03.10.2019

На краю России

Ранним утром наш поезд прибыл на станцию Псков. Слушая аудиокнигу митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», любуемся из окна автобуса псковским Кремлём с Троицким собором и древними церквями. Нам предстоит преодолеть около ста километров в сторону г. Гдова, который мы с паломниками службы «С Вятки» впервые посетили больше десяти лет назад. Особенно в памяти сохранилась встреча с архимандритом Львом (Дмитроченко), прослужившим в Преображенском храме села Прибужа более 50 лет и почившим в 2008 году. Удивительные слова сказал батюшка при той встрече: «Россия спасётся, если будет православной».

Древний город

В небольшом районном городке с населением около пяти тысяч жителей, на берегу реки Гдовки, более похожей на широкий ручей с многочисленными утками, ждущими от людей хлебушка, нас встретила директор Гдовского музея истории края Н.Л. Сингатуллова. Надежда Леонидовна предупредила, что два часа мы будем не спеша гулять по городу и знакомиться с его прошлым и настоящим.

Существует мнение, что название Гдова произошло от слова «Вдов» или «Вдовий», так как эта местность в X веке была передана во владение вдовствующей княгине Ольге. «В лето 6939 (1431 год) псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце Гдовке…» — повествует летопись. Крепость с шестью башнями, стены которой были сложены из валунов, занимала площадь около четырёх гектаров близ Чудского озера и была самым крупным укреплением Псковской земли. В центре располагался архитектурный ансамбль, состоящий из трёх храмов. В 1431 году одновременно с возведением стен крепости строилась небольшая Успенская церковь. В 1540 году возведён собор вмч. Димитрия Солунского. Предположительно в 1580 году была построена высокая колокольня. Первый ярус занимал арсенал, на втором находился храм Архангела Михаила, а на третьем располагалась звонница. В городке было шесть улиц с 80 дворами. Вокруг крепости раскинулись посады и стрелецкие слободы с жилыми дворами и огородами.

Боевая летопись Гдова началась задолго до основания крепости в 1431 году. Здесь на Ледовом побоище русские воины во главе с благоверным князем Александром Невским преподали урок ливонским рыцарям. В 1480 году немцы снова «приидоша со многими силами ко Гдову и начаша огненные стрелы на град пущати, и посады и волости вся пожгоша». Выстояли гдовичи в неравной схватке, отогнали врага. В 1581 году был разгромлен польский отряд. В 1657-м Гдов выдержал осаду шведской армии. С окончанием в 1721 году Северной войны, когда границы российского государства отодвинулись на запад, начался новый этап в жизни древнего города.

Удобное географическое положение — близость Эстонии и Санкт-Петербурга — позволили Гдову развиваться как торговому городу. Приглашённый Екатериной II петербургский архитектор Иван Лем разработал план Гдова, и началась регулярная застройка. Торговые ряды, купеческие особняки, тенистые аллеи парка, Летний сад и фонтаны украсили город. Обновлялись прежние и строились новые храмы.

Но вся эта красота была практически полностью уничтожена в январе 1944 года. При отступлении фашисты заминировали все шесть церквей, вековые купеческие дома и взорвали всё, оставив после себя руины. Гдов почти весь выгорел. Печальная картина предстала взору наших воинов, вошедших в опустошённый город 4 февраля. С этого времени началось возрождение Гдова. Сначала восстанавливались жизненно важные объекты, затем началось строительство новых зданий согласно исторической планировке. Постепенно налаживалась мирная жизнь. Гдовский район развивался как аграрный. В настоящее время приоритетными направлениями являются рыбная и лесная отрасли, а также туризм.

Державный храм

Мы находимся на территории крепости, в центральной части которой возвышается храм в честь Державной иконы Божией Матери. Это первая церковь, построенная заново в 1990 году на месте разрушенной. А начиналось всё так. «Совершая пастырское служение в маленьком храме села Кярово, — вспоминал протоиерей Михаил Женочин, — я наткнулся на письмо, написанное карандашом председателю Совета Министров Косыгину. В нём около 500 человек просили разрешить строительство церкви в Гдове. Никого из этих людей давно уже не было в живых, но я мечтал возвести в городе храм». Можно представить, насколько смелым, даже дерзким было такое намерение, ведь шли 1980-е годы, когда КПСС ещё правила страной.

