07.12.2018

Ноев ковчег

В одно из первых моих посещений Святой Земли я купила небольшую вырезанную из оливкового дерева скульптуру «Ноев ковчег». Когда мне бывало грустно, я брала её в руки и внимательно разглядывала животных и праведного Ноя, чьи добрые глаза вселяли надежду на лучшее. Из Библии мы знаем, что этот святой человек по указанию Господа построил ковчег, в котором спаслись при Всемирном потопе, Божьем наказании за грехи человечества, Ной, его семья и животные каждого вида. Считается, что спасшиеся покинули ковчег у подножия Араратских гор. По преданию, когда Ной увидел землю и вершину Арарата, то воскликнул: «Еревац!» («Она появилась!»). Отсюда и пошло название современной столицы Армении Еревана.

Розовый город

Несколько лет назад перед ночным переездом в Грузию довелось провести несколько вечерних часов в Ереване, но хотелось поближе познакомиться с Арменией. И так сложилось, что греческая компания «Музенидис Трэвел», с которой сотрудничает наша паломническая служба «С Вятки», организовала рекламный тур в эту страну накануне важных для неё юбилейных событий: 21 октября Еревану исполнилось 2800 лет! Мне предстояло познакомиться с древним городом, его христианскими святынями, историей и культурой Армении.

В праздник Покрова Божией Матери наш самолёт приземлился в аэропорту Звартноц (с древнеармянского — «храм бдящих ангелов») г. Еревана. Представители встречающей стороны ожидали нас с группой музыкантов, исполнивших на национальных инструментах красивые мелодии. Первое впечатление впоследствии неоднократно подтверждалось: армяне бережно хранят свою культуру и традиции, даже если живут за пределами исторической Родины.

Знакомство с городом началось с Большого Каскада — архитектурно-монументального комплекса, системы пяти террас с фонтанами, скульптурами и цветниками. Огромные каменные лестницы, соединяющие центр Еревана и жилой массив, расположенный высоко в горах, поднимаются по склону, увенчанному обелиском Возрождённой Армении, так как главная идея комплекса, ставшего музеем современного искусства, — национальное возрождение. В украшениях фонтанов и различных обелисков содержатся орнаменты, относящиеся к древнему государству Урарту. Были применены оригинальные решения, например, струи воды многочисленных фонтанов образуют различные узоры традиционных символов Армении.

Каскад — излюбленное место отдыха жителей столицы. Начинающийся в небольшом сквере и украшенный цветами, он идеально воплощает идею города-сада, где хочется гармонично жить, наслаждаясь природой и искусством, восхищаясь замыслами Бога-Творца и творца-человека. С вершины комплекса, куда можно подняться по 700 ступеням или же на эскалаторе внутри Каскада, открывается захватывающий дух сказочный вид Еревана на фоне гор Большого и Малого Арарата. Недалеко от вершины комплекса находится парк Победы, где стоит большая статуя Мать Армения, которую прекрасно видно из разных точек города.

История Еревана берёт своё начало в VIII веке до нашей эры и связана с царём Урарту Аргишти I, построившим на возвышенности Арин-Берд крепость Эребуни, вокруг которой со временем разросся город. Древний Ереван, стоявший на перекрёстке караванных путей и ставший крупным центром торговли, играл важную роль в экономической и политической жизни Армении. Он за свою долгую историю вместе со всей страной пережил множество радостных и драматических событий…

«Отцом» современного города справедливо считают архитектора Александра Ованесовича Таманяна (1878–1936), которому удалось создать уникальный внешний вид Еревана, где сочетаются классическая архитектура и элементы древнего армянского зодчества: резьба по камню, орнаменты и многое другое. Кроме того, А.О. Таманян начал использовать в градостроительстве основной природный ресурс Армении — туф, камень вулканического происхождения, чрезвычайно лёгкий, прочный и красивый. Более всего применялся розовый туф, и потому армянская столица иногда называется «розовым городом». Удивительно красиво меняется цвет Еревана в течение дня, от восхода до заката солнца. Встречаются сооружения из чёрного туфа, но они выглядят как-то печально, непривлекательно, их хочется «отмыть». Очень хорошо, что современные постройки не возводят в исторической части города, сохраняющей свою самобытность. А вот различных скульптурных изображений — огромное множество, и они гармонично вписываются в облик Еревана.

