06.09.2019

«География чудотворений»

В издательстве областной писательской организации «Витберг» вышла монография кандидата исторических наук, члена Союза писателей России А.В. Маркелова «Чтимые иконы и святые в жизни общества 2-й половины XVII – начала ХХ вв. (на примере Вятской епархии)». Мы попросили автора рассказать о новом издании.

— Артём Владимирович, поздравляем Вас с выходом книги. Её основой является диссертация, которую Вы защитили в 2011 году?

— Да, бесспорно, но всё-таки это во многом новая, самостоятельная книга. Я постарался сделать её интересной более широкому кругу читателей, поэтому, например, убрал из введения ряд теоретических разделов. Эпизоды, которые в диссертации были разнесены по разным параграфам, объединил, следуя логике изложения. Такой подход, надеюсь, удобнее для читателя. И самое главное, за прошедшее время удалось найти новые данные, которые значительно расширили представления о почитании на Вятке икон и святых.

— Почему Вы выбрали для исследования такой большой период — с середины XVII по начало XX века?

— Вятская и Великопермская епархия была создана в 1657 году. Кстати, в то время их всего-то было 12, так что наша епархия — одна из старейших в Русской Церкви. Почитание икон и святых — процесс долгий и многосложный. Каким временем ограничить исследование? Началом XVIII века, наступлением синодального периода в жизни нашей Церкви? Нелогично. В то столетие произошли различные события в жизни православной России. Так, 1730–1760-е годы отмечены довольно жёстким отношением и церковной, и государственной власти к местным духовным традициям, когда их зачастую считали суеверием и нередко запрещали. Позднее часть вятской территории отошла к Пермской епархии вместе с местночтимыми святынями. В свою очередь в конце XVIII века к Вятской епархии были присоединены большие районы Казанской земли, куда, например, входили Уржум и Малмыж, также имевшие свои традиции, о чём тоже хотелось рассказать. Например, если к моменту создания Вятской епархии существовало до 12 почитаемых икон, то в начале XX века их было в десять раз больше, и это только по официальным данным. После 1917 года отношения Церкви и государства кардинально изменились, и здесь логичнее сделать новое исследование.

— Наверное, в книге много цифр?

— Да, конечно, без них в такой работе не обойтись. Но всё-таки даже за ними прежде всего стоят люди. Например, я считаю важным понять, откуда приходили паломники к почитаемым иконам, в каких населённых пунктах происходили чудеса, исцеления, от каких болезней. Я предложил назвать это явление «географией чудотворений». Так вот, более 70 процентов исцелений от двух главных вятских святынь — Великорецкого образа святителя Николая и иконы Спаса Нерукотворного — были от слепоты. Но самое главное, «география чудотворений» наглядно свидетельствует, что исцеления от тяжких недугов получали реальные люди из конкретных городов, сёл, починков и деревень. Я стремился показать, как местные общества и отдельные люди могли влиять на историю почитания икон и святых.

— Приведите, пожалуйста, несколько примеров важных, на Ваш взгляд, обобщений и находок.

— Например, это касается архиепископа Вятского и Великопермского Ионы, который не только обрёл мощи прп. Трифона Вятского, многое сделал для распространения почитания блж. Прокопия, но и предпринял попытку создания, говоря современным языком, Собора вятских святых. В него, помимо преподобного Трифона и блаженного Прокопия, должны были войти Иоанн Пустынник, а также свтт. Великопермские Иона, Питирим и Герасим. К сожалению, усть-вымская десятина, где почивали мощи святителей, находилась в составе Вятской епархии только десять, с 1676 по 1686 год, и проект владыки Ионы полностью не осуществился.

Из предреволюционной литературы известно, что в начале ХХ века из Вятской епархии в Синод был направлен отчёт для составления «Верного месяцеслова всех русских святых, чтимых молебнами общецерковно и местно». Также были добавлены справки о прп. Трифоне и блж. Прокопии Вятских. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге удалось найти этот отчёт, и он полностью опубликован в монографии. Также в РГИА я нашёл и опубликовал официальную переписку 1860-х годов вятских губернатора и архиерея с Синодом по вопросу почитания иконы Божией Матери «Достойно есть» в селе Юрьево.

В нашем областном архиве удалось обнаружить журнал посещений Трифоновского церковно-археологического музея. Он был открыт в 1912 году, когда отмечалось 300-летие праведной кончины преподобного Трифона Вятского. Изучение документа позволило определить адрес музея (к счастью, дом сохранился, пусть и в перестроенном виде), а в самом журнале много записей известных посетителей, например, Виктора Михайловича Васнецова.

Впрочем, все сюжеты невозможно описать в небольшом интервью, а их, поверьте, довольно много. Один из них — искоренение почитания Иоанна Пустынника в 1740-е годы и возрождение этой традиции 100 лет спустя. А «география чудотворений», которая практически исчезла из публичного поля в середине XVIII века, так как власть чаще всего считала такое явление суеверием, стала возвращаться во второй половине XIX века, и большую роль сыграла в этом церковная пресса.

Интересна история о том, как в начале XX века местные общества южных районов (Нолинск, Уржум, Малмыж), вошедших в состав Вятской епархии в конце XVIII века, просили приносить для поклонения чтимые иконы Казанской епархии, с которыми была тесно связана духовная жизнь жителей этих земель. И здесь опять же чрезвычайно интересна позиция конкретных людей: просителей, епископов, синодальных чиновников.

Хочу сказать, что в книге опубликованы приложения, где полностью приведены некоторые интересные документы. Есть указатели: именной, икон, географический. В последнем сделаны привязки населённых пунктов к современному административно-территориальному делению. Надеюсь, это также поможет читателям.

— Подскажите, где можно приобрести Вашу монографию.

— К сожалению, пока это не возможно. Книгу я выпустил на собственные средства небольшим тиражом. Чтобы больший круг читателей мог познакомиться с исследованием, выложил pdf-версию на личном сайте (артем-маркелов.рф). Тем, кто любит традиционный книжный формат, сообщаю: монография есть в Областной научной библиотеке имени А.И. Герцена. Кстати, 19 сентября в 17.30 в Герценке состоится её презентация, а 5 октября в 12.00 она пройдёт в библиотеке «Благовест». Планируются и другие встречи, о которых также можно будет узнать на моём сайте.

Подготовил протоиерей Олег Филимонов

Фото

Возврат к списку