Батюшка писал: «Не за деньгами, а за духовным советом я поехал к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит (Талабск). Вместе со мной было два священника с прихода Кобыльего Городища. Отец Николай приветливо встретил нас, усадил за самоварчик и неожиданно для всех спросил: «А храм-то в Гдове строится»?». Мы едва не потеряли дар речи, став свидетелями дара прозорливости старца. Он ушёл в маленькую комнату и, вернувшись, дал мне пожелтевший пакет, в котором лежала тысяча рублей. Я принял его с верою как залог того, что деньги не оскудеют, как масло и мука у наинской вдовы времён пророка Илии, и храм будет возведён».

Подпись: Отец Михаил Женочин со старцем Николаем Гурьяновым     Строить церковь отец Михаил решил на месте взорванного собора вмч. Димитрия Солунского. В ту пору без разрешения начальства нельзя было купить кирпич даже на ремонт печки, а тут требовался один миллион штук, сорок железнодорожных вагонов! Нигде в Советском Союзе частному лицу столько не могли продать. Выручило соседство с Эстонией, где удалось арендовать цех, и там во вторую смену стали делать кирпичи для храма. Появились и деньги: жертвовали Псково-Печерский монастырь, город Остров, Михаило-Архангельская церковь села Кобылье Городище, владыка Владимир (Котляров), протоиерей Владимир Попов из Любятово. Самую большую материальную помощь оказал архимандрит Лев (Дмитроченко). Четыре тысячи долларов пришло от графа Андрея Ивановича Стенбок-Фермора из Парижа.

Отца Михаила особенно тронуло, когда его прихожанка Зинаида Верёвкина пожертвовала самую большую свою драгоценность. Батюшка вспоминал: «Когда я пришёл к ней домой, она сообщила: «Моя мама хранила и мне отдала большой слиток золота. Я берегла его на чёрный день. Хочу пожертвовать на храм». Она достала из укромного места тяжёлый свёрток. Когда развернула тряпицу, я увидел слиток латуни, который эта простая женщина хранила многие годы и теперь отдавала на строительство церкви как самое дорогое, что у неё есть. Я сердечно поблагодарил её, и мне подумалось: «Быть может, Господь действительно вменит ей это в золото». Этот кусок латуни, как лепта евангельской вдовы, возможно, является самым большим пожертвованием на строительство храма».

С 1988 года, пока возводилась церковь, отец Михаил совершал богослужение в небольшом молитвенном доме. Кто-то ночью, тайно проникнув вовнутрь, облил всё бензином и поджёг. Пожарники успели вовремя. Батюшка вспоминал: «Удивительно, что огонь прекратился возле диванчика, накрытого ковриком отца Николая. Как-то в очередной мой приезд на остров Залит старец подарил мне коврик, сказав: «Может быть, где-нибудь пригодится». Вот и пригодился».

В августе 1991 года начались богослужения в северном приделе вмч. Димитрия Солунского. Затем встал вопрос, в честь кого освящать второй придел. Отец Михаил рассказывал: «Приехав на остров, я спросил мнение отца Николая, и он ответил: «Освящайте в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Когда владыка приезжал на Гдовщину, я, маленький, старался везде его сопровождать, держа посох. Он нежно погладил меня по голове и сказал: «Счастливый ты, Коля, что в Бога веруешь!». Потом достроили центральный придел в честь Державной иконы Божией Матери, и старец Николай подарил приходу этот образ, который и поныне пребывает в храме.

В тот давний наш приезд в Гдов мы смогли пообщаться с отцом Михаилом и были душевно согреты его оптимизмом. В 2009 году он скоропостижно скончался. Мы побывали на могиле батюшки, пропели ему «вечную память». Сейчас настоятель храма — отец Сергий Олисов, молодой и энергичный священник. У него в семье, живущей в любви, согласии и радости, много приёмных детей с различными заболеваниями, а гости в их доме, похоже, никогда не переводятся. Узнав, что мы из Вятки, батюшка очень обрадовался, так как книга для детей писателя Надежды Демидовой и художника Татьяны Дедовой «Рассказы о вятских святых» любимая в его семье.

У Чудского озера

Далее наш путь лежал в село Ветвенник, расположившееся на живописном берегу Чудского озера. Здесь находится церковно-приходская общеобразовательная школа с интернатом, где могут учиться дети из других мест. Частная современная школа со всем необходимым для занятий и проживания детей построена и действует на средства благотворителей. На её здании — изображение апостолов Петра и Павла, хранителей этих рыбацких земель. На берегу Чудского озера храмы в честь апостола-рыбака Петра — не редкость, а каменная Петропавловская церковь в Ветвеннике построена в начале XX столетия. Как рассказал её настоятель протоиерей Константин Подкорытов, храм «вырос из земли»: в фундаменте находятся гранитные глыбы, которые строители взрывали пороховыми зарядами. Батюшка очень огорчался, что мало в церкви прихожан, но однажды прочитал в исторических документах жалобу местного священника, что «рыбаки много водки пьют, а в храм ходят мало». Так что времена меняются, а люди всё такие же. Да и что говорить, если раньше в этих местах народу жило до двух тысяч, а сейчас полсотни не наберётся.

