10.09.2019

Ангел Сербской Церкви

Полыхал пожар Первой мировой войны, когда на территории нынешней Хорватии в обычной крестьянской семье 11 сентября 1914 года родился будущий Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич)

Во время поездки этим летом в Нижний Новгород мы с братом бродили по местам, знакомым со студенческой поры. Прогуливаясь по верхней набережной Оки, пересекая овраги по воздушным мостикам, наткнулись на маленькую церковь и были рады укрыться в ней от полуденного зноя. Служительница храма Илии Пророка сердечно встречала каждого посетителя, выдавала свечи, провожала к нужной иконе, отвечала на вопросы. «Обязательно прочитайте об этом удивительном человеке», — посоветовала она нам, когда на выходе мы остановились возле информации о сербском Патриархе Павле (1914–2009). С этим именем мы встретились впервые, хотя каждый наслышан о том, что у русских и сербов общие славянские корни.

Особые отношения

Фундамент русско-сербских отношений был заложен в далёком XII веке, когда в 1180 году Сербия вышла из состава Римской империи, провинцией которой была прежде. В те годы правил Сербией князь Стефан Немани, который на роль будущего государя готовил своего младшего сына. Но княжич Растко в 17 лет бежал из дома на Афон в русский Пантелеимонов монастырь, где тайно от родителей стал иноком. Разгневанный отец отправил дружину с требованием вернуть сына, угрожая грекам войной. Растко, приняв постриг с именем Савва, отправил в ответ родителям мирскую одежду, волосы и письмо. Впоследствии и сам князь Стефан принял монашеский постриг и подвизался на Афоне вместе с сыном. В монастыре святого Пантелеимона Савва впервые познакомился со славянскими книгами, поэтому в его трудах много русских слов. Будучи архиепископом Сербии с 1219 года, он много сделал для того, чтобы Сербская Церковь стала самостоятельной, а государство — независимым. В конце XIII века процветающее королевство было опустошено монголами. В середине XV века Сербию разгромили турки, захватившие на несколько веков весь балканский полуостров.

Сербские корни по линии матери имел Иван IV Грозный и во времена своего правления (1547–1584) много помогал сербским монастырям. Игумен афонской обители Хиландар Паисий приезжал в Москву, после чего монастырь получил богатые дары и подворье в Москве. Игумен Паисий увёз с собой грамоту русского царя к турецкому султану с требованием освободить от дани православные монастыри на Святой Горе Афон.

Как между молотом и наковальней находился православный сербский народ, когда шла борьба за Балканы между Австрией и Турцией. По окончании австро-турецкой войны (1718) часть Сербии стала австрийской провинцией, где Православие подвергалось не меньшему гонению, чем при турках, а всё национальное запрещалось. Опасаясь, что сербы со временем могут перейти в католическую веру, белградский митрополит Моисей Пе́трович обратился с просьбой к Петру I послать ему учёных людей для организации школ, обучения и подготовки православных священников. Учителем латинского и славянского языков был направлен синодальный переводчик Максим Суворов, который привёз в Белград большое количество русских книг и учебников. Суворов в 1726 году основал первую сербскую школу, проработал в этой стране 11 лет и способствовал смене богослужебного сербско-славянского языка на русско-славянский. При Петре I русские юноши посылались в сербскую навигационную школу, а их моряки служили в русском флоте. В Россию в XVIII веке прибыло около десяти тысяч сербских переселенцев из тогдашней Австрии. Многие из них помимо своей известной храбрости имели отличное военное образование, что принесло немалую пользу русской армии, в которой 25 сербов дослужились до чина генерала.

В 1870-х годах Россия активно поддерживала национально-освободительную борьбу народов Балканского полуострова: на денежные пожертвования приобретались оружие, продовольствие и медикаменты, которые переправлялись повстанцам. Когда Сербия и Черногория объявили Турции войну в 1876 оду, почти пять тысяч русских военных, добившись у Александра II разрешения уйти во временную отставку, добровольно вступили в сербскую армию. Среди русских добровольцев-врачей в госпиталях Сербии и Черногории работали Н.В. Склифосовский и С.П. Боткин. Помогая православным братьям, Россия вступила в войну с Турцией в 1877 году, по окончании которой Сербия получила полную независимость и церковную автономию. В Киевскую духовную академию из Сербии прибыли первые стипендиаты-богословы, которые затем способствовали духовному сближению наших народов.

История Сербии ХХ века — череда постоянных войн и гонений. Балканские войны (конец XIX – начало XX века), Первая и Вторая мировые войны выселили из родных мест сотни тысяч сербов. Гитлеровцев в Югославии поддерживали усташи (хорватские фашисты), которые с особой жестокостью уничтожали славян в концлагерях Хорватии. За годы гражданской войны, в результате которой Югославия распалась на части (1995), от Сербии был насильственно отторгнут её южный край. 250 тысяч сербов были изгнаны из родных мест. Разрушено почти 150 православных монастырей и церквей, уничтожены кладбища, сожжено множество книг.

