанными Учебным комитетом РПЦ, изучению современных требований, предъявляемых Учебным комитетом РПЦ и Научно-методическим советом Московской духовной академии к составлению Учебно-методического комплекса для студентов православных учебных заведений: духовных училищ и семинарий.

Научно-методический совет Московской духовной академии в 2011 году разработал для преподавателей православных образовательных учреждений нормативную базу Учебно-методический комплекс (сокращенно УМК) с соответствующими Требованиями к составу и содержанию учебно-методического комплекса, где Совет изложил рекомендации по его разработке, а также определенные правила его оформления и последующего издания. Цель методических рекомендаций Московской духовной академии Русской Православной Церкви – оказание преподавателям духовных учебных заведений методической помощи в проведении семинаров и руководстве написания студентами письменных работ.

Согласно современным требованиям, типовая программа УМК включает в себя:

1. пояснительную записку;

2. тематическое содержание курса;

3. учебно-тематический план;

4. список источников и литературы по курсу;

5. контрольные вопросы по курсу.

Тематический план Программы включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по темам, видам занятий (лекции, семинарские (практические) занятия самостоятельная работа и пр.). Именно подготовке, организации и проведению семинарских занятий и была посвящена работа третьего семинара для преподавателей ВДУ.

Традиционно, ведущей семинара была заместитель руководителя Миссионерского отдела епархии, преподаватель учебной дисциплины «Православная педагогика» Лариса Геннадьевна Шустова. Семинарское занятие сопровождалось демонстрацией визуальных материалов – мультимедийной презентацией, содержащей методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий для студентов-бакалавров.

Для каждого семинара Л.Г. Шустова разрабатывает методические пособия – буклеты для духовенства, облегчающие визуальное, содержательное и эмоциональное восприятие большого объема изучаемой священниками информации, позволяющей им в дальнейшем эффективно и компетентно участвовать в учебном процессе Вятского Духовного училища.

По словам ведущей семинара Л.Г. Шустовой, «Целью семинарских занятий в учебной деятельности студентов-бакалавров является углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на традиционном аудиторном занятии-лекции или в процессе самостоятельной работы, стимулируя, тем самым, мышление студентов, их умение комплексно осваивать, анализировать и структурировать большой объем получаемой в процессе обучения информации по различным общеобразовательным и богословским учебным предметам.

Система семинарских занятий студентов стимулирует их к более высокому уровню анализа проблемных вопросов, обмену опытом, повышению качества контроля знаний. Одна из ведущих задач семинарских занятий – научить студентов применять на практике полученные в процессе обучения в ВДУ знания. Семинары стимулируют интеллектуальную и творческую деятельность студентов, активизируют их самостоятельную работу, а от преподавателя требуют высокого уровня профессионального мастерства, глубоких комплексных знаний в области преподаваемой дисциплины, знания современных педагогических технологий и возможностей их практического применения с использованием различных традиционных и альтернативных педагогических форм, методов и технологий».

На семинаре большое внимание было уделено роли преподавателя в процессе подготовки семинарского практического занятия. Для того, чтобы семинар прошел результативно, преподавателю Духовного училища необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Преподаватель должен изучить массу литературных источников, чтобы быть готовым к ответу на любой вопрос студентов, уметь правильно организовать полемику в рамках изучения и обсуждения предложенной темы учебного курса, по необходимости, повернуть, направить в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел результативно, на высоком уровне, с максимальным эффектом, он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами. В связи с этим, большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет необходимую информацию по изучаемой теме. Это позволит студентам оптимизировать и сократить время самоподготовки, больше уделить времени изучению вопросов по теме семинара.

Ведущее значение проведения семинаров и практикумов в процессе учебно-образовательной деятельности студентов ВДУ, процессе получения и усвоения ими знаний, умений, навыков, профессиональных пастырских компетенций, будет способствовать в будущем их уверенному своевременному применению на практике в будущей пастырской деятельности на приходе.

Священнослужители, посещающие занятия, посвященные повышению их педагогической квалификации, отмечают позитивные изменения в своей работе, в подготовке учебных занятий по своим предметам и спецкурсам, а также ощущают внутреннюю потребность в саморазвитии в рамках преподавательской деятельности и повышении качества образовательного процесса в ВДУ.

По материалам Миссионерского отдела Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку