18.12.2019

Завершили работу курсы повышения квалификации педагогов по предмету «Основы православной культуры» в Институте развития образования Кировской области

Курсы повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры» были организованы структурным подразделением Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Института развития образования Кировской области – Центром повышения квалификации в г. Вятские Поляны совместно с Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке Миссионерского отдела Вятской Епархии.

Обучение группы педагогов по теме «Основы православной культуры» состоялось в период с 9 по 14 декабря 2019 года.

Разнообразные комплексные занятия, сочетающие базовую теоретическую и практическую подготовку, проводились в течение шести дней в аудиториях Института развития образования Кировской области, Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, епархиального отдела религиозного образования и катехизации в городе Слободском, муниципальном детском саду № 165 города Кирова, школьном музее МОУ СОШ № 47 города Кирова, Вятском Духовном училище, Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского.

В курсах повышения квалификации 2019 года приняли участие 25 педагогов по теме «Основы православной культуры». Обучение прошли: преподаватели Основ религиозной культуры и светской этики (модуль Основы православной культуры), преподаватели курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учителя гуманитарных дисциплин основной школы, преподаватели приходских Воскресных школ Вятской, Яранской и Уржумской епархий воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Программа курсов содержала не только курс теоретических дисциплин, но и была практикоориентирована, содержит лекционные занятия по теме курсов, практические занятия, экскурсии, паломнические поездки и посещение образовательных учреждений.

В первый день работы курс повышения квалификации открылся лекцией «Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания». На первой лекции в аудитории Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Кировской области заведующая Центром ПК ИРО в г. Вятские Поляны Надежда Викторовна Барабанова большое внимание уделила изучению государственной политики России в области духовно-нравственного воспитания, изучению статьям 13 и 14 Конституции Российской Федерации.

В своем выступлении Надежда Викторовна подчеркнула, что: «Духовно-нравственное воспитание - это духовное и нравственное воспитание, которое заложено в воспитательных ориентирах, где мы переходим на мировоззренческий уровень. В корне слова “духовный” лежит слово “Дух”. Более подробно мы можем об этом прочитать в книге Святителя Луки «Дух, душа, тело». Религия – форма общественного сознания. Религия отражает определенные мировоззренческие позиции».

Государство достаточно четко определилось с целями и приоритетами в сфере духовно-нравственного воспитания. Они сформулированы и законодательно закреплены в новом, вступившем в действие с 1 сентября 2013 года, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования (далее ФГОС). В новом законе в статье 2 такие понятия, как «образование» и «воспитание», определены как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Таким образом, в качестве основной задачи школы определяется задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика, его духовно-нравственного развития.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой определены следующие направления по духовно-нравственному воспитанию: взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации (семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ); социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России; приоритет базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.

Далее в работе курсов большое внимание было уделено изучению особенностей формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в российских школах. Надежда Викторовна Барабанов в своей презентации представила слушателям курсов слова Игоря Витальевича Метлика - российского педагога, религиоведа, доктора педагогических наук, доцента, заведующего лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессора кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кафедры истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования, Эксперта Комитета Государственной Думы СФ РФ по взаимодействию с общественными и религиозными организациями, комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениями и свободе совести, заведующего Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ: «…Духовно-нравственное воспитание» …деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни…».

Далее в первый день для слушателей свой богатый многолетний опыт работы в области преподавания Основ православной культуры представила Надежда Васильевна Демидова – методист Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Надежда Васильевна выступила с докладом по теме: «Актуальность новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России» в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Концепция и структура курсов предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»».

Большое положительное впечатление на слушателей курсов произвела экскурсия, проведенная Надеждой Васильевной в рамках темы «ОПК в курсе краеведения. Храмы и монастыри Вятки. Собор Вятских святых. Великорецкий чудотворный образ святителя Николая и Великорецкий Крестный ход».

В ходе экскурсии участники курсов повышения квалификации посетили Никольскую церковь и Успенский собор Свято-Успенского мужского Трифонова монастыря, Спасский собор и Преображенский женский монастырь города Кирова. Слушатели курсов с удивлением открыли для себя удивительные высоту духа и крепость веры наших святых небесных покровителей. Далее Надежда Васильевна выступила перед слушателями курсов с сообщением «Храм и святые места. Паломничество как форма воспитания нравственного поведения».

Второй день работы курсов был организован в аудиториях Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена. Открыла образовательные мероприятия Наталья Ильинична Злыгостева – эксперт в сфере обществоведения, кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник Центра регионоведения библиотеки им. А. И. Герцена, лауреат литературной премии Губернатора Кировской области имени Александра Ивановича Герцена 2018 года, одна из организаторов ежегодных Лихановских чтений и Кирилло-Мефодиевских чтений в г. Кирове. Наталья Ильинична раскрыла для слушателей курсов содержание нескольких тем своего выступления: «История написания и формирования Библии. Осмысление ветхозаветных заповедей в нормах морали и права», «Новый Завет – основа христианского вероучения и христианской нравственности». Слушатели курсов по достоинству оценили глубину содержания исторического и философского осмысления заявленных в выступлении автора тем. Каковы же были удивление и радость педагогов, которые получили в дар от автора книги кандидата философских наук, главного научного сотрудника научно-исследовательского Центра регионоведения Натальи Ильиничны Злыгостевой «Как наше слово отзовется», вышедшей под грифом Московского государственного университета. В перерыве между своими лекциями автор книги, раскрывающей духовно-нравственные проблемы в контексте русской литературы, рассказала о ее содержании, о том, как она создавалась, о людях, сыгравших значимую роль в ее написании и появлении.

Далее перед слушателями выступила Влада Анатольевна Девонина – кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы, преподаватель, старший научный сотрудник учебного отдела Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России. Влада Анатольевна раскрыла слушателям курсов содержание темы: «Своеобразие русской культуры как отражение мировоззрения и нравственных основ Православия. Осмысление служения Христа в русской философии и искусстве».

Содержание лекций третьего дня курсов было организовано епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, находящимся в Христорождественском женском монастыре в городе Слободском. Протоиерей Евгений Смирнов – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации представил педагогам и руководителям образовательных учреждений свое выступление по четырем темам:

1. «Источники православного вероучения. Богословие и рациональное познание. Догмат о Святой Троице. Символ веры»;

2. «Православное учение о человеке и его спасении, его значение для формирования христианского мировоззрения и христианской нравственности»;

3. «Понятие о богослужении. Совершители богослужения. Культура взаимоотношений клира и мирян. Монашество как особый путь духовного совершенствования»;

5. «Учение о Церкви и Таинствах. Почитание святых как подвижников. Отношение к инославным и иноверным в Православии».

По окончании лекций и после обеда в монастырской трапезной, педагоги с удовольствием посетили обширную православную библиотеку Вятского Духовного училища, содержащую в своих фондах методическую, художественную и публицистическую православную литературу.

Четвертый день курсов повышения квалификации преподавателей ОПК в первой половине дня проходил на базе двух образовательных учреждений: МБОУ СОШ с УТП № 47 города и МКДОУ № 165 города Кирова.

В школе № 47 практикоориентированное занятие состоялось на базе школьного музея. Секреты, содержание, формы проведения методики подготовки и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий педагогам раскрыла Ольга Григорьевна Байдурова.

Свое сообщение по теме «Методика подготовки и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию (из опыта работы школьного краеведческого клуба-музея «Светлица» МБОУ СОШ с УТП № 47» руководитель школьного музея, преподаватель музыки Ольга Григорьевна Байдурова начала со слов Ю. Азарова: «Чтобы победить тьму, надо зажечь свет!». Эти слова стали девизом в рабочих проектах Ольги Григорьевны. Ольга Григорьевна рассказала об истоках возникновения в стенах 47-й школы интерактивного музея, который был создан в бывшем кабинете музыки, об интересных интерактивных музыкальных и исторических занятиях, проводимых ей в музее. Музей 47-й школы проводит активную деятельность в организации внеурочной деятельности учеников разных возрастов. В создании и работе музея Ольгой Григорьевной были привлечены преподаватели школы, дети, родители учеников и даже выпускники 47-й школы, оказывающие содействие в оформлении интерьера музея, комплектовании выставочной экспозиции, которая вовлекает в свою творческую работу людей самых разных возрастов и профессий.