В семье без родителей

В судьбе Патриарха Павла, как в зеркале, отражаются все беды и испытания, которые пережил его народ в ХХ веке. Полыхал пожар Первой мировой войны, когда на территории нынешней Хорватии в обычной крестьянской семье 11 сентября 1914 года родился будущий Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич). Из его воспоминаний известно, что «отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулёзом и вернулся домой умирать. Мне тогда не было и трёх лет; только что родился брат Душан. Мать спустя несколько лет после смерти отца вышла замуж и вскоре умерла. Брат и я остались с бабушкой и тёткой, которая нас любила, но за наши провинности мы знали и палку».

Начальную школу Гойко окончил в родной деревне. Живя в православной семье, братья посещали воскресную школу, учили Закон Божий и с первых лет жизни знали «Отче наш». К тому же, «когда растёшь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее». Здоровьем Гойко был очень слаб. «Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тётка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение». Гимназия в Белграде, шестиразрядная семинария в Сараево, богословский факультет (1936–1941) и параллельно два года в медицинском институте. О своём образовании Патриарх Павел вспоминал: «Семья оказала важнейшее влияние на моё решение поступить в духовную академию, но интерес к физике сохранялся, и я занимался ей в свободное время».

Монах от Бога

С началом боевых действий в апреле 1941 года Гойко был мобилизован в санитарную роту, но вернулся в родное село в связи с капитуляцией Югославии (оккупация страны Рейхом прошла всего за 12 дней). В тех местах, кроме немцев, хозяйничали усташи, программа действий которых гласила: «Одну часть сербов уничтожить, другую выселить, остальных перевести в католическую веру». Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «православный». Брат Душан был убит усташами, а Гойко покинул родные места и в числе многочисленных беженцев оказался в Белграде. Первое время он работал на расчистке руин, затем из-за слабого здоровья жил в монастыре и преподавал Закон Божий детям беженцев. Однажды в половодье, спасая мальчика, он простудился и тяжело заболел. С безнадёжным диагнозом «туберкулёз» его отправили в монастырь Вуян, и он чудом выжил. Именно тогда Гойко твёрдо решил посвятить жизнь служению Господу и в 1946 году стал послушником, а в 1948-м принял монашеский постриг с именем Павел.

Ему приходилось много работать физически. Выполняя послушания, он бывал мельником, пастухом, пчеловодом, лекарем и земледельцем, при этом каждую свободную минуту использовал на изучение Православия. Главным делом была молитва. Ежедневный подъём — в три–четыре утра, спать — в десять часов. Слава о монахе от Бога дошла до Патриарха, и Павла отправили для дальнейшего обучения в Афины (1955–1957). Защитив диссертацию со степенью доктора богословия, Павел совершил паломническую поездку в Иерусалим. Следом пришла новость, что он избран предстоятелем Рашко-Призренской епархии. Судьба подготовила ему новое испытание.

Быть людьми

В течение 34 лет епископ Павел один, без сотрудников, без секретаря, без автомобиля, управлял всеми делами. Он строил новые храмы, вместе с монахами работал на восстановлении ветхих и порушенных войной православных сербских святынь. Одновременно заботился о Призренской семинарии, иногда проводил там лекции по церковному пению и славянскому языку. Передвигаясь пешком, на повозках, он старался побывать в каждом храме, общался с людьми просто, как с близкими и родными. «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, ни время, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Он убеждал свою паству в том, что добро намного сильнее зла.

В последние годы служения в Косово и Метохии владыка Павел подвергался постоянным нападкам со стороны косовских мусульман. Его, как всегда беззащитно шагающего по дорогам святой косовской земли, оскорбляли, дёргали за бороду, избивали, угрожали убийством. В ответ на пощёчину от албанца владыка молча показал ему на другую сторону лица. «Не дай злу тебя победить, но победи зло добром!». Даже албанские бандиты отступали перед силой его воли и несокрушимой верой в доброе начало каждого человека. В те тяжёлые годы архиепископ Павел продолжал поддерживать монастыри и церкви, стремился помочь людям, чем только мог. Один из учеников школы богословия вспоминал, как в лютый мороз владыка лично разносил в классы дрова, предназначенные для его кельи. Грозовые тучи приближающейся войны сгущались. Архиерей регулярно сообщал властям о притеснениях, которые терпели монахи, священники и сербское население. Политики мало прислушивались к этим словам, а уничтожение христианства привело к потере Косово.

