02.06.2020

«Остаюсь среди христиан»

11 марта Священный Синод по ходатайству митрополита Марка включил имя вятского протоиерея Николая Флорова (1870–1933) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священноисповедника Николая будет совершаться 3 июля, в день его кончины.

Николай Семёнович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейском Слободского уезда Вятской губернии в семье иерея Симеона. С детства перед глазами Николая был добрый пример не только отца, но и дедушки по материнской линии — священника Михаила Курочкина, служившего в селе Гостево Котельничского уезда. Частенько приезжал Коля с мамой Марией Михайловной, с братьями и сёстрами в это старинное село, о котором рассказывали удивительные предания. В его Вознесенском храме было много древних икон. Дедушка водил внуков на колокольню и показывал особую кладовую, куда складывали образы от прежних иконостасов. Открывал он им и дубовый шкаф, в котором хранились старинные документы: жалованная грамота царя Иоанна Грозного за подписью писца Яхонтова и грамота Преосвященного епископа Вятского Ионы о дозволении устроить в колокольне придел в честь святых Флора и Лавра.

Позднее, уже в зрелые годы, отец Николай писал об этом селе как о своей второй родине: «В Гостево 50 лет священствовал мой дед, строитель храма. Здесь устроили счастье мои родители. В Гостево в прекраснейшей семье, среди родных с академическим и университетским образованием я воспитывался…». Пройдут годы, и священнику Николаю Флорову придётся послужить в Вознесенском храме села Гостево и даже составить его церковно-приходскую летопись. Но этому предшествовали долгие годы обучения сначала в Яранском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии.

После окончания семинарии Николай Флоров был назначен учителем в Юмскую церковно-приходскую школу Котельничского уезда. В дальнейшем отцу Николаю много приходилось трудиться на этом важном и полезном поприще, за что в 1909 году его удостоили серебряной медали в память 25-летия церковно-приходских школ. В частности, батюшка исполнял обязанности законоучителя Пужеучинского министерского училища Елабужского уезда (1895–1896), начального народного училища села Гостево (1896–1901), был заведующим и законоучителем Молотниковской двухклассной церковно-приходской школы (1903–1910), Игумновского начального народного училища (1905–1910) и церковно-приходского училища села Муша Яранского уезда (1911–1914).

Прежде чем перейти к рассказу о пастырском служении священника Николая Флорова, следует упомянуть о важном событии в его жизни: в 1895 году он обвенчался с 20-летней дочерью священника села Кобры Котельничского уезда Верой Филипповной Шубиной и не только обрёл любящую и преданную подругу жизни, но и в лице её отца, иерея Филиппа, снискал себе доброго наставника в пастырском делании и прекрасный пример для подражания.

Вскоре после женитьбы Николай Семёнович Флоров был рукоположен во диакона, а 15 августа 1895 года возведён в сан священника. Первым местом его служения стало село Пужеучинское в Елабужском уезде. Проживали здесь русские, татары и вотяки, последних было больше всего. Нелегко пришлось молодому пастырю, так как его прихожане — народ простой, доверчивый — или вообще не знали русского языка, или очень плохо. Целый год отец Николай прослужил в Ильинском храме, исполняя одновременно обязанности законоучителя в министерском училище.

В 1896 году священника переводят в село Гостево, где ушёл за штат его дедушка. Незадолго до смерти отец Михаил дал внуку такой завет: «Будь честным и трудолюбивым во всех твоих обязанностях, помня, что ты Богу служишь и людей спасаешь. Будь правдивым, не лукавь, не лицемерь. Всех — и сослуживцев, и пасомых — зело учи тяготы их нести терпеливо. Будь приветлив и весел, и бодр. Никогда не торопись с отправлением божественной службы, но всякий раз служи торжественно и назидательно. Поступая так, по заповедям Христовым, ты не услышишь слова грозного пророка: «Проклят творяй дело Господне с небрежением».

В Гостево иереем Николаем на основе старинных грамот, договоров, сборных книг и других документов, которые бережно хранил его дед, была составлена церковно-приходская летопись Вознесенского храма. Она получилась основательная, подробная, «громоздкая», как писал позднее отец Николай, и удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина, который писал о ней следующее: «В епархиальной библиотеке имеется рукописная церковно-приходская летопись Вознесенской церкви села Гостево, составленная в 1900 году; весьма обстоятельная, основанная на подлинных документах. Первую главу летописи следовало бы издать в свет, так как она весьма подробно описывает на основании контрактов с подрядчиками виды прежних (XVIII века) церквей».

За написание летописи священник Николай Флоров в 1900 году был удостоен права ношения набедренника, а на следующий год его перевели в более обширный приход села Молотниково того же Котельничского уезда. Ревностные труды молодого пастыря были отмечены в отчётах епископа Алексия (Опоцкого) о состоянии Вятской епархии за 1897 и 1899 годы. В них имя иерея Николая упоминается среди тех священнослужителей, которые особенно преуспели в деле проповеди Слова Божия.

