18.11.2019

Казань вятского Cевера

«Я бы хотела, чтобы все-все приехали в Казань напитаться той атмосферой, испытать то необыкновенное чувство внутренней свободы, которую испытываю я», – говорит Полина Бармина, выпускница Вятского государственного университета, член женской сборной команды Татарстана по боксу, уроженка города Слободского Кировской области. И – давняя энтузиастка по восстановлению некогда большого села под названием «Казань» в Слободском же районе. Чтобы добраться от столицы Татарстана до её «тёзки», ныне населенного пункта численностью… в пять постоянных жителей на севере Кировской области, нужно преодолеть 550 км. По нынешним-то временам не особо много, но не каждый водитель готов последний десяток километров ехать по реальному бездорожью.

ПОЧЕМУ КАЗАНЬ СТАЛА КАЗАНЬЮ?

Как и сто с лишним лет назад, самым надёжным транспортом в этом смысле по-прежнему остаётся повозка, запряжённая лошадкой. Конечно, это шутка, потому что приличный внедорожник прекрасно доставит вас в Казань, и вы попадёте на высокий холм, в окружение лесов Берендея, царя из сказки Александра Островского «Снегурочка». Поэтому, если хотите потрясающей красоты девственной природы и не страшитесь остаться на пару дней без Интернета, поезжайте сюда, в глубинку вятского Севера, чтобы познакомиться с «младшей» Казанью. Сотовых вышек здесь нет, но чувства ущербности или одиночества не возникает. Как правильно говорит Полина Бармина, тебя наполняет чувство внутренней свободы, умиротворённости. О мистическом воздействии этих мест знают многие, и многие уже потянулись за не­обычным воздухом в Казань.

Почему когда-то село, основанное, предположительно, в XIX веке и насчитывавшее согласно переписи 1926 года 126 человек и 25 хозяйств, получило такое название, для историков до сих пор загадка. И это странно, потому что документов, фиксирующих различные этапы и периоды жизни бывшего центра Казанского сельского совета, в принципе достаточно. 

Полина Бармина притащила толстый талмуд, в котором ориентируется, словно опытный следопыт. Наугад, но очень точно открывает страницы. Например, где рассказывается о жизни и смерти последнего священника Николая Ильича Суворова, служившего в местном храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. «Смотрите-смотрите, вот сюда, – подталкивает меня Полина и указывает пальцем в пожелтевший документ о допросах батюшки, арестованного за контрреволюционную агитацию и осуждённого на десять лет. 

– Видите, здесь подпись под протоколом сделана кое-как, видимо, он был после пыток. А здесь – спустя некоторое время – подпись ровная, четкая. Подделали?» Николай Суворов был признан невиновным и реабилитирован только в 1988 году…

ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ ВЕЧНА

Для Полины судьбы бывших жителей села Казань – живые голоса времени, причем не такого уж и далекого. 

Любителям подлинной старины и русского духа здесь есть чем поживиться. В селе сохранились деревянные постройки более чем столетней давности. Например, пожарная вышка. Сегодня главным достоянием Казани является восстановленный три года назад силами неравнодушных людей деревянный Казанско-Богородицкий храм. Его история началась в 1900 году, а потом, как и тысячи других храмов в нашей стране, он был закрыт во времена безбожия и полностью сгорел в 1989 году.

Теперь, когда в храме проводятся службы, это удивительное место привлекает верующих из разных уголков России, и старинное село оживает, встречая гостей сверкающими на солнце куполами и каким-то своим совершенно неповторимым деревенским уютом.

Газета Республика Татарстан

Фото

Возврат к списку