Просветитель Армении

Напомню, что это была не паломническая поездка, поэтому главный храм армянской столицы в честь священномученика Григория, просветителя Великой Армении, я посетила в свободное время. Часть мощей сщмч. Григория, хранившаяся 500 лет в Неаполе, в 2000 году была передана Католикосу Гарегину II, первоиерарху Армянской Апостольской Церкви, и ныне пребывает в притворе кафедрального храма. Под сенью над святыней теплится лампада, подаренная в год 1700-летия христианства в Армении Святейшим Патриархом Алексием II.

А вот до главной святыни Армянской Апостольской Церкви — десницы сщмч. Григория Просветителя, хранящейся в Эчмиадзинском монастыре, духовной столице армян всего мира, к сожалению, в этот раз мы не добрались. В этой же обители находится ещё одна общехристианская святыня — копьё сотника и мученика Лонгина, которым был пронзён Спаситель на Голгофе.

Мне приходилось слышать о сщмч. Григории (день памяти — 13 октября), но перед посещением Армении хотелось более подробно узнать о православном святом, принёсшим в эту страну свет христианства. Его именуют «Вторым просветителем армян», а первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в I веке в Армении, где и пребывают их святые мощи. Священномученик Григорий родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Его отец Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника — царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Младенца Григория спасли, вывезя из Армении в Кесарию Каппадокийскую, где он был воспитан в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Чтобы искупить грех своего отца, убившего царя Курсара, родителя царевича Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Тиридат любил Григория как друга, но принуждал его к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила правителя, и он предал своего верного служителя жестоким мукам. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царём невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Потом его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами, которые не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала страдальца за Христа хлебом, тайно опуская его в ров. Ангел, нисходя к мученику, укреплял его дух и силы. Так прошло 14 лет. Ныне в месте страданий сщмч. Григория недалеко от подножия горы Арарат находится монастырь Хор Вирап («глубокая темница»). У обители торговцы предлагали за небольшую плату голубей, которых можно выпустить в небо, как когда-то сделал Ной, желая узнать, освободилась ли земля от воды. Продавцы убеждали, что, если при этом загадать желание, оно обязательно исполнится. Мы не стали покупать голубей, доверяя благому Промыслу Божию, а не суеверию.

Мне очень хотелось помолиться в той пещере, где томился святитель Григорий. Глубина темницы — шесть метров, диаметр — около четырёх с половиной. Спуститься вниз можно по отвесной железной лестнице. Почему-то я испугалась высоты, но это же святое место, поэтому с молитвой к святому Григорию всё-таки спустилась. Пещера достаточно большая, с высоким потолком, на стене — икона священномученика. Не знаю, как другим, а мне там было очень мирно: благодать святого места коснулась сердца. Подниматься по лестнице было труднее, приходилось подтягиваться на руках. Из нашей группы только два человека решились туда спуститься. Слава Богу. А я подумала о наших вятских паломницах-бабушках: уж они-то точно ничего бы не испугались. Когда выходишь на белый свет, открывается величественная картина библейского Арарата. Кажется, он всего метрах в ста от монастыря. Это не так, но впечатление очень сильное.

Вернёмся к житию святителя Григория. Тиридат совершил ещё одно злодеяние: он жестоко замучил святую деву Рипсимию, старицу Гаианию и с ними ещё 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. Гнев Божий поразил царя, его приближённых и воинов, участвовавших в истязаниях. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям, носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело…

По прошествии некоторого времени сестре Тиридата было возвещено во сне: «Если не будет изведён из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится». Святого мученика, обросшего, почерневшего и очень иссохшего, но по-прежнему твёрдого духом, вывели из темницы. Он повелел собрать останки замученных дев и на месте их погребения построить церковь. Сюда привели бесноватого царя, и святой Григорий велел ему молиться мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях, и принял со всем армянским народом святое Крещение. В 305 году святитель Григорий был поставлен епископом Армении. Его преемником стал сын Аростан, а сам святитель удалился в пустыню, где преставился в 335 году.

На Руси почитали сщмч. Григория Просветителя, в честь него было построено несколько храмов. Например, в честь его освятили один из девяти приделов храма Василия Блаженного на Красной площади Москвы. Другой престол этой церкви был освящён в честь Великорецкой иконы свт. Николая. Так что есть между Вяткой и просветителем Армении духовная связь.

