24.09.2018

100-летие подвига Подосиновских мучеников

В сентябре 2018 года исполняется 100 лет со дня расстрела священников и церковнослужителей в Подосиновском районе Кировской области (Яранская епархия).

В дневнике Пономарева Павла Петровича, с. Яхреньга, указывается: «… между 10 и 15 числами (ст. ст.) Сентября месяца 1918 года карательным отрядом расстреляны по подозрению в контрреволюции священники Шолгской Троицкой церкви Прокопий Попов, Автоном Головков и сын псаломщика Федор Соколов; Подосиновской Богородице-Рождественской церкви Николай Поддъяков; Яхреньгской Богоявленской церкви Виктор Усов и Утановской Михаило–Архангельской церкви Николай Кузнецов; расстрелян также крестьянин д. Стригина Василий Бетехтин.» (1)

В Метрической книге Шолгской Троицкой церкви за 1918 г. записано в части первой, о родившихся: «В некоторых актах крещения нет подписей Протоиерея Прокопия Попова, священника Автонома Головкова и псаломщика Федора Соколова, за смертию сих последних. И. об. Благочинного Священник Александр Алешинцев.» (2)

Протоиерей Шолгской Троицкой церкви Прокопий Попов (1864 – 1918 гг). Сын священника, имеет награды. Образование получил в Никольском духовном училище, Вологодской Духовной семинарии. К сей церкви определен в священники в декабре 1885 года. Состоял Благочинным 5 округа Никольского уезда с 17 сентября 1901г. по 3 ноября 1917 года. Вдов с 1905 года. 4-ро детей – на обучении и службе, старшая в замужестве. Всего два раза был в отпуске (1894 и 1896 гг). (3) Последняя подпись в указанной Метрической книге за август месяц. (4) Место захоронения неизвестно. На Архирейском соборе 2000г канонизирован. День памяти священномученника Прокопия Пресвитера по православному церковному календарю отмечается 13 октября (н. ст.) (5)

Третий священник сей церкви Автоном Головков (1879 – 1918 гг). Сын диакона. Окончил курс в Тотемском Духовном училище и Вологодской Духовной семинарии в 1905г. С 15 октября 1914 г. определен к Шолгской Троицкой церкви на должность священника. Женат. Имеет двоих детей, при себе. (6) Последняя его подпись в актах за 30 августа 1918 г. в части первой, о родившихся. (7) Вероятно, в это время и арестован, т. к. под итоговыми актами за август подпись отсутствует. Убит 20 сентября, погребен 14 декабря 1918 г. на приходском кладбище Шолгской Троицкой церкви. (8)

С ним в паре совершал службу псаломщик Федор Соколов (1894 – 1918 гг). Сын псаломщика Шолгской Троицкой церкви Виктора Федорова Соколова. Окончил курс в Никольском Духовном училище и Вологодской Духовной семинарии в 1915 г. В этом же году определен псаломщиком сей церкви. (9) Последняя его подпись в Метрической книге данной церкви в части первой, о родившихся, за 26 августа 1918 г. (10) Где захоронен – неизвестно.

Протоиерей Подосиновской Богородице – Рождественской церкви Николай Подьяков (1867 – 1918 гг). Сын священника. Образование – Никольское Духовное училище и Вологодская Духовная семинария. Со 2 июля 1889 г. определен приходским священником к сей церкви. Имел награды. Дом на церковной земле. Вдов. В семействе 7 детей. (11) В Метрической книге Подосиновской Богородице – Рождественской церкви в части первой, о родившихся после 10 и 17 сентября 1918 г. запись: «В актах крещения в Июле, Августе и Сентябре месяце нет личной итоговой подписи приходского священника Николая Подъякова за его смертию. Благочинный священник Александр Алешинцев.» (12)

Из воспоминаний внука, Владислава Ивановича Поддъякова: «Рассказывал о расстреле Бетехтин Василий Павлович, у него отец был мастер по обуви, шил поповской семье ботинки. Когда расстреливали, то залезли на сосны, рассматривали, что делается. Заставили самих копать яму, потом расстреляли. Слышал, что Николай Николаевич, дед, лазил в голбец, вылез – тут и стрельнули. На носилках и несли к месту. Ещё расстреливали попа из Яхреньгской … церкви.» (13) Николай Николаевич был болен, может и по этой причине не мог идти.