Отец Николай пробует свои силы и как корреспондент главной вятской газеты — «Губернских ведомостей», где на страницах «Приложения» с 1899 года регулярно появляются заметки священника о приходской жизни в Гостево и в г. Котельниче. В это же время батюшка активно сотрудничает с «Вятскими епархиальными ведомостями». Почти все статьи священника, опубликованные на страницах церковной газеты, касались вопросов духовно-нравственного совершенствования прихожан.

В январе 1903 года отец Николай Флоров был назначен настоятелем Димитриевского храма села Молотниково. Батюшка возглавил церковно-приходское попечительство и проявил немалую заботу о благоукрашении храма. Всеми силами он старался оживить приходскую жизнь и с этой целью в дни Великого поста с воодушевлением проводил народные чтения о Святой Земле, отчёт о которых был помещён на страницах общероссийского журнала «Воскресное чтение».

За время служения в селе Молотниково было у священника Николая Флорова немало скорбей. С 1907 по 1910 год на него подали в духовную консисторию несколько жалоб с различными обвинениями, в связи с чем назначались специальные расследования (духовные следствия), но по всем случаям батюшку оправдали. Жалобы исходили от тех, кто был недоволен требовательностью отца Николая, его нежеланием потворствовать порокам прихожан, особенно главному из них — пьянству. Два раза жилище пастыря сгорало дотла, а он с детьми попадал в больницу…

В 1911 году епископ Филарет (Никольский) перевёл отца Николая в село Муша Яранского уезда, где долгое время приходская жизнь страдала из-за постоянных дрязг между священнослужителями. Новому настоятелю удалось сплотить общину и стать для неё заботливым и любящим духовным отцом. Усердный пастырь много служил, проповедовал, писал статьи, заведовал церковно-приходской школой и преподавал Закон Божий в Васичевском народном училище.

В 1913 году Россия торжественно отмечала 300-летие Царствующего Дома Романовых. На своём собрании мушинские прихожане по предложению настоятеля единогласно решили направить государю поздравительный адрес. Составленное отцом Николаем послание отличалось особой возвышенностью и задушевностью. В марте 1913 года на этом поздравлении император собственноручно начертал: «Прочёл с удовольствием».

* * *

Для священника Николая Флорова предреволюционные годы были периодом наиболее активной деятельности как пастыря-проповедника и сотрудника нескольких духовных изданий. Решением епископа Никандра (Феноменова) в ноябре 1914 года батюшку направили в г. Котельнич для служения в Свято-Троицком соборе вместо протоиерея Сергия Сырнева, избранного депутатом Государственной Думы. После переезда отца Николая в Котельнич его публикации в «Епархиальных ведомостях» стали появляться гораздо чаще. В них он освещал наиболее важные события духовной и общественной жизни города. В годы Первой мировой войны батюшка много писал о героях, погибших на фронте, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи раненым, искалеченным солдатам. Вот отрывок из его проповеди при погребении умершего воина: «В этом маленьком гробе заключился один из благороднейших граждан, тот доблестный солдат, из ран которого вместе с кровью сочится любовь Христова «за други своя». Получил он ранение в жарком бою и прибыл к нам на излечение, чтобы исправить своё надломленное здоровье. Но умер он, оставив семью… Отсюда, с могилы защитника Родины, будем и мы учиться умирать с самоотвержением на посту своего долга и чести. Вдохновимся здесь патриотизмом и чувством любви, чтобы грудью защищать веру православную, царя и святую матушку Русь».

В 1914–1915 годах отец Николай очень много и плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным журналом «Пастырь-проповедник». По приблизительным подсчётам, им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, посвящённых самой различной тематике. Все они свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей. Помимо проповеднических трудов батюшка, начиная с октября 1916 года, служил законоучителем в женской гимназии г. Котельнича и священником в её домовой церкви во имя мученицы Александры. По решению попечительского совета гимназии отец Николай после Февральской революции 1917 года вплоть до октябрьского большевистского переворота управлял ею и был председателем её педагогического совета. Он читал в гимназии курс нравственного богословия во вновь открытом по его инициативе девятом общеобразовательном классе.

В мае 1918 года епископом Никандром священник Николай был временно определён к Вознесенскому храму села Гостево. Батюшка не скорбел о возвращении в это дорогое его сердцу место. Он переживал о том, что происходило в России: об активном наступлении безбожия, о запрете обращаться со Словом Божиим к подрастающему поколению, среди которого насильно насаждался атеизм. В проповеди по случаю погребения своей ученицы Лидии Зубиловой отец Николай сказал исполненные сердечной боли слова: «Помолись, девица, о нас, грешных иереях, чтобы снова услышали мы сладчайший глас Божественного Учителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, поучаться в ангельском законе Моём».