Рассказали нам интересную историю про пономаря Николая Ивановича. Есть в церкви икона святителя Николая. Очень она не нравилась батюшке: чёрная, некрасивая. А пономарь подойдёт к ней, свечу зажжёт, помолится. Однажды Николай Иванович пришёл в храм с пораненной рукой: вилами проткнул на сенокосе. Слышит отец Константин, как пономарь просит у святителя Николая: «Помоги мне, Чудотворче! У меня две коровы, три поросёнка, лошадь. Как я буду без руки?! Мне она нужна. Помоги». Через три дня страшная рана благополучно зажила! Святитель Николай на горячую молитву всегда откликается.

Мы взбираемся по многочисленным ступенькам на колокольню и поражаемся удивительной красоте окружающего нас Божьего мира. Вдалеке виден берег Эстонии, и многим нашим паломникам на телефон пришло сообщение «Добро пожаловать в Эстонию». Мы гуляли по берегу Чудского озера, наслаждаясь тишиной этих мест, которые покидать совершенно не хотелось, но впереди нас ждало таинственное урочище Трутнево.

Предание повествует, что жили в этих местах помещики Трутневы. Решили они сделать новую мельницу. Днём строят, а на утро всё оказывается разрушенным. Устроили засаду. И вот ночью раздался страшный грохот, и плотина вмиг рассыпалась. Увидели, как по берегу реки идёт Богородица и ведет за руку Младенца. Ступая по камням, Они вошли в стену скалы (на этом месте образовалось небольшая пещерка), а на камне остался след от стопы Божией Матери. Поняли строители, что урочище это Божией Матери принадлежит и нельзя здесь возводить мельницу.

Загадочность этого места мы тоже ощутили, когда спускались по ступеням к ручью. Солнечный свет чуть пробивался сквозь кроны деревьев. В нерукотворном гроте — многочисленные иконы. Мы пропели несколько молитв Пресвятой Богородице, поставили свечи, а потом спустились к камню, где остался Её след. Во времена советской власти пытались этот камень перевернуть, откатить от ручья, но ничего не получилось, только болезни постигали воинствующих атеистов. Верующие же получали многочисленные исцеления. Каждую шестую пятницу по Пасхе сюда из Ветвенника приходит крестный ход. Мы попили воды из ручья и поблагодарили Богородицу за удивительную радость, ниспосланную нам.

Поднявшись наверх по лестнице, мы спешим в недавно построенный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница». Это подворье Никандровой пустыни, находящейся в глухом лесу в 60 километрах от Пскова. В церкви нас радушно встречает монах Вениамин. Мы пишем записки о поминовении. Отец Вениамин ответил на наши вопросы, а потом любезно предложил взять в руки палочки и «позвонить» во временные колокола, которые представляют собой обрезанные газовые баллоны. Мы с радостью по ним ударяли, а отец Вениамин каждого при этом подбадривал и подсказывал, как лучше бить, чтобы звук был красивым. Проводив нас до автобуса, монах долго стоял на крылечке храма, молился, а когда мы поехали, осенил нас широким крестным знамением.

В завершении нашего паломничества по Гдовской земле мы побывали в селе Кярово, где некоторое время служил автор замечательных духовных песен иеромонах Роман (Матюшин). Мы и не подозревали, что знаменитая песня «Родник», которую исполнял сам отец Роман и Жанна Бичевская, посвящена именно этому месту на Псковщине.

Покровская церковь в Кярово была построена на средства генерала от инфантерии Петра Петровича Коновницына, правой руки М.И. Кутузова, воспитателя императора Николая I, военного министра России. Этот человек, достойный уважения во всех отношениях, сделал больше, чем любой другой генерал, для спасения России в войне 1812 года. Его слова «Изо всего лучшее — служить моему любезному Отечеству. Я за него охотно жизнью пожертвую. Детям худого имени не оставлю, аще Бог поможет» — свидетельство самоотверженной любви к России. Покровская церковь в родовом имении Коновницыных стала местом погребения Петра Петровича. Когда попадаешь в этот храм, время как бы останавливается, тишина вечности касается души…

Так завершилось наше знакомство с гдовскими святынями. Рано утром мы выехали из Пскова, а поздно вечером вернулись обратно. Впереди нас ждали Талабские острова и Псково-Печерский Успенский монастырь.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Возврат к списку