Из дневника Михаила Отрокова: «В ночь на 24 сентября нового стиля в 1918 г. о. Николая разстреляли и закопали, где – неизвестно. Он служил 30 лет. В понедельник 1 апреля ст. ст. 1919 г. отец Николай был похоронен в 8 ч. вечера в церковной ограде.» (14)

На Архирейском соборе 2000 г. протоиерей Николай Поддъяков канонизирован. День памяти священномученника Николая пресвитера по православному церковному календарю отмечается 24 сентября (н. ст.) (15)

Яхреньгской Богоявленской церкви священник Виктор Иванович Усов (1887 – 1918 гг.) Сын диакона. Окончил курс наук в Никольском Духовном училище и Вологодской Духовной семинарии в 1909 г. Был перемещен на священническую вакансию к сей церкви по прошению с 1 сентября 1913 г. Женат на дочери бывшего священника сей церкви Дмитрия Прокашева, Анне Дмитриевой, 28 лет, образованием окончившая курс наук в Устюжском Епархиальном училище. Имел 5 детей (4 дочери и сын), по малолетству находятся при родителях. (16)

Из рассказа Маргариты Борисовны Белозеровой: «Помню, к нам приходила девушка из Яхреньги и рассказывала, что к ним приходили дяденьки, стучались и спрашивали папу. Ответила, что нет дома. Ушли. Отец сидел в подполье.» (17)

В Метрической книге Яхреньгской Богоявленской церкви на 1918 год в части первой, о родившихся, записано: «В актах причастия с 6 июля по 10 сентября нет подписи священника, за смертию приходского священника Виктора Усова. Исп. об. Благочинного священника Александр Алешинцев.» (18) С 19 сентября(ст. ст.) 1918 года совершал службу священник Вохомской Троицкой церкви Дмитрий Прокашев, тесть Виктора Усова. (19)

На Архирейском соборе 2000 г. Виктор Усов канонизирован. День памяти священномученника Виктора по православному церковному календарю отмечается 24 сентября (н. ст. ) (20)

Василий Бетехтин, д. Стригино, крестьянин, бывший староста Подосиновской Богородице – Рождественской церкви в с. Подосиновец. Из рассказа внучки, Софьи Александровны Боровской, 1932 г. р. : «У Василия Яковлевича Бетехтина и у его жены, Марии Васильевны было 3 дочери: первая, моя мать, Шубина (в замужестве) Александра Васильевна, с 1900 г. р.; вторая – Юлия Васильевна, 1903 г. р., сейчас умерла, сын живет в Пинюге; третья, Вера, была болезненная. Жили небогато: 3 коровы и одна лошадь. Моя мама кончила школы 1,5 года. От школы потом отвели. Работала на пекарне у купца Муссонова, у него была своя лавка. Там работала в дальнейшем тетя Юля.

Когда пришли за дедом, бабушки дома не было – с Юлей ездили в Кронштадт к святому (батюшке, точно не знаю) лечить Веру. Мама рассказывает: «Раскатываю пироги. Заходят три дуботелка в кожаных куртках: «Здесь живет Василий Яковлевич? Нам надо сделать обыск. У тебя золотая риза.» «Да что вы, ребята? У нас в церкви такой нет. Да и зачем домой понесу?» Нашли книги церковные, все развалили. Взяли одну книгу: «Пойдем. Одевайся.» Мама и слышит, когда они стали порог переходить, то говорят деду: «Ты бери лопату. А ты, девка, нам нужна на пароходе стряпать.» Пароход стоял у пристани. Мама пироги в печь поставила. Побежала в сторону Подосиновца, дом был в Стригино, рядом, только на второй угор села. Куда идти? И слышит два выстрела. «Ой, ворон стреляют», - подумала. Пришла в Климово (на Борок) к знакомым. Те – нет, тебя не пустим. Всю ночь шла в Пинюг, там родственники. Там тоже не пускают. Пустили в сарай. 4 ночи в этом хлеве ночевала. Стали искать – разыскали. Ворочайся домой, ничего не будет. Бабушка приехала в Пинюг, ей рассказали. Она – в какую сторону первый поезд идет, туда и поеду. Уехала в Малороссию (на Украину). Дочь Вера умерла, там и схоронена.

Деда довели до церкви, на старое кладбище, где исполком. Была на голове кепочка – снял, перекрестился. Не дурак, понял зачем с лопатой. Заставили рыть яму. Этим показалось долго, стрельнули. Дед упал в яму. Забросали земле, и ноги наверху, дергаются. Жив еще был. Мама говорит, что местный натакал. Он бедный был, лентяй, вот и позавидовал.» (21)

Точную картину расстрела священно- и церковнослужителей вероятно не удаться восстановить, но во всех воспоминаниях есть одно – когда доставляли к месту расстрела, то заставляли копать яму, стреляли и убитый нырком падал в яму.

Каковы причины расстрела? С весны 1918 года Никольский уезд объявлен на военном положении, что давало неограниченные полномочия новой власти. По продразверстке излишки хлеба, да и не только, изымались, что вызывало сопротивление крестьян и избиение продотрядовцев.

В воспоминаниях И. С. Конева, в то время военного комиссара Никольского уезда, упоминается 5 волостей, где были выступления крестьян, в т. ч. Александровская, Аргуновская и Вознесенская (на Вохме). (22) «Телеграмма И. С. Конева, направленная в губвоенкомат г. В. Устюга 21 сентября 1918 года: «Мятеж Вознесенской волости ликвидируется. Остальных местах уезда спокойно.»… (23)

 _______________________________________ 

1. Дневник Пономарева Павла Петровича, 1867 – 1951 гг. Запись за 1918 год. Хранится в Яхреньгской средней школе Подосиновского района Кировской области.  

2. Метрическая книга Шолгской Троицкой церкви 5 округа Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 год, л. 77  

3. Клировая ведомость Шолгской Троицкой церкви Вологодской епархии, Никольского уезда, 5 благочиннического округа за 1917–й год. Л.8/о, 9. Ф-364, №8360, св. 420. Филиал Государственного учреждения «Государственный архив Вологодской области» в г. Великий Устюг. 

4. Метрическая книга Шолгской Троицкой церкви 5 округа Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 г. л. 47

5. Православный церковный календарь на 2000 год.  

6. Клировая ведомость Шолгской Троицкой церкви Вологодской епархии, Никольскаго уезда, 5 благочиннического округа за 1917 год. л.11/о;12. Ф-364, №8360, св.420. Филиал Государственного учреждения «Государственный архив Вологодской области» в г. Великий Устюг. 

7. Метрическая книга Шолгской Троицкой церкви 5 округа Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 год, л. 47. 

8. Там же, л. 155. 

9. Клировая ведомость Шолгской Троицкой церкви Вологодской епархии, Никольского уезда, 5 благочиннического округа за 1917 год, л.12/о, 13. Ф- 364, №8360, св. 420. Филиал Государственного учреждения «Государственный архив Вологодской области» в г. Великий Устюг. 

10. Метрическая книга Шолгской Троицкой церкви 5 округа Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 год, л.46  

11. Клировая ведомость Богородице – Рождественской Подосиновской церкви, Вологодской Епархии Никольского уезда, 5-го благочиннического округа за 1917 г. л. 8/о, 9, 9/о, 10. Ф-364, №8369. Филиал Государственного учреждения «Государственный архив Вологодской области» в г. Великий Устюг. 

12. Метрическая книга Подосиновской Богородице – Рождественской церкви Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 год. л.22, 61.  

13. Воспоминания Поддъякова Владислава Ивановича, внука Поддъякова Н. Н. , д. Новая Яхреньга, Подосиновский район, Кировская область. 

14. Копия дневника Отрокова Михаила, с. Подосиновец. Подосиновский краеведческий музей. 

15. Православный церковный календарь на 2000 год.  

16. Клировая ведомость Яхреньгской Богоявленской церкви Вологодской Епархии, Никольского уезда, 5-го Благочиннического округа на 1917 год, л. 4/о, 5. Ф-364, №8359, св. 420. Филиал Государственного учреждения «Государственный архив Вологодской области» в г. Великий Устюг. 

17. Воспоминания Белозеровой Маргариты Борисовны, г. Киров. Подосиновский краеведческий музей.  

18. Метрическая книга Яхреньгской Богоявленской церкви Никольского уезда Вологодской Духовной Консистории на 1918 год. л.131 

19. Там же, л. 131. 

20. Православный церковный календарь на 2000 год. 

21. Воспоминания Боровской Софьи Александровны, п. Подосиновец.  

22. Конев И. С., Маршал Советского Союза, «Воспоминания». Журнал «Знамя», №11,12 –1987 г. 

23. Шиловская Т. В. Уездный военком. (в книге «Маршал Конев – сын земли Подосиновской». Киров – 1997г., с. 17 – 18) 

Записки Подосиновского общества изучения родного края Выпуск 2, часть 4. По материалам районных краеведческих чтений 1996-2005 гг.

Фото

Возврат к списку