Из документов Вятского ревтрибунала известно, что 16 июля 1918 года чекистами в качестве заложников были взяты представители котельничского духовенства: протоиерей Сергий Сырнев, священник Константин Кибардин, иерей Николай Изергин и другие. Вместе с ними отправили в тюрьму и отца Николая Флорова. Позднее он писал, что был освобождён из застенков ЧК только благодаря настойчивому ходатайству Ивана Тепляшина, сына священника села Гостево. Пока батюшка Николай находился в застенках котельничской чрезвычайки, большевики расстреляли его сыновей Георгия и Николая, учившегося в гимназии! Постигшие испытания не сломили священника. Ведомость Вознесенской церкви села Гостево за 1921 год свидетельствует о том, что отец Николай активно руководил своим приходом, заботился о религиозно-нравственном просвещении жителей села и об обучении детей Закону Божию в здании храма. Тогда же батюшка был удостоен права ношения наперсного креста, а в 1923 году его избрали благочинным Первого Котельничского округа. В феврале следующего года он выступил на епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения.

В сентябре 1929 года епископом Вятским Стефаном (Знамеровским) протоиерей Николай был назначен настоятелем Благовещенского храма в селе Окатьево Четвёртого Котельничского благочиния. Протоиерей Александр Чемоданов, также служивший в эти годы в окатьевском храме, сообщал в епархиальный совет, что зимой им с отцом Николаем приходилось совершать Божественную литургию в неотапливаемой Ильинской часовне при температуре воздуха -160 и ниже. «Мы, пастыри, — писал батюшка Александр, — оборвались до невозможности. Отец Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие. Обуться и одеться в тёплую одежду не на что». При этом сам протоиерей Николай Флоров писал супруге в Гостево, что живёт спокойно, читает свт. Феофана Затворника, пишет духовную музыку. В Окатьево, по-видимому, происходили серьёзные изменения в духовной жизни батюшки, о чём свидетельствует найденная среди его бумаг и датированная 1929 годом поэма о прп. Феоктисте. В этом произведении отец Николай воспел красоту монашеской жизни.

В том же году храм в селе Окатьево был окончательно закрыт. Протоиерею Николаю пришлось вернуться в Гостево. Вскоре у него изъяли дом и всё имущество, даже рясы. Прошло немного времени, и батюшку пригласили в Кобру. Отец Николай согласился служить в этом селе, несмотря на то, что за два года здесь были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что и его, скорее всего, в ближайшее время ожидает арест, батюшка не отказался от приглашения прихожан, поскольку храму грозило закрытие. Почти за год до своего ареста на старом листочке из тетради расстрелянного сына отец Николай написал карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда». Он остался среди верующих села Кобры, зная, что его ждёт скорбный путь и тяжкие испытания.

Священника Николая Флорова арестовали и заключили под стражу в октябре 1932 года. Архиепископу Евгению (Зернову) он писал из котельничского домзака: «С трёх часов утра 17 октября я лишён свободы, в вину мне поставили регистрацию прихода. Я исполнил пастырский долг: открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, что подражал апостольской ревности и томлюсь за Имя Христово». Протоколы допросов свидетелей из следственного дела говорят о том, что в январе 1932 года отец Николай в конце каждой службы призывал верующих к защите своей церкви. «Наш храм хотят отобрать, — обращался батюшка к прихожанам. — Неужели мы откажемся от Господа? Не будет церкви, все пойдём в лапы антихриста. Бог нам поможет, и мы отстоим своё». Во время следствия отец Николай категорически отрицал свою вину и не назвал ни одного имени. Он был осуждён на три года ссылки в Северный край. Его письма из тюрьмы свидетельствуют о том, что батюшка был тяжело болен. По данным архива кировского УФСИНа, 3 июля 1933 года его выпустили на свободу. В то время проходила «разгрузка» переполненных вятских тюрем. Держать в камере едва живого священника не имело смысла. Протоиерей Николай был освобождён из заключения в крайне тяжёлом состоянии и в тот же день отошёл ко Господу.

Вся жизнь священноисповедника Николая Флорова представляется искренним и самоотверженным служением Господу, русскому народу и Отечеству. Он стремился к тому, чтобы не угасла на Руси свеча Православия, чтобы вера Христова жила в душах русских людей. В годы советской власти он с болью писал об отступлении от Бога многих соотечественников, в проповедях говорил об этом со слезами, призывая к покаянию. Но всё-таки отец Николай надеялся, что настанет время, когда народ опомнится и вера возродится: «Как во дни Судей Израилевых люди приносили покаяние и нравственно исправлялись, согласуя свою волю с волей Божией, и после сего Господь воздвигал им избавителя, который истреблял иноземное иго и очищал землю от идолопоклонства, так и нам Бог пошлёт Ангела-хранителя Русской земли с мечом пламенным у врат нашего Рая, у врат Русской Православной Церкви».

подготовили насельницы Владимирского монастыря с. Пиксура

Фото

Возврат к списку