Хачкары

Особое место в христианской культуре Армении занимают хачкары — архитектурные памятники, представляющие собой каменные стелы с резным изображением креста (хачкар — «крест-камень»). Обычно их устанавливали при монастырях, внутри и на фасадах храмов, на могилах. Традиционно их изготавливали из твёрдого базальта, что позволяло им сохраняться столетиями. Всего на территории страны насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается неповторимым узором.

Помню, впервые увидела хачкар на армянском подворье в Иерусалиме. Замечательный гид Давид очень интересно рассказывал нам о духовной символике сложных орнаментов. Без знающего человека, пожалуй, сложно будет разобраться в этих хитросплетениях. В Армении очень почитается так называемый процветший крест, символизирующий Воскресение Христово и вечную жизнь. Из основания креста с двух сторон выходят виноградные лозы с гроздьями. Изображение процветшего креста носят все армянские священники. Понравился ереванский музей Матенадаран («держатель рукописей»), где собраны древние манускрипты. Целый зал посвящён рукописям по медицине. Армянские врачи в своей практике не пренебрегают опытом, накопленным за столетия, может быть, поэтому по всему миру так много хороших врачей-армян.

Вообще, этот народ очень доброжелательный, гостеприимный, любящий свою страну и её историю, но, как мне показалось, да простят меня армяне, немного гордый. Всякий раз, как бы между прочим, наши собеседники подчёркивали, что они первые приняли христианство, намного раньше нас. Возможно, нечто подобное и послужило разделению, возникшему между Вселенским Православием и Армянской Церковью в V веке. В 451 году на IV Вселенском Халкидонском Соборе было принято вероопределение о двух естествах Христа. Армения вела кровопролитную войну с Персией и не могла принять активного участия в христологических диспутах. Вследствие некоторых недоразумений и политических обстоятельств Армянская Церковь не приняла решений Халкидонского Собора и последующих Вселенских Соборов и выделилась в особое вероисповедание, примкнувшее к монофизитству. Хотя по близости учения Армянская Церковь имеет благоприятную возможность для своего воссоединения с Православием, к сожалению, до сих пор канонического и литургического общения между Вселенским Православием и Армянской Апостольской Церковью нет. Всё-таки нужно подчеркнуть, что 95% армян считают себя христианами, оценивают Крещение как главное событие жизни и почитают свои древние храмы и обители.

Монастыри 

Во время нашего путешествия меня поразил своей духовной мощью и красотой монастырь Гегард («копьё»), расположенный в окружении высоких гор. Обитель была основана в IV веке сщмч. Григорием Просветителем на месте почитаемого источника, над которым прямо в скале вырубили церковь. Остальные храмы и часовни, а также многочисленные кельи тоже высекли в каменном массиве. Сохранилась келья самого святителя Григория, куда можно подняться по крутой каменной лестнице.

Первоначально обитель называлась Айриванк, то есть «пещерный монастырь». В XIII веке сюда принесли великую святыню христианского мира — копьё сотника Лонгина, и обитель стала называться Гегард. Сейчас святыня хранится в монастыре Эчмиадзин. Именно этим копьём римский сотник Гай Кассий, после Крещения ставший Лонгином, пронзил рёбра Спасителя. Потрясённый всем увиденным при казни Христа, он произнёс: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). Лонгин ревностно проповедовал веру во Христа и принял мученическую кончину. Копьё же, обагрённое кровью Богочеловека, стало великой святыней, которая впоследствии получила название «копьё судьбы»: многие правители суеверно считали, что оно может дать им возможность управлять миром. Поэтому в угоду честолюбивым замыслам появились копии святого копья. Учёные из Великобритании, которые проводили исследование святыни, хранящейся в Эчмиадзине, подтвердили её подлинность. Кроме того, размеры наконечника и раны, отпечатавшейся на Туринской плащанице, совпадают.

