02.12.2019

Как вернуть Вятку?

5 декабря 1934 года ВЦИК переименовал Вятку в Киров и своим указом стер с карты России древний и самобытный город. Нанес рану, от которой он до сих пор не оправился и которая по сей день разделяет горожан.

Прошло 85 лет. Давно вернули себе родные имена Санкт-Петербург и Сергиев Посад, Нижний Новгород и Самара, Тверь и Екатеринбург. Почти никто из молодых не знает, что такое ВЦИК и уже не помнит о том, что Пермь когда-то была Молотовым, Оренбург — Чкаловым, а Ижевск — Устиновым. Но Вятка по-прежнему одета в сталинскую шинель, хотя она идёт ей, как дымковской барыне — френч диктатора. Почему многие люди этого не понимают? Почему не чувствуют той боли, которую причинило нашему городу переименование 1934 года, за которым последовало планомерное уничтожение прежней Вятки? Почему их сердца не сжимаются каждый раз, когда кто-то начинает лгать или повторять чужую ложь, лишь бы лишний раз измазать и унизить Вятку? Это подобно тому, как неблагодарный сын злословит свою мать, давшую ему жизнь. То, что ВЦИК сделал со всеми нами, напоминает мне ситуацию, когда ребёнка силой отняли у родителей, чтобы затем вырастить и воспитать в детском доме. А чтобы его не тянуло домой, насочиняли небылиц про недалёких «хлынов» и щи, которые те «лаптем хлебали». Однако даже в этом случае многие выпускники, выйдя из стен детского дома, стараются разыскать своих родителей, чтобы снова обрести семью, увидеть и обнять родных и больше с ними не разлучаться. При этом совсем не обязательно ругать детский дом и рассказывать о том, как там было плохо. Никто из любящих родителей этому не обрадуется, но, напротив, огорчится.

Также и возвращение Вятки вовсе не означает, что надо ругать всё кировское, советское, коммунистическое. Напротив, надо сделать всё для того, чтобы это решение стало шагом к примирению горожан. Нужно вступить в диалог, услышать друг друга и стараться держаться подальше от осуждения кого бы то ни было. Сконцентрироваться на том, что примиряет и объединяет, в том числе с теми, кому дорог кировский период истории нашего города.

«Так давайте проведём референдум! — воскликнет иной читатель. — Вот и В.В. Путин, когда приезжал в Киров, сказал о том же: пусть жители сами решат, какое имя должен носить город, а Москва их поддержит». Как говорят на Вятке, «так-то оно так». Вот только будет ли такой референдум шагом к примирению или к примiрению, между которыми, хотя они и близки, существует огромная разница! Такая же, как между миром горним, Царством Небесным, и миром земным. Неслучайно, по задумке святых братьев Кирилла и Мефодия, слова «миръ» и «мiръ» произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Примирение — это согласие с совестью, которую Церковь и народ называют голосом Божьим, а примiрение — согласие с мiром, то есть с обществом, которое, к сожалению, может жить совсем по другим законам. Поэтому и способы, которыми достигаются примирение или примiрение тоже разные. Для последнего нужна математика: надо провести опрос или референдум, подсчитать поданные голоса и определить, за что выступает большинство горожан. Если же мы хотим примирения, то есть поступить по совести, тогда нужна не математика, а покаяние — признание ошибок и их исправление, причём не только кировчанами, но и федеральными властями, потому что не сами жители Вятки её переименовали.

Как известно, ни на одном из митингов, состоявшихся в городе вскоре после убийства С.М. Кирова, речь об этом не шла. Жители об этом не просили. Вятку переименовал ВЦИК, причем дважды при этом солгав, назвав её «родиной С.М. Кирова», который родился в Уржуме и в Вятке никогда не бывал, а также заявив, будто это сделано по «многочисленным ходатайствам» самих горожан, чего на самом деле не было. А если так, то и исправлять эту ошибку нужно федеральным властям. Как? Очень просто: не ждать инициативы от кировчан, а самим выступить с предложением возвратить городу его родное имя, широко известное во всём мире, славное и уникальное. Право жителей — одобрить это предложение или отвергнуть. На референдуме, опросе, заседании Законодательного Собрания или Городской Думы — это уже не так важно. Главное — признать ошибку и исправить её, понимая, что без этого никакого примирения, единства между жителями не будет, а это необходимо для процветания города.

Не наивно ли ждать покаяния от государства, которое — не живой человек, а всего лишь социальный институт, механизм для управления обществом? И снова, как говорят на Вятке, «так-то оно так». Только во главе государства всё же стоят люди. Именно они принимают решения, заботятся о потомках, исправляя ошибки своих предшественников. Поэтому, когда во главе государства находится человек, способный поступать по совести, то и в жизни его сограждан становится больше совести.

Так советское государство нашло в себе силы осудить культ личности Сталина и положить конец произволу прежних лет. Уже на памяти моего поколения, в конце 1980-х годов, были реабилитированы тысячи узников ГУЛАГа, прекратились гонения на верующих, были возвращены Церкви сотни храмов, которые государство помогало восстанавливать, поднимать из руин. Оно оказывает поддержку многим и в наши дни. Точнее, не само государство, а люди, которые, достигнув вершин власти, тем не менее, стараются жить не для себя и поступать по совести. Надеемся, что такие люди никогда не переведутся. А если так, то Вятка к нам обязательно вернётся, и мы тоже вернёмся в Вятку. Скоро ли? Не знаю. Но ради такой радости можно и потерпеть. Кстати, предстоящий юбилей — в 2024 году городу исполняется 650 лет — прекрасный повод для такого давно ожидаемого решения.

А что же область? Возможно, кто-то с этим не согласится, но лично я думаю, что, если это поможет отложить споры, пусть она останется Кировской. С таким именем она была создана и стала известна всей стране. Нужно помнить, что главное — не буквы, а мир и согласие между людьми, без которых невозможно движение вперёд.

протоиерей Александр Балыбердин

Возврат к списку