12.07.2019

Свидание с природой

Сотрудники Уржумского краеведческого музея бережно хранят материалы о жизни и творчестве заслуженного художника РСФСР Кондрата Евдокимовича Максимова, а также живописные работы, присланные автором в дар землякам.

К.Е. Максимов родился 12 марта 1894 года в деревне Шишкино Уржумского уезда Вятской губернии. Его семья занималась торговлей лесом. Учился в школе села Большой Рой, а в 1914 году поступил в Казанскую художественную школу. К сожалению, обострившаяся болезнь не позволила продолжить обучение. В 1917 году начинающий живописец покидает Казань и возвращается на родину. Только через десять лет у Максимова вновь пробудилась тяга к творчеству. Он берёт уроки у своего земляка Михаила Маркеловича Гужавина, выпускника Петербургской академии художеств. Учится пейзажной живописи. В его работах того времени «Старая рига», «Снопы», «Дорога на Воробьи» запечатлена неброская красота вятской глубинки. В 1928–1929 годах Максимов, переехавший в Казань, участвует в выставках общества имени А.И. Куинджи в Ленинграде.

Кондрат Евдокимович полагал, что человек должен владеть несколькими специальностями, тогда одна деятельность будет дополнять другую, а жизнь будет гармоничнее и радостнее. До 1935 года он трудится в Казанском филиале института лесосплава, продолжая семейную традицию. Здесь тоже требовалось творческое мышление, а также незаурядная смекалка и вдумчивый подход к каждому делу. На счету К.Е. Максимова почти три десятка рационализаторских предложений. Он сконструировал первую советскую сплоточную машину, которая на Всесоюзном конкурсе была удостоена главной премии.

А вне работы Кондрат Евдокимович спешил с этюдником на Каму или Волгу, на лесные опушки и в луга. Ему была близка и дорога красота природы. С детства он помнил запах соснового бора, аромат луговых цветов и трав, разливы Вятки и Камы, просторы полей и бескрайнюю синь небес. Всё это он старался прочувствовать, пропустить через себя и перенести на холст. «Я более всего учусь у самой природы, — говорил К.Е. Максимов. — Идёшь по лесу, вглядываешься в листву, в блики на стволах, на траве, делаешь всё новые и новые открытия. Потом вдруг остановишься, как завороженный: перед тобой ручей, а над ним вся в цвету, как кипень, белая черёмуха. Праздник! Царство Небесное! Тут уж торопись, бери кисть и работай. Знаешь, что можешь упустить момент. Бывает, придёшь на другой день на то же место, а прежнего праздника нет: или освещение не то, или состояние души другое. Как ни вырисовывай, ни копируй краски природы — картины не будет. Без сердца, без души нет пейзажа. Есть протокол, а он никого не волнует, не согревает. Признаюсь, на свидание с природой я иду только с хорошим настроением и пишу её лишь в лучшем расположении духа».

В 1935 году в Татарии создаётся отделение Союза художников СССР, и по результатам выставки, устроенной в 1936 году, Кондрата Евдокимовича принимают в его члены. Наш земляк много путешествовал по стране. Ранней весной он обычно отправлялся на Кавказ или Южный Урал, в Крым или Карпаты. Лето проводил на берегах Вятки, Камы и Волги. Там намечались сюжеты будущих картин, рождались новые идеи. Из поездок он привозил множество этюдов и зарисовок.

Великая Отечественная война перестроила на военный лад жизнь нашей страны. Одновременно усилилась борьба с мнимыми шпионами и провокаторами. Даже за обсуждение каких-либо действий государства или Красной Армии можно было попасть в тюрьму. Инструментальщик Казанского судостроительного завода К.Е. Максимов, глубоко переживавший отступление наших войск, 5 ноября 1941 года был арестован по обвинению в «пораженческих разговорах», но в следующем году по окончании следования отпущен за отсутствием состава преступления. В военные годы меняется тема произведений Кондрата Евдокимовича. Вместе с участниками агитбригад он выезжает в районы Татарии, делает эскизы к будущим работам, разговаривает с колхозниками, видит героический труд в тылу женщин, стариков и подростков. Об этом рассказывают его картины «Помогают взрослым», «Заготовка торфа», «Подъём зяби», «На плотах», «Сдача хлеба государству» и другие.

В 1949 году четыре работы К.Е. Максимова экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Москве, в следующем году там же картина «Лес — новостройкам» была удостоена премии. Впоследствии художник многократно участвовал в выставках в Москве, Ленинграде, Уфе, Казани и других городах.

В 1974 году состоялась большая персональная выставка К.Е. Максимова в столице. Художнику шёл восемьдесят первый год. Посетители восхищались его творениями, а Кондрат Евдокимович объяснял москвичам: «Мы сейчас много говорим о том, что надо сохранять, беречь природу. А беречь — это значит прежде всего любить её. Поможет моя работа этому — стало быть, не зря трудился». Приведу отрывок из статьи Г. Могильниковой, посвящённой творчеству К.Е. Максимова и опубликованной в 1980 году: «В своих произведениях Кондрат Евдокимович воспевает красоту родной природы, вкладывая в каждое из них частичку своей щедрой души и находя отклик в сердцах зрителей. Тихо, неторопливо льётся в его полотнах лирическая песня о заповедных уголках леса, о широких раздольных полях с высоким небом, о нетронутой ветром глади рек. Задумчивость и мягкая созерцательность в передаче настроения — вот основная мелодия этих пейзажей. И только где-то звонким аккордом вдруг вспыхнет в них яркий солнечный луч и разольётся в цветовую феерию.

Полюбились зрителям и получили признание за сильно выраженную в них тему Родины произведения «Сосновый лес. Дорога на Каму», «Потревоженная тишина» и «Куйбышевское море». Пейзажи и натюрморты — основные жанры творчества художника, хотя в предвоенные годы он писал и бытовые картины. Но именно в этих жанрах с особенной глубиной проявились мироощущение живописца, его влюблённость в землю. Ей он посвящает свои поэтические эмоции».

К.Е. Максимов трудился и над сюжетами русских народных сказок. Среди его работ — «Избушка Бабы Яги», «Маша и Морозко», «У царства Кощея», «Сивка-бурка» и другие.

Творчество нашего земляка высоко ценили жители Татарстана. О художнике отзывались как о создателе национального пейзажа, одном из видных представителей реалистической школы живописи. Несколько лет он возглавлял Союз художников Татарской АССР. Кондрат Евдокимович писал, пока глаза видели, рука держала кисть, а сердце билось, чувствуя красоту. Умер художник 1 октября 1981 года в г. Казани. Всего за годы своей творческой деятельности К.Е. Максимов написал почти 200 картин. Его полотна находятся во многих городах России в музейных экспозициях и в частных собраниях. Есть они и в фондах Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых.

Владимир Шеин

Фото

Возврат к списку