В этот же день нас ждало знакомство с монастырём Севанаванк на берегу озера Севан. Обитель находится на высоте более 1900 метров над уровнем моря. Мы торопились осмотреть монастырь до его закрытия, поэтому ступеньки, ведущие вверх, пришлось преодолевать очень быстро. Севанский полуостров, на котором находится обитель, когда-то был небольшим островом посреди озера. В 925 году здесь произошло сражение с арабской армией, известное как Севанская битва. Царь Ашот II Железный разгромил арабов, и начался армянский «золотой век». В последующие эпохи монастырь насколько раз разрушался. В советское время обитель закрыли, а в 1931 году храм Сурб Аствацацин (Пресвятая Богородица) IX века разобрали на камни и построили из них санаторий…

Севанаванк меньше и скромнее других армянских монастырей. Он не удивляет своей архитектурой, храмы построены из чёрного туфа, зато отсюда открываются прекрасные виды на озеро. В хорошую погоду здесь можно просто сидеть на скамейке и в монастырской тишине любоваться Севаном, на берегу которого нас, кстати, ждал великолепный ужин: вкуснейший кебаб из раковых шеек и приготовленная на гриле рыба сиг.

По дороге в монастырь Нораванк нас завезли на винный завод Арени. Вино производится из уникального местного сорта винограда «Арени» с добавлением «Саперави». Виноград произрастает в Армении в течение нескольких тысячелетий. Его возделывают в живописной долине Вайоц Дзор на высоте 1400–1800 метров над уровнем моря в ограниченном количестве, что придаёт особую ценность вину. Созревает оно в дубовых бочках, отсюда лёгкий привкус дуба, идеально сочетающийся с фруктовым ароматом. Несколько километров мы ехали по красивой дороге между высоких гор, а затем показался монастырский комплекс, построенный на уступе узкого и извилистого ущелья реки Арпа. Отвесные красные скалы возвышаются над храмами. Почему-то это место мне напомнило Синайские горы и обитель вмц. Екатерины. Нораванк («новый монастырь») был построен в XIII–XIV веках и стал резиденцией местных епископов, а чуть позже — армянских князей Орбелянов, многие из которых здесь и похоронены.

Главный монастырский храм Сурб Аствацацин в честь Богородицы — двухэтажный. Конусный купол опирается на 12 колонн. На стенах — прекрасные барельефы с изображениями Спасителя, Богородицы, Архангелов. На первом этаже в пол вмурованы надгробные плиты — это усыпальница армянских князей. Подняться на второй этаж, представляющий из себя молельню с колоколом, можно только по очень узкой лестнице, не имеющей ограждений. Благо, вдоль стены натянута верёвка, за которую можно держаться. Почти на коленях, превозмогая страх, с Божией помощью я всё же забралась. Открывшийся потрясающий вид стоил таких усилий!

Вразумление

В этот же день мы посетили знаменитый курорт Джермук с его уникальной питьевой галереей, минеральная вода которой очень полезна при многих заболеваниях. Увидели необычный Джермукский водопад («Волосы русалки»), чьи потоки тонкими струйками, словно развевающиеся волосы, падают с высоты 70 метров.

Уже поздним вечером мы отправились в обратный путь в Ереван. Нам предстояло ехать два часа по горному серпантину и ещё полтора по равнине. Обычно при вечернем возвращении я по телефону читала молитвы на сон грядущим. Так поступила и в этот раз. Подумала: дорога длинная, надо бы ещё акафист святителю Николаю прочитать. Но рядом сидящие коллеги-турагенты весело о чём-то говорили, слушали музыку и даже пели, и я передумала: всё равно не смогу сосредоточиться.

Вдруг что-то сильно заскрежетало. Водитель остановился, осмотрел автобус. Вроде бы всё хорошо, но через пять минут езды — снова скрежет, к тому же двигатель перестал заводиться. Нам сообщили, что дальше не поедем, будем дожидаться, когда за нами придёт запасной автобус. Все расстроились: значит, в лучшем случае вернёмся в Ереван в три–четыре часа. Мы вышли на улицу. В горах температура воздуха намного ниже, чем внизу, а все в лёгких курточках. Гид старался развеселить группу, водитель Паша пытался что-то сделать, а я, отойдя в сторонку, стала читать акафист святителю Николаю. Только дочитала, в этот самый момент мотор завёлся, и водитель пригласил нас в автобус. Через два часа мы были у гостиницы. Когда спросила Пашу, что же сломалось, он ответил: «Мы чудом доехали: кроме двигателя, отказали тормоза!». Когда я поднялась в номер, моя соседка сказала: «Я знаю, что ты молилась, и всё обошлось». Вот так помог святитель Николай стоило только акафист ему прочитать…