Чувство долга

В 1990 году владыка Павел был избран Патриархом Сербской Православной Церкви. «Я никогда не ждал и ещё меньше этого хотел, — признавался он. — Тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее. На следующий день я пришёл в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение — вот главное». С первых дней служения Патриарху Павлу пришлось общаться с важными иностранными представителями. Американский посол во время беседы спросил, чем может помочь. Ответ был одновременно и простым, и мудрым: «Ваше превосходительство, не мешайте нам и так Вы нам поможете!».

Патриарх Павел возглавлял Сербскую Церковь в самые тяжёлые для страны годы. Молитвами, просьбами, поучениями призывал он к миру: «Под солнцем довольно места для всех, и мир одинаково нужен всем, и нам, и врагам нашим. Нет того интереса, ни национального, ни личного, который бы мог послужить для нас предлогом вести себя как нелюди». Патриарх много молился о своём многострадальном народе и неустанно посещал больницы и лагеря беженцев, навещал раненых и заключённых, утешал и вселял в них веру и надежду. О себе писал так: «Будь у меня возможность, Воскресший Бог мне свидетель, я бы стоял перед церквями, больницами да и перед шикарными залами для банкетов и модной роскоши и лично бы просил за наших страждущих братьев, сестёр и детей».

По городу Патриарх передвигался пешком или на общественном транспорте, среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти и поговорить с ним. Однажды в переполненном трамвае кто-то воскликнул: «Вот, смотрите, Патриарх!» — и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, образовалась давка. Водитель остановил трамвай и, высадив всех, кроме Патриарха, сказал: «А теперь по одному…».

Патриарх Павел находился в постоянных разъездах по миру. Ему было уже 90 лет, когда он после 22 часового перелёта из Австралии отслужил бдение, потом чинил мантию, а ранним утром отправился с трёхдневным визитом в Москву. Однажды во время полёта над морем на вопрос, что думает Патриарх, если самолет упадёт, Святейший невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня». Во время саровских торжеств 2003 года, когда прибывших гостей, встретив у поезда, развезли по гостиницам, оказалось, что нет Патриарха Павла. Он был обнаружен сидящим около вокзала на своём чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. В России Павел Сербский бывал несколько раз и всегда подчёркивал: «Сербский и русский народы издавна объединяет святое Православие».

Благородство души

Став Патриархом, он продолжал жить во всём строго по-монашески: по-прежнему вставал в четыре часа, совершив долгое молитвенное правило, прибирал личные покои и около шести отправлялся на Литургию. Святейший Павел всегда совершал богослужение смиренно и глубоко молитвенно. Он был на редкость музыкальным, иногда умильным голосом пел на клиросе. Для себя в огромной Патриаршей резиденции он выбрал самую маленькую комнату, где поместились старый шкаф, стул, сейф и кровать, над которой в качестве полки висела доска, чтобы можно было положить книги, очки, поставить стакан воды. Он сам стирал, гладил и чинил подрясник и единственную рясу, а если видел у священника порванное облачение, говорил: «Принеси, я починю». Он ремонтировал обувь, даже мог из старых женских сапог сшить себе ботинки. Одна женщина очень хотела дать Патриарху деньги на новую обувку и сказала, что сделать это повелела приснившаяся ей Богородица. Патриарх, выспросив, когда женщина легла спать, ответил: «Знаете, я лёг позже, мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается».

Питался он тем, что нужно организму, не более того: в летние месяцы его любимое блюдо — варёная крапива и овощи, в пост — сушёные яблоки, томатный сок, немного рыбы, и разве что на Рождество и на Пасху пробовал крохотный кусочек мяса, «чтобы отличаться от еретиков». Всё, что у него было, Патриарх раздавал: конфеты, шоколад, фрукты — детям, свою небольшую пенсию — студентам.

Имя Павел в переводе означает «Малый». Действительно Патриарх был маленького роста, щуплого телосложения, с сутулой спиной, но лицо его с белоснежной бородой было благородно, а душа огромна. Он был настоящим духовным отцом всего сербского народа, общался с людьми ласково и мягко, с умным юмором. Как доктор богословия написал много книг. Святейший всегда говорил истину и правду любому, будь перед ним священник, военный или даже президент. Один сербский командир, известный своей отчаянной храбростью, на вопрос корреспондента, кого он считает своим главнокомандующим, не задумываясь, ответил: «Патриарха Павла».

Часто Святейший напоминал, что жить нужно так, чтобы не уронить чести святых предков. После его кончины 15 ноября 2009 года сербы считают, что небесная Сербия стала сильнее, и называют Патриарха Павла Ангелом Сербской Церкви.

На фото: Сербский Патриарх Павел; с Патриархом Алексием II; на похоронах Патриарха Павла.

Людмила Татаринова

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку