19.09.2019

Минувшее проходит предо мной

С недавнего времени хранится у меня на журнальном столике макет вятского Александро-Невского собора — изумительное по точности архитектурных деталей творение умелых рук давнего моего знакомого Владимира Борисовича Кощеева.

Таких искусных макетов, насколько мне памятно, автор изготовил несколько. А началось это увлечение с копии шедевра русского деревянного зодчества — Спасо-Преображенского ансамбля в Кижах. Наготовил тогда Кощеев «целый воз брёвнышек» диаметром 4 мм, чтобы непременно выдержать масштаб 1 к 100, и в течение года терпеливо возводил в миниатюре Преображенскую церковь, Покровский храм и шатровую колокольню. За Кижами последовал макет Андреевской часовни, что на Соловках, потом уменьшенные образцы Серафимовской, Предтеченской, Владимирской, Феодоровской церквей в Вятке, храма сщмч. Михаила Тихоницкого на Лобановском кладбище и часовни Александра Невского, что в пригородном Макарье. А когда музей Хлынова обратился с просьбой помочь в организации экспозиции, исполнил для него масштабный макет Успенского собора Трифонова монастыря.

О милой сердцу Вятке, о судьбе её храмов говорить с Кощеевым можно долго. Впрочем, в последнюю нашу встречу нынешним летом не о краеведении заладился разговор, а о родословной Владимира Борисовича, которая, надо признать, оказалась весьма занимательной.

По линии отца

«Сам я, как любил повторять замечательный актёр Борис Чирков, вятский горожанин: родился в 1933 году, когда наш славный город ещё назывался Вяткой. Право, очень жаль этого чудного имени. Родители моего отца — крестьяне, — начал своё повествование Кощеев, — но папа по рождению тоже городской, и крестили его в больничной церкви, место которой при желании ещё можно отыскать на территории института микробиологии. Да что это я всё на словах, вот же отцовский официальный документ». И Владимир Борисович протянул пожелтевший от времени листок, в котором было сказано: «Выпись из метрической книги о родившихся за 1910 год. Месяц — июль, рождение — 14, крещение — 16. Имя — Борис. Родители — деревни Гущенки Слободского уезда крестьянин Ефрем Силов Кощеев и законная жена его Наталья Егорова, оба православные…».

«Дом деда по отцу в Гороховском переулке — одноэтажный, на две семьи — был служебным от железной дороги. Рядом — вокзальная площадь, позади — большой огород. Жильё, можно сказать, убогое: комната метров на двадцать, кухонька, кладовка, и всё это на семью, в которой четверо взрослых и трое детей, — продолжал Кощеев. — Ефрем Силыч работал на железной дороге сопровождающим груза, и однажды в поездке на него напали, избили так, что сделали инвалидом… Отец в 1930 году уехал на учёбу в г. Подольск, где получил диплом техника-механика. До войны работал на заводе 1 Мая, а затем трудился на эвакуированном в Киров осенью 1941 года Коломенском паровозостроительном заводе, где ремонтировали танки и «Катюши».

Материнская линия

К сожалению, по отцовской родословной скудны оказались архивные сведения. Зато материнская линия была полна находок и открытий. «Моя мама Ксения Павловна из семьи Усольцевых родилась в 1911 году в г. Нолинске. И основатель их рода, как показывают документы, поп Прокопий, — продолжает рассказ Владимир Борисович. — Переписная книга Хлыновского уезда 1710 года гласит: «В том же Чепецком тягловом стане на погосте церковь во имя Николая Чудотворца. Строение деревянное, ветхо… У той церкви во дворе поп Прокопий Петров сын Усольцев сорока четырёх лет. У него жена Анна Емельянова сорока трёх лет. У них дети Филип четырнадцати лет, Андрей четырёх лет, Татьяна тринадцати лет, Авдотья семи лет…».

Клировые ведомости храмов Вятской епархии за 1757 год сообщают, что «при Усть-Чепецкой Николаевской церкви отмечены Андрей Прокопьев сын Усольцев 51 года, пономарь Григорий Яковлев сын Усольцев 36 лет и сын его Фёдор полугода, сын Якова Усольцева Косьма 47 лет и сын его Анкидин 22 лет». Минует ещё без малого тридцать лет. Из клировых ведомостей за 1786 год узнаём следующее: «При Усть-Чепецкой церкви отмечены пономарь Фёдор Григорьев сын Усольцев 29 лет, жена его Меланья Симонова 28 лет, их дети Евдокия семи лет, Иван двух месяцев».

И в XIX веке в официальных бумагах епархии представители Усольцевых встречаются неоднократно, неся исправно службу в родном селе кто диаконом, а кто пономарём. Ещё одна любопытная выписка из журналов духовной консистории гласит, что 14 августа 1880 года в церкви села Каринки Вятского уезда венчались личный почётный гражданин Иоанн Николаевич Усольцев 23 лет и девица Минодора 21 года из Большого Кабановского починка, отставного унтер-офицера Кирилла Данилова Шиляева дочь. Их дети Павел (родился в 1884 г.) и Пётр (1887 г.) крещёны в вятском Александро-Невском соборе, а Иоанн (1893 г.) и Марья (1894 г.) крещены в вятской больничной церкви.

Оружейных дел мастер

«О моём прадеде Иване Николаевиче Усольцеве надобно сказать особо, — замечает Кощеев. — Предположительно в 1873–1874 годах он уезжает в Ижевск, где учится на оружейного мастера. По возвращении в Вятку женится, потом приобретает у купца Масленникова полукаменный двухэтажный дом на углу улиц Николаевской (современная Ленина) и Стефановской (Молодой Гвардии). На первом этаже оборудует оружейную мастерскую и вместе с сыновьями изготавливает охотничьи ружья».

Знаменитый русский зоолог Леонид Сабанеев в своём уникальном «Охотничьем календаре», изданном в 1885 году, так писал о вятских оружейных мастерах: «В Ижевском заводе число крупных мастерских, принадлежащих капиталистам и производящих по несколько тысяч ружей ежегодно, едва ли не значительнее, чем в Туле. Ижевские изделия пользуются известностью и имеют обширный сбыт в северной и северо-восточной России и по всей Сибири. Лучшими мастерами считаются Иван Фёдоров Петров, Андриан Никифоров Евдокимов, Илья Степанов Березин. В Вятке славится оружейный мастер Иван Николаевич Усольцев, ученик Ижевского завода, получивший на Казанской выставке вместе с Петровым и Евдокимовым серебряные медали. Усольцев работает один и только на заказ. Большей частью изготовляет центральные ружья со стальными стволами и гринеровским тройным затвором, а также штуцера со стволами от бывших гринеровских ружей».

Дом на Николаевской

Дом прадеда на углу Николаевской и Стефановской улиц Кощееву достаточно хорошо помнится: «Первый этаж был кирпичный, второй — деревянный; брёвна снаружи обшиты тёсом. Наша квартира состояла из двух комнат и находилась на первом этаже. Над нами разместились родители мамы — дед Павел Иванович и бабушка Мария Михайловна. Рядом с нами через стенку, где до переворота 1917 года была оружейная мастерская прадеда, жили соседи. Участок занимал больше половины квартала. Там стояли дровяники, а в центре двора — большой вяз. Ветхий бревенчатый амбар под тёсовой крышей использовался как морозильник. Там за зиму лёд намораживали. Пола не было — яма. Когда снег и лёд таяли, мы пускали там кораблики и даже плот мастерили, на котором плавали прямо в этом амбаре».

Усольцевы — люди мастеровые

Три сына было у знаменитого вятского оружейного мастера Ивана Усольцева — Павел, Пётр и Иван, люди творческие, умелые, рукастые. Газета «Кировская правда» в августе 1935 года под заголовком «Его игрушками восхищаются дети» поместила такой материал: «Пётр Иванович Усольцев рассказывает: «У нас в семье все изобретатели. Отец был в Вятке лучшим мастером-оружейником. Он изготовил первую в городе динамо-машину. Два моих брата делают американские замки, увлекаются работой над детской игрушкой. Павел изобрёл всем сейчас известную игрушку — физкультурник на брусьях. Она в сотнях тысяч штук разошлась по стране. Иван работает над созданием детской оборонной игрушки. Он сделал пистолет, точную копию браунинга, стреляющий при помощи воздуха. Сейчас работает над винтовкой…».

Год спустя на школьной городской выставке культтоваров дед Кощеева по материнской линии Павел Иванович Усольцев представил своё игрушечное пианино, на котором можно было играть незатейливые мелодии. Пётр Иванович занимался чеканкой, делал шкатулки, украшенные панно и чеканкой. А ещё в семье хранится старое фото, на котором заснят настоящий катер, тоже сделанный собственными руками.

«Всё это славные дела давно минувших дней. А моя память детства — это вид родной Вятки с южной стороны, с большой горы от села Красного, — говорит Владимир Борисович Кощеев. — Словно белый лебедь в море зелени, парит над крышами приземистых городских домов величественный Александро-Невский собор…».

Виктор Бакин
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку