02.12.2020

Не в силе Бог, а в правде

6 декабря Православная Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского.

Странная болезнь поразила современного человека. Он жалуется на то, что у него не хватает памяти, когда речь идёт об истории. Мы такие богатые: у нас более чем тысячелетняя история, насыщенная важными событиями, много замечательных соотечественников, потрудившихся везде, где было нужно, но странная болезнь налицо: историю знаем плохо, часто и знать не желаем. А что не своё, то и отдать не жалко, даже на поругание. В чём же начало этой болезни, где её корни?

Над исторической памятью нашего народа не раз проводились эксперименты по её «укорачиванию», например, в эпоху так называемого «просвещённого абсолютизма». Императрица Екатерина II серьёзно увлекалась идеями французских просветителей, ставших отцами Великой французской революции. С особым интересом она читала работы известного вольнодумца Вольтера, который попробовал себя и на поприще истории, написав по заказу ещё Елизаветы Петровны историю России. На свой вопрос «Почему у вас история России начинается с Петра I?» императрица Екатерина услышала в ответ: «А разве у вас до Петра была какая-то история?».

Потом над исторической памятью нашего народа поглумились творцы Октябрьской революции и их последователи, разделившие историю Отечества на «до 1917 года» и «после». И хотя в «до» попало более девяти веков, а в «после» — около 70 лет, ценить нужно было только то, что «после».

Совсем короткой «достаточную» для общества историческую память хотели сделать те, кто в 1991 году развалил страну. Не только царское, но и советское прошлое стало рисоваться как тёмное пятно, дающее повод для самоуничижения, самобичевания и покаяния за всё, что у нас не так, как у «остального цивилизованного мира».

Короткой исторической памяти революционеров и безбожников всякого рода противостоит длинная память христианской традиции. Для нас сохранять историческую память в целостности на всём её протяжении — это даже не пожелание, а прямая заповедь Господа. Священное Писание рассказывает нам, когда и как появился народ Божий. Он родился в период от выхода из египетского плена и до достижения земли обетованной. В этой истории было всё: и прямое водительство Божие, Его помощь и заступление, верность и предательство людей, страх и ропот, и вновь единение с Богом. Читающий Библию впервые часто недоумевает, почему там так много рассказывается о поражениях народа, ведь для памятования можно было бы оставить только победы. Оказывается, нельзя. Об этом говорит заповедь, данная народу Божию: «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек… И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8:2–3, 5).

«Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой» — вот полная мера исторической памяти и нашего народа тоже. Меньшей она не может быть. В истории народа нет ничего лишнего, второстепенного. В ней есть мы, бывавшие всякими, и Небесный Отец, Который всегда постоянен в Своей любви к нам, Который смиряет, испытывает, учит тому, что источником жизни и всякого блага, материального и духовного, являются Сам Бог и слово, исходящее из уст Его.

Нам иногда кажется, что для того, чтобы понимать сегодняшний день, нужно внимательно всматриваться в сводки с финансовых рынков, знать всё о гибридных войнах, вскрывать замыслы тайных врагов, пропускать через себя огромное количество новостных сообщений, следить за данными социологических опросов, вслушиваться в беспрерывные ток-шоу, с жадностью накидывающиеся на всякий информационный повод. На самом деле всё это — «мусор» сегодняшнего дня, и завтрашний день безжалостно выбросит его на помойку истории. Чтобы понимать сегодняшний день, нужно понимать смысл истории, в который войдёт и этот, и последующие дни. История же имеет смысл только в том случае, если она открывается нам как Священная история. Только она — Священная история — обладает знанием своего начала и конца, только она указывает свою направленность, и только она помогает нам увидеть истинный масштаб тех исторических личностей, через которых Священная история прокладывает своё русло для целых поколений на столетия вперёд. Такие исторические личности — это люди Божии. В их числе — святой благоверный великий князь Александр Невский.

* * *

Господь благословил святому Александру Невскому жить и трудиться в один из самых страшных и трагичных периодов нашей истории. Некогда единое государство Киевская Русь распалось на десятки мелких образований, враждовавших между собою. Исчезло общее самосознание принадлежности к одному народу. Люди именовали себя по столице своего княжества. И хотя говорили на одном языке, в одни и те же дни ходили в свои храмы на одни и те же праздники, но воевали друг с другом так, что наши многочисленные враги только удивлялись и радовались: Русь выглядела для них как лёгкая добыча, которую нужно быстро взять. В первой половине XIII века два потока устремились на Русскую землю. С Запада методично, год за годом наваливалась католическая Европа. С Востока, словно в половодье вышедшая из своих берегов река, хлынули язычники — монголо-татары. Перед Русью не стоял вопрос, как победить этих врагов. Она ждала, кто из них первый её завоюет.

Историческое время имеет разную плотность. Иногда плотность судьбоносных событий настолько велика, что вспоминаются слова апостола Петра из его второго послания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Иногда историческое время сжимается, словно пружина, чтобы потом открылось огромное историческое пространство для многих последующих поколений. В такие моменты тяжелейшая ответственность за судьбу народа ложится на плечи того, кому Господь вручил власть принимать исторические решения.

Про князя Александра Невского нельзя говорить без разговора о Христе. Мы часто умудряемся рассказывать о наших великих предках, не упоминая о Спасителе. Но эти люди потому и были великими, что они сознательно, с верою следовали за главным Человеком в истории — Богочеловеком Иисусом Христом. Об этом надо рассказывать и в школе, и в институте. И не имеет значения, что, может быть, на твою беду лично для тебя, историка или учителя, Христос не важен. Имеет значение, что Он был важен для благоверного Александра Невского, и педагог обязан донести до своих учеников историческую правду.

Есть евангельский закон: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Князь Александр Ярославич потрудился так много, что этого с лихвой хватило бы на несколько человек. Во-первых, он — один из самых великих полководцев в русской истории. С трёх лет, когда его впервые посадили на коня и дали в руки детский лук и меч, Александр совершенствовал своё воинское искусство. Но главным правилом для него было то, о чём сказал премудрый Соломон: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Притч. 21:31). Александр не начинал сражения, не отслужив Богу службу, не причастившись Святых Христовых Тайн.

Так было и в 1240 году, когда в Новгороде Великом узнали о том, что войско шведов высадилось на берегу Невы. Шведский полководец Биргер прислал Александру письмо, в котором заявлял: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». У святого Александра было мало ратных людей, но он принял вызов, уповая на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы. Перед выступлением в поход князь пришёл в Софийский собор, молился на службе, причастился Святых Тайн. Он просил Бога, чтобы Тот даровал ему победу над врагом, хвалящимся разорить Церковь и истребить православную веру. После этого святой Александр вышел к своей дружине и обратился к ней со словами: «Если Бог за нас, кто против нас? Не в силе Бог, а в правде». И для укрепления воина Своего Господь послал видение командиру ночного дозора Пелгусию. Тот видел ладью, на которой плыли два князя в воинских доспехах, называвшие друг друга по имени. Слышал он, как Борис торопил Глеба: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему великому князю Александру!».

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой русские наголову разгромили шведов. Причём сражение шло на одном берегу реки. Когда после бегства остатков шведского войска русские обследовали другой берег, там тоже было обнаружено множество павших врагов. Князь Александр был убеждён, что небесное воинство помогло русской дружине. А через два года благоверный Александр Невский одержал на Чудском озере ещё более убедительную победу над сильнейшим противником — немецкими рыцарями. Так поступал он, помня слова Господа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Так впоследствии поступал и А.В. Суворов. Из всех битв, в которых ему пришлось участвовать, одним из самых сложных и лично для него смертельно опасных стало сражение на Кинбурнской косе в 1787 году. Турки подтянули близко к берегу свой мощный флот, тогда как у русских была только гребная флотилия. Недалеко находилась опорная турецкая крепость Очаков. Турецкий десант на виду у русских высадился на косу и успел создать глубоко эшелонированную линию окопов. Материально-техническое превосходство и перевес в военной силе были на стороне турок. Они были абсолютно уверены в том, что русские будут уничтожены и сброшены в море.

День сражения Суворов встретил в походном храме на Литургии. В течение службы к нему не раз приносили известия о том, что турки активно высаживаются на берег и окапываются. Александр Васильевич неизменно отвечал: «Пусть все вылезут». Служба, на которой все причастились, закончилась. Прошло немного времени, и Суворов лично повёл в атаку своих чудо-богатырей. В ходе битвы под ним была убита лошадь, он сам получил несколько тяжёлых ранений, но чудом остался жив, а Бог даровал победу русской армии. А.В. Суворов, как и благоверный князь Александр Невский, не проиграл ни одного сражения. Они берегли веру, и Бог берёг их.

* * *

Правилу «не в силе Бог, а в правде» святой Александр Невский следовал и тогда, когда основным полем его трудов стало управление государством. Русь была зажата в тиски между Западом и Востоком. В 1240 году князь Александр воевал со шведами, в этом же году монголо-татары захватили Киев. В 1242-м, когда Александр Невский бился с немцами, Бату-хан создал на южных границах Русской земли Улус Джучидов (Золотую Орду). Центр политических решений находился тогда во Владимирско-Суздальском княжестве, которым управлял отец Александра — князь Ярослав. Но тот был отравлен во время поездки к монголо-татарам. Бремя великокняжеской власти легло на плечи молодого князя Александра.

Сопротивляться двум могущественным противникам Русь тогда не могла. Нужно было принимать тяжёлое решение: идти к одному из них на поклон, чтобы вдвоём выступить против другого. Политик должен уметь делать политический расчёт — так думали на Западе, искусном в принятии таких расчётов. Папа римский Иннокентий IV поспешил отправить к святому Александру Невскому посольство во главе с опытными кардиналами. Они привезли заманчивое предложение: князю Александру предлагалась королевская корона, военная, политическая и финансовая помощь коллективного Запада в противостоянии монголо-татарам. Всё это — в обмен на уступку в области веры: православная Русь должна была принять унию на католических условиях. Обещание помощи и убедительный аргумент «ведь мы же с вами христиане, будем вместе против поганых язычников» согласно политическому расчёту составляли предложение, от которого невозможно отказаться.

Но святой Александр Невский руководствовался не политическим расчётом. Он — раб Божий, верный сын Церкви. А церковное сознание — это сознание памятливых людей. Вот его ответ на льстивые обещания западных послов: «От Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до разрушения храма, от разрушения храма до восстановления храма, от восстановления храма до Христа Царя, от Христа Царя до царя Константина и Первого Вселенского Собора, от Первого Вселенского Собора до Седьмого Вселенского Собора, от Седьмого Вселенского Собора до сегодняшнего дня — всё хорошо помним, и вашего учения не принимаем».

Отвергнув союз с католическим Западом, князь Александр поехал в Орду. Лично для него это было смертельно опасно. Только что мученическую смерть там принял черниговский князь Михаил, отказавшийся поклониться идолам и «духу» Чингис-хана. Святой Александр тоже отказался это делать. От смерти его спасло только решение Бату-хана. Результатом переговоров стало заключение крайне тяжёлого для Руси соглашения, требования которого историки назвали монголо-татарским игом. Почему князь Александр пошёл на это? Он руководствовался одним: «Не в силе Бог, а в правде». Наложив на Русь тяжёлую дань, лишив её политического суверенитета, постоянно угрожая новыми грабительскими набегами, монголо-татары оставили русским только одну свободу — веровать так, как они хотят. Как писал дореволюционный историк, автор одной из лучших биографических книг об Александре Невском М. Хитров, «вечная похвала князю, который с изумительной, истинно-гениальной проницательностью вовремя разгадал страшную опасность, угрожавшую нам с Запада, предпочёл татарскую неволю, всевозможные унижения и тяжёлые материальные жертвы, но в то же время мужественно стал на страже русской народности».

Многие тогда на Руси не поняли исторического выбора, который сделал святой Александр. Но в своём выборе он стоял не перед общественным мнением, а перед Богом. И Господь не посрамил его решения. Именно Церковь, сохранившая неповреждённую веру, стала вдохновителем скорого начала возрождения Руси, собирания русских земель в единое государство, собирания населения русских княжеств в единый народ, свержения монголо-татарского ига.

Не только на полях сражений, но и в государственном строительстве князь Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Когда закончились земные послушания благоверного Александра, он, почувствовавший приближение порога, через который предстояло перешагнуть в вечную жизнь, смиренно отдал знаки земной власти, как когда-то так же смиренно их принял. «Бог дал, Бог взял, да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21). Отдав их, он вместе с этим отдал всё, что держало его в миру. Святой Александр принял постриг, схиму с именем Алексий. При жизни его называли земным ангелом русского народа. Земной ангел закончил свой земной путь и стал небесным человеком.

* * *

Кто он для нас сегодня — святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий? Почитаемый святой? Да. Великий деятель русской истории? Да. И всё? Нет. Александр Невский — наш с вами современник, потому что мы живём с ним в одном времени — времени Священной истории русского народа. Он заповедовал нам иметь длинную историческую память, которая даёт нам общий взгляд на историю, мировоззренческое тождество с поколениями прежних веков, образуемое общностью духовного опыта, способом преодоления трудностей.

В Священном Писании Бог называется не только «Бог мой», но и «Бог отцов наших». На службе в храме мы так и возглашаем: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй». В этих словах — смысловой стержень, вертикальная координата нашей истории, которая должна стать вертикальной координатой нашего сознания, если мы действительно хотим быть.

Протоиерей Сергий Гомаюнов

Фото

Возврат к списку