17.10.2018

Церковь и школа: опыт и перспективы сотрудничества в духовно-нравственном воспитании молодежи

17 октября 2018 года на семинаре по теме «Современные аспекты духовно-нравственного воспитания обучающихся в начальной и основной школе», проходящем на базе Института развития образования Кировской области, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов выступил перед педагогами светских образовательных учреждений с докладом «Церковь и школа: опыт и перспективы сотрудничества в духовно-нравственном воспитании молодежи»:

– Тема нынешних Свято-Трифоновских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» призывает нас осмыслить итоги всего учебно-воспитательного процесса в школе, потому что именно цветущей молодостью оканчиваются чудесные школьные годы. Пройдя детство и подростковый возраст, наши воспитанники переходят во взрослую жизнь, и для любого учителя, родителей, самих детей, и нашей Церкви это время надежд и переживаний. Какой будет их дальнейшая жизнь? С нашими детьми мы связываем самые светлые надежды. Сами молодые люди, пройдя школьные годы, надеются в большой взрослой жизни найти счастье. Сбудутся ли эти мечты? Отчего зависит их осуществление?

В первую очередь от самого человека. Он уже не ребенок и должен сам принимать жизненно важные решения и делать судьбоносный выбор. Чем обусловлен этот выбор и на что он опирается? Мы можем указать множество факторов, но главным из них будет предшествующее духовно-нравственное воспитание. Человек не будет принимать решений, которые ему не по душе. Но вопрос в другом, чем наполнена юная душа? – Тем, чем наполнили ее в предшествующее время.

Отсюда и возникает важнейший вопрос – чем наполняется духовный мир наших детей, и кто его наполняет? Ответ – родители, друзья, СМИ, Интернет.., которые несут самое разное наполнение, как положительное, так и отрицательное. При этом зло нередко преподносится в привлекательном свете, а добро и истина оттесняются выгодой, комфортом, эгоизмом, расчетливостью. Школа призвана не только дать ребенку нужные знания и компетенции, но помочь сформировать систему духовно-нравственных ориентиров. Уже в начальной школе проходят стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Далее помогают формировать эту систему предметы гуманитарного цикла, знакомящие в определенной степени с духовным опытом человечества, многогранная воспитательная деятельность школы.

В еще большей степени эту систему нравственных ценностей формирует религия. Здесь вечные истины предстают не только как опыт человечества, а как Откровение Бога, как непреложный нравственный закон, который не может быть подвергнут коррозии, поправкам, переосмыслению, потому что это не человеческое изобретение. От человека лишь зависит, насколько он желает жить и реально живет по этому Закону. Исторический опыт показывает нам, что бывает, если человек следует этим богооткровенным вечным истинам, и что бывает, если кривя своей душой, человек сворачивает с истинного пути.

Согласно православному вероучению, этот Закон вложен Творцом в душу человека при его сотворении, а потому его нельзя забыть или потерять. Совесть невозможно заставить молчать, хотя человек и не всегда ее слушает. И если чудесные школьные годы заканчиваются, то Бог и Его Церковь сопровождают человека по жизни.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты уделяют немало внимания осмыслению опыта духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей. Это многовековой опыт человечества. Бессмысленным было бы его игнорировать. Важно, чтобы с этим опытом были знакомы и наши дети прежде вступления во взрослую жизнь. Нравственный выбор, конечно, всегда будет за ними, но хотелось бы, чтобы это выбор был осмысленным, серьезным и правильным. И он возможен лишь тогда, когда ребенок с этим опытом обстоятельно знаком.

Но это возможно лишь при условии, если с этим опытом его познакомили ранее. В первую очередь это должны делать родители. Теперь это может делать и школа, взаимодействуя при этом с религиозными организациями.

Сейчас уже накоплен немалый опыт такого сотрудничества, и этот опыт заслуживает осмысления. Прежде всего, это опыт преподавания в школе курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Отрадно то, что в рамках этих курсов дети по выбору родителей могут познакомиться с основами религиозных культур. Школа при этом остается светской. Школьный курс призывает лишь осмыслить основы духовно-нравственной культуры народов России. По сути, данными курсами закладывается надежный фундамент духовно-нравственного воспитания.

Для многих педагогов, родителей, и тем более детей эти курсы являются абсолютно новыми. Почему? Да потому что наш народ во многом был оторван от своих собственных корней и истоков. Эта негативная работа продолжается и сейчас, чтобы мы стали Иванами, не помнящими родства, забывшими свой язык и культуру. Безликая, порой греховная и грязная массовая культура потребления заполоняет современное общество. Но есть ли у нее будущее?

Данные курсы помогают вспомнить вечные ценности, осмыслить их, на основе их построить воспитание собственной души и сердца. По сути, преподавание этих курсов – это вопрос национальной духовной безопасности и сохранения национального самосознания.

Да эти курсы непростые. Они требуют напряженной работы ума, и еще большей работы собственного сердца и совести. Они наполняют душу положительным добрым содержанием. Но его еще нужно воспринять и осмыслить. Еще сложнее положить его в основу собственной жизни.

Здесь особенно Церковь помогает тем, кто к ней обращается. Это личный выбор каждого человека. Этот выбор не может быть навязан, но об этом выборе ребенок должен знать в полноте. Этот выбор призывает нас осмыслить наша история, литература, искусство, философия, наконец, наша жизнь. Рассказать об этом опыте может и Церковь, уважая при этом свободу человека. Усвоим ли мы своей душой их уроки – зависит от нас. Нужно помнить лишь одно – свобода выбора, предполагает и ответственность за этот выбор.

Право выбора модуля курса ОРКСЭ дано родителям. Школа призвана обеспечить свободу этого выбора. Пожелание Церкви – осмысленность этого выбора. Каким бывает этот выбор, нам показывают данные статистики, но они не дают ответа на вопрос, чем этот выбор был обусловлен? Ответ на этот вопрос может дать только наша совесть.

Очевидно, что недопустимым является навязывание какого- либо модуля, чем чаще всего пугают, но также недопустимо и лишение родителей возможности выбора по разным причинам. Какие они? Чаще практические. Нет подготовленных преподавателей, не хватает учебников, и так далее. Но ведь эти проблемы решаемы, если их захотеть решать. И Церковь здесь готова помогать школе, и в подготовке учителей, и в обеспечении необходимыми учебно-методическими материалами. Есть масса положительных примеров такого доброго сотрудничества.

Готова Церковь помочь и в диалоге с родителями, открыто высказывая свою позицию на родительских собраниях и отвечая на их вопросы.

Усвоение детьми учебного материала, особенно воспитание любви к предмету во многом зависит от учителя. Нередко темы религиозного содержания вызывают затруднения у самого учителя. Здесь предлагается со стороны Церкви помощь в курсовой подготовке и консультировании педагогов. У Вятской Епархии и ИРО Кировской области уже накопился определенный опыт сотрудничества в этом направлении. Это курсовая подготовка по ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России), отдельные курсы по ОПК (основам православной культуры), экскурсионно-паломнические поездки учителей, вебинары по ОПК. Эта поддержка также возможна на муниципальном и местном уровне.

Но важной является не только поддержка в освоении содержания. Важно поддержать сам труд учителя, направленный на духовно-нравственное воспитание. А это гораздо большее, чем просто передача суммы знаний детям, даже самая качественная. Именно поэтому, Русской Православной Церковью при поддержке Министерства образования РФ проводится ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Название конкурса говорит само за себя. Здесь участвуют те, кто совершает ежедневный постоянный нравственный педагогический подвиг. Служение учителя многогранно. За каждой работой, представленной на конкурс, стоит учительский труд. Результат этого труда – наши дети. Церковь готова поддержать учителя в его жертвенном служении. Поэтому особенно приветствуются те работы, которые отражают опыт такого доброго сотрудничества, а также работы, где педагог не только показывает свое мастерство, но и помогает детям осмыслить духовные истоки нашей культуры, основы религиозной традиции, содействует духовному росту своих питомцев.

Помимо конкурса «За нравственный подвиг учителя» Церковь организует множество конкурсов для детей: «Красота Божьего мира», литературный конкурс «Лето Господне», олимпиада по ОПК, олимпиады «Наше наследие» «Аксиос!», «Вначале было Слово», отмечается день православной книги. На муниципальном и местном уровнях проходят мероприятия в дни праздников Рождества Христова и Пасхи, в честь дня Матери и дня народного единства, дня Крещения Руси и Дня семьи, любви и верности. Здесь проводится множество мероприятий на муниципальном и местном уровнях. Возможно также совместное проведение экскурсий, встреч, кружков и факультативов, как на площадке школы, так и на церковной площадке.

Опыт сотрудничества также представляется в рамках образовательных чтений на местном, региональном, межрегиональном и международном уровнях в рамках Рождественских образовательных чтений.

Основанием такого сотрудничества является соглашение между Русской Православной Церковью и министерством образования РФ. В нашей области - между министерством образования и Епархиями Вятской Митрополии. Данные документы открывают нам многогранные перспективы дальнейшего сотрудничества, как на региональном, так и местном уровне.

Можно также много говорить о молодежном служении Русской Православной Церкви на различных уровнях. Оно многогранно. Это молодежные клубы и лагеря, походы и дискуссионные площадки, творческие конкурсы и волонтерское служение. Масса проектов реализуется совместно со светскими образовательными учреждениями. И цель этого служения всегда одна – искренняя забота о наших детях и молодежи. И это общая цель нашего сотрудничества, от которого зависит будущее наших детей, их жизненный выбор, наше будущее и будущее нашей страны.

По материалам Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку