29.08.2020

Престольный праздник Спасского собора города Кирова

Сегодня, 29 августа 2020 года, в День перенесения Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, торжественное богослужение в престольный праздник Спасского собора города Кирова возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

Сегодня в Спасском соборе особый праздник – 250 лет со дня совершения первой Литургии, которая была отслужена впервые в этом храме в 1770-м году.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Первого вятского церковного округа протоиерей Димитрий Антонов, настоятель Спасского собора иерей Петр Машковцев, клирики храма иерей Владислав Кутровский и иерей Павел Юдин.

Торжественное богослужение украсило молебное пение мужского хора Спасского собора под управлением регента Юлии Скопиной.

Перед причастием с амвона с пастырской проповедью к прихожанам обратился иерей Петр Машковцев. Отец Петр рассказал об истории почитаемого Церковью сегодня события – о перенесении Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, обратив внимание на его духовную сторону.

Церковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, который правил в городе Едесса во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Царь был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Спасителем, распространился по Сирии (Мф. 4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину царского художника Ананию, поручив ему написать изображение Спасителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя. И обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.

- Здесь не только нам осталась святыня, а нам остался некий символ того, что человек, если истинно желает познать Бога, увидеть Бога, то Господь ему откроется, – отметил отец Петр. – Этот господин из города Едессы жил в то время, когда там жили язычники, которые имели своих богов, истуканов и поклонялись им. А здесь – живой Бог. Как можно к живому Богу прикоснуться? Невозможно же Его превратить в статую. И для человека, у которого еще было языческое мышление, Господь оставил Свой Образ. И этим отличается наше Православие от всех остальных религий. Мы должны помнить о том, что мы не просто веруем в некого абстрактного бога, который где-то есть, а мы веруем в Живого Бога, который есть Личность, который может открыться каждому человеку.

Кому-то Он открывается именно через образ, через икону, кому-то в сердце. У каждого верующего человека есть свой личный опыт познания общения с Богом. Это самое главное сокровище, которое может быть у человека, – встреча с Богом лицом к лицу. И свидетельством того, что эта встреча происходит, является эта икона, этот Нерукотворный образ нашего Господа Иисуса Христа. Наличие образа говорит о том, что у людей есть опыт познания Господа, общения с Ним. И мы можем судить о том, какими были наши предки вятчане. Ведь уже в XVI веке здесь на Вятке был этот Нерукотворный образ Христа Спасителя. И в память о прославлении этой иконы построен наш славный Спасский собор. В прошлом году мы отмечали 250 лет: в 1769 году его построили, а в августе 1770 года в храме была отслужена первая Литургия. Сегодня мы этот праздник отмечаем – 250 лет со дня совершения первой Литургии. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником. Благодарю вас за молитвы, за помощь. Мы будем помнить о том, что самое главное – это живое общение с Богом. Если у нас будет общение с Богом, наш собор обязательно возродится.

После Таинства Святого Причащения перед образом Спасителя, установленном в центре храма, было совершено славление празднику.

В завершение богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим со словом проповеди, в котором обратил внимание на вопросы духовной жизни:

- Господь сказал, что Дом Мой домом молитвы наречется. Поэтому давайте в храме молиться, все остальные вопросы решать за стенами храма. Вспомним, что храм – это представительство неба на земле. Такие удивительные слова пришли на ум: когда Бог говорит, все остальные молчат, даже молитвенники внимают Его словам. Пусть эти вроде бы простые слова будут для нас серьезным назиданием в отношении того, когда мы пребываем в храме Божием.

И на одну вещь хотелось бы обратить внимание для нашего с вами духовного становления. Вспомним слова подвижнические Серафима Саровского. Многим известно, что Мотовилов написал духовную беседу о смысле духовной жизни после разговора с Серафимом Саровским, когда они с ним удалились в лес, и святой говорил о необходимости стяжания Духа Святаго для нашего с вами духовного становления, чтобы через этот путь прийти к радости богообщения.

Зададимся таким вопросом: почему Серафим Саровский об этом сказал Мотовилову, хотя апостол Павел говорит о том, что горе аще не проповедую. Почему святой Серафим не донес эти знания тем, кто к нему приходил и кого принимал у себя в келье?

Когда Мотовилов к нему пришел, святой Серафим говорит ему: Ваше боголюбие, посидите в сенцах, а я пока народ отпущу… И после этого они удалились в лес зимой. И к концу беседы он ему такой вопрос задал: а Вы не заметили, что на нас снег не тает? Настолько они были погружены и влюблены в Бога, что даже не заметили, как замерзли. Так почему святой рассказал это только Мотовилову, а тем, кто к нему приходил, не рассказал? Ответ простой. Мотовилов пришел к нему, чтобы искать Бога. А многие люди приходят, чтобы обустроить свою временную жизнь. В этом духовная жизнь? Нет. Давайте над этим подумаем, чтобы правильно идти к жизни духовной, которая приводит к радости богообщения. С праздником!

Сегодня в Спасском соборе также состоялся фестиваль колокольного звона. До полудня с высокой колокольни над Вяткой разливался праздничный звон колоколов.

Пресс-служба Вятской Епархии     

Фото

Возврат к списку