Для учеников и гостей музея Ольга Григорьевна организует удивительные добрые, комплексные мастер-классы в различных техниках исполнения: «двойной мазок», «роспись филенок», «хороводные игры», изготовление поделок и сувениров к русским народным и православным праздникам.

Ольга Григорьевна поделилась со слушателями курсов своим богатым педагогическим опытом организации православных праздников на базе школьного музея, паломнических поездок, выездных мероприятий. Особой популярностью среди ее учеников, родителей школьников и преподавателей пользуются следующие мероприятия: «День народного единства», в рамках которого ребята работают по трем дружинам, «Вятские капустные вечерки», проводимые совместно с библиотекой В. и А. Васнецовых города Кирова, «Колядование на Рождественские святки», «Широкая Масленица», куда ребята приглашают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Например, праздники встречи весны и птиц «Сороки» - это целое событие для школьников и их родителей! Здесь проводятся конкурсы: «Ай, да птица, что за птица?», которые шестиклассники готовят подарки для младших классов, ребята дома с родителями пекут печенье-жаворонки по различным старинным семейным рецептам – это радость со-творчества, совместного делания с семье, классном коллективе.

Большую признательность Ольга Григорьевна выразила дизайнеру школьного музея - Ирине Петровне Сысолятиной, оказавшей большую помощь в создании проекта музея, баннеров с изображениями русских и вятских народных промыслов.

Ольга Григорьевна отметила воспитательное значение и пользу от участия детей в следующих военно-патриотических проектах, таких как: «Голоса войны», размещенного на официальном сайте ГТРК «Вятка». Это видео-проект детей и родителей, содержащий беседу с Е.К. Терентьевой – участницей Великой Отечественной войны, защитницей Москвы, зенитчицей-пулеметчицей. Также Ольга Григорьевна отметила в своем выступлении несомненную пользу привлечения ко встречам с детьми пожилых людей. Это встречи с участниками войны – «Дети войны».

В рамках краеведения школьный интерактивный музей приглашает писателей и людей творческих профессий, например, писателя православной книги - Надежду Васильевну Демидову. Римма Яковлевна Лаптева - автор серии книг о Вятке и ее людях, рассказала своим зрителям о своих книгах и творчестве.

Неизгладимое впечатление на ребят произвела творческая встреча с монахом иеродиаконом Геннадием (Хлоповым), встреча с известным хирургом поэтом Н.А. Никитиным - дедушкой одного из учеников 47-й школы. К ученикам Ольги Григорьевны приходят в гости известные в Кировской области люди: гусляр Виктор Дымов играл на народном инструменте, хороводы водил, знакомил ребят с традициями; режиссер Кировского телевидения Алексей Фоминых рассказал о своих худоэественных замыслах и результатах съемок документальных фильмов; священнослужитель, поэт, член Союза писателей России протоиерей Леонид Сафронов надолго запомнился зрителям благодаря своему поэтическому дару.

Ольга Григорьевна в своем выступлении отметила большую воспитательную пользу семейных мероприятий: конкурса «Мир крестьянской избы» и конкурса «Вятские народные промыслы», а также конкурса чтецов «Небылицы в лицах». Далее Ольга Григорьевна провела для участников курсов практическое занятие с привлечение учеников разных классов 47-й школы. Темой этого занятия стала «Актуальность хороводной игры как части культурного наследия». Ольга Гавриловна подчеркнула значение народной хороводной игры в сочетании с песенным напевом. Особая важность связи трех поколений не виртуального, а живого общения. Такое совместное общение поднимает настроение, радует, объединяет, сплачивает. В завершение творческой встречи слушатели курсов познакомились с изданной Ольгой Григорьевной книгой «Собирайся народ в хоровод!».

На базе МКДОУ № 165 педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, познакомились со спецификой духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО.

Во второй половине дня занятие для педагогов на территории Вятского Духовного училища провел иерей Василий Писцов - кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских дисциплин. Отец Василий выступил перед слушателями курсов с докладами по темам: «История Русской Православной Церкви как неотъемлемая часть истории России. Периодизация истории Русской Православной Церкви. Крещение Руси», «Русская Православная Церковь в период монголо-татарского ига. Роль Церкви в объединении русских земель вокруг Москвы. Эпоха преподобного Сергия. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Смутное время», «Русская Православная Церковь в XX – XXI вв. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Педагоги и руководители учреждений образования совместно с отцом Василием совершили экскурс в историю России. Познакомились с важнейшей ролью святых, в земле Российской просиявших, узнали об их миротворческой функции, просветительской деятельности, историческом значении роли святых в объединении русских земель.

Пятый день курсов слушатели посвятили изучению методологических подходов к преподаванию дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках ФГОС НОО и ОО. Занятия этого дня проходили в замечательных аудиториях Вятской Православной гимназии во имя св.преп.Трифона Вятского чудотворца. Под руководством Надежды Викторовны Барабановой слушатели курсов изучили Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, категориями духовности, морали и нравственности в светской и православной традиции, базовыми национальными ценностями, как основе духовно-нравственного воспитания школьников.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вятской Православной гимназии Марина Юрьевна Морозова – «Визитную карточку Вятской Православной гимназии», познакомила слушателей курсов с историей создания гимназии, ее традициями, результатами 20-летней педагогической и творческой работы. Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского – уникальное учебное заведение. Она является муниципальным образовательным учреждением, в уставе которого закреплено название «православная гимназия». В России школ, имеющих такой статус, насчитывается менее десятка. С момента образования в 1998 году гимназия прошла большой и трудный путь внутреннего становления и внешнего признания. Лицом школы является ее образовательная программа, в которой уставом закреплено углубленное изучение русского языка и предметов православной культуры. Сегодня гимназия входит в число ведущих школ города и области. Об этом свидетельствуют результаты экзаменов, участия и победы учеников на предметных олимпиадах, в том числе и всероссийского уровня, выступления на ученических конференциях, в том числе и международных.

В 2019-2020 учебном году в гимназии осуществляют учебную деятельность 26 классов-комплектов, в которых обучается 705 учеников. Завуч озвучила результаты успешной аттестации учеников младшего, среднего и старшего звена. Также участники курсов узнали о многолетних традициях гимназии - молебнах на начало учебного года и учебной недели, участие всего дружного коллектива учеников и преподавателей в праздничной Литургии в храме святой великомученицы Екатерины в день памяти преподобного Трифона Вятского. В 2017 году во время своего визита на Вятскую землю гимназию посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вятская православная гимназия входит в Ассоциацию православных гимназий Приволжского федерального округа.

Система дополнительного образования состоит из нескольких модулей:

1. Система работы с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам и конкурсам: «Интеллектика»; «Умники и умницы»; «Технология речевого творчества»; «Математический олимп»; «За страницами учебника истории»; «Литературный клуб»; «Немецкий с интересом»; «Дополнительные главы учебника математики»; «Французский с удовольствием!»; «Занимательный английский»; «Основы правовых знаний»; «Лингвистический калейдоскоп».

2. Духовно-нравственное воспитание учащихся: «Основы православной культуры»; «Воспитание искусством»; Детский церковный хор; «Мы – вятские»; «Священная история Руси»; «Живая история Вятки»; «Занимательный этикет»; социальные проекты классов.

3. Система кружков, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие: футбол, волейбол, рукопашный бой, большой теннис, «Азбука здоровья», «Азбука туризма», «Юный спасатель», «Юный инспектор дорожного движения», «Веселые старты», подвижные игры, фитнесс.

4. Объединения, направленные на развитие творческих способностей и технических навыков учащихся: хор, театральная студия, школьный театр «Жаворонок», «Звучащее слово», «Мастерица», «Робототехника», «Графический дизайн», лепка и роспись, «Волшебный сундучок».

В рамках ежегодных Свято-Трифоновских образовательных чтений в гимназии проводятся Малые Свято-Трифоновские чтения, особо торжественно отмечается праздник «День гимназии».

Марина Юрьевна Морозова рассказала слушателям курсов о педагогическом коллективе. На сегодняшний день в составе гимназии 32 постоянных педагога и 13 совместителей, из них 7 кандидатов наук, 2 отличника народного просвещения, 2 почетных работника общего образования, 8 педагогов награждены «Почётной грамотой министерства образования и науки РФ».

После выступления Марины Юрьевны в течение дня в гимназии педагоги на практико-ориентированных занятиях познакомились со спецификой преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России в начальной и основной школе. Учителя подробно ознакомились с учебно-методическими комплексами и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ и издательским советом Русской Православной Церкви.

Важнейшим событием последних лет стало возвращение Вятской епархии домовой церкви Вятской Мариинской женской гимназии (в здании которой располагается ВПГ) во имя св. вмц. Екатерины в 2011 году. Уже 26 сентября 2012 года митрополит Вятский и Слободской Марк совершил освящение храма. Храм св. вмц. Екатерины стал одним из самых красивых во всей епархии. С этого времени жизнь гимназии обрела ту полноту, о которой только мечталось, когда гимназия начиналась с двух классов, не имея даже маленького собственного помещения для учебы.

Продолжилась встреча педагогов экскурсией по гимназии, которую провела кандидат исторических наук, учитель истории - Анастасия Викторовна Хлопова.

В рамках реального практического занятия – урока «Мы входим в храм» в третьем классе вниманию педагогов был представлен богатый многолетний педагогический опыт преподавания Основ Православной культуры преподавателя Вятской Православной гимназии Екатерины Петровны Марьиной.

Серьезная, глубокая по содержанию лекция «Историческая память» с философским смыслом и погружением в историю России была проведена для педагогов кандидатом исторических наук, настоятелем Екатерининской церкви, заместителем директора по научно-методической работе Вятской Православной гимназии протоиереем Сергием Гомаюновым.

Запомнилась педагогами интересная беседа «Икона как образцовый текст на примере икон Екатерининского храма» Андрея Павловича Драченкова - специалиста по работе с молодежью вятского историко-краеведческого клуба «Мир», проведенная для педагогов в домовом храме в честь святой великомученицы Екатерины Вятской Православной гимназии. Андрей Павлович рассказал об особенностях православной иконописи, великих русских иконописцах, внесших свой огромный вклад в историю мировой живописи. Андрей Павлович ознакомил с особенностями русского пятиярусного иконостаса, древних икон, современного иконописного искусства и известными современными иконописцами.

Далее тему церковного искусства, устройства православного храма, специфики детского восприятия храма, Таинств, традиций и обычаев, продолжила в своей экскурсии «Храм как образцовый текст» Ольга Александровна Драченкова – социальный педагог, преподаватель Основ Православной культуры гимназии.

Многолетний опыт преподавания Основ Православной культуры в младших классах Ольга Александровна обобщила в своем интересном рассказе, подкрепленном визуальными образами икон, священных предметов, объектов, находящихся в Екатерининском храме. Ольга Александровна рассказала о символике православного храма, о специфике изложения содержания православных двунадесятых церковных праздников детям младшего и среднего школьного возраста. Такие замечательные добрые и интересные рассказы Ольги Александровны, яркие образы Православия навсегда запечатлеваются в детской душе и сохраняются на долгие годы.

Шестой день курсов проходил в аудиториях Института развития образования Кировской области. Слушателям были представлены доклады Надежды Васильевны Демидовой – методиста Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Надежда Васильевна представила вниманию слушателей следующие доклады: «Христианское понимание нравственности. Духовная жизнь православного христианина. Христианин и общество. Современная социальная концепция Русской Православной Церкви. Христианский патриотизм. Отношение христианина к труду», «Христианская семья. Отношение к браку. Христианские принципы взаимоотношения родителей и детей», «Православные праздники как национальные и семейные традиции. Русские праздники в церковном календаре, их значение в формировании российской идентичности».

Завершились Курсы повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры» итоговой аттестацией всех участников.

По окончании аттестации преподавателям, успешно сдавшим зачет, было выдано удостоверение установленного государственного образца о повышении профессиональной квалификации.

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии
Лариса Геннадьевна Шустова

Фото

Возврат к списку