Армянский колорит

Я так и не смогла разгадать одну загадку: почему-то в Армении в настоящее время нет ни одного девичьего монастыря. К женщине очень трепетное отношение: это мать и хранительница очага, верная помощница в воспитании детей, которых очень любят. В предпоследний день нашего пребывания в Армении мы посетили ГУМ — огромный рынок, где можно купить свежие фрукты и овощи, мясо, сыр и другие продукты. Понравились маринованные петушиные гребешки, по вкусу напоминающие сало. Тонкий армянский лаваш — отдельная тема, у нас такой не купишь. Всё же чистейшая вода с гор, которую можно пить прямо из-под крана, даёт непревзойдённый вкус.

Побывали мы в г. Дилижане. Помните знаменитый эпизод про воду из фильма «Мимино»? Через этот город в древности проходил Шёлковый путь, было множество торговых лавочек, и вот сейчас их восстановили. В кафе «Горшок», где мы обедали, все блюда готовятся в глиняной посуде в печи. Вместе с обилием зелени это придаёт необыкновенный вкус пище. А знаменитый коньяк «Арарат»! Напротив завода «Арарат» находится другой коньячный завод «Ной», про который Максим Горький оставил в книге отзывов шутливую запись: «Легче подняться на Арарат, чем из подвалов «Ноя». Сами армяне предпочитают «Арарат», а про коньяк «Ной» шутят: «Пей «Ной» и не ной».

Как же в Ереване не побывать на знаменитом вернисаже, который появился в начале 1980-х годов как выставка-продажа картин. Правда, сейчас это рынок изделий народных промыслов. Я купила совсем маленький ковёр ручной работы, который мастерица соткала традиционным армянским узлом. Красота необыкновенная!

Во множестве продают армянский музыкальный инструмент дудук. Какое звучание! Стоишь и заворожённо слушаешь. Видела великолепные графические рисунки с изображением природы, людей, трогательных сцен из жизни семьи — всё вызывало чувство умиления. Я познакомилась с молодым художником, очень скромным и добрым. Попросила подобрать рисунок, который по сюжету соответствовал бы тому, что с супругом мы вместе 26 лет. Художник предложил чудесную картину, подписал её на память, но отказался от денег, сказав, что хочет сделать приятный подарок нашей семье.

Особо меня поразило, что армяне буквально везде играют в шахматы, шашки и нарды. Причём в школах шахматы включены в обязательную программу, кстати, как и урок русского языка. Замечательно.

Родное

Утро последнего дня пребывания в Ереване выдалось солнечным. 21 октября — 2800 лет армянской столице, а у нас на Вятке — праздник всех вятских святых. Еду на такси в православный Покровский храм, который находится на окраине города. В октябре 1827 года в этих местах проходило кровопролитное сражение русских с персами. Строительство Покровской церкви датируется 1913–1916 годами. Уже в 1918-м, когда к власти пришли большевики, церковь закрылась. Сначала она использовалась в качестве склада, потом в здании разместили клуб и кинотеатр для офицеров, а чуть позже в нём обустроили госпиталь. Церковь вернули русским православным жителя Еревана лишь в 1991 году, когда Армения уже стала независимым государством. Здание отреставрировали. В 2010 году Покровский храм посетил Патриарх Кирилл. Сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Таксист предложил меня подождать. Я иду в храм, подаю записки. Меня тактично спрашивают про упомянутых в них людях, все ли они крещены в Православной Церкви. Ставлю свечи, прикладываюсь к родным русским иконам, беру благословение у батюшки. Очень уютно и по-домашнему тепло в храме. Всё родное…

Свечница предложила посетить ещё церковь Воздвижения Креста Господня. Прошу таксиста отвезти меня на другой конец города. Это уже современный храм, расписанный и богато украшенный. Поставив свечи и помолившись, ясно понимаю, что сегодня наконец-то получила то, чего мне не хватало все эти дни, — благодать Святого Духа.

Покидая Армению, я размышляла о новом паломническом маршруте «Святыни Армении и Грузии», организовать который «С Вяткам» помогут наши партнёры — паломнический центр «Солунь». Недаром сейчас популярна песня «Армянин и грузин вечно спорили», где есть замечательные слова: «Две страны, две сестры, две красавицы — не поймёшь, кто из них больше нравится».

Надежда Шаповал

Фото

Возврат к списку