03.12.2020

Васнецовские места Вятки

Васнецовы в Вятке — тема для многих краеведов и исследователей, занимающихся деятельностью и творчеством представителей этого рода. В данной статье мы обратимся к сохранившимся памятным местам, открывающим для нас вятский период жизни художников Васнецовых.

В десятилетнем возрасте, приезжая из села Рябово в губернский город для обучения в Вятском духовном училище, братья Николай, Виктор, Пётр, Аполлинарий, Аркадий и Александр попадали на высокий берег реки Вятки, где размещалось училище. Открывавшиеся взору из окон классов дали, леса, река и небеса поражали красотой и величием. Этот потрясающий вид природы, несомненно, оказывал влияние на отроческие души, определяя характер их отношения к жизни. Классическая архитектура училищного здания (архитектор А.Е. Тимофеев) на Успенской улице (ныне ул. Урицкого, 38,) навевала понятия основательные, воспитывала размеренность и спокойствие. О духовности напоминал вид из окон на строящийся по проекту А.Л. Витберга Александро-Невский собор в центре Новой Хлебной или Семёновской (позднее Александровской) площади. Вокруг неё в 1860-х годах вращалась жизнь бурсаков Васнецовых, живших поблизости в доме М.Д. Альгиной на улице Орловской, 39. Характерно, что этот дом с мезонином стоит на высоком месте и очень напоминает васнецовский в Рябове. С балкона открывался вид на Владимирскую и Никитскую улицы, овражную часть города и храмы Вятки.

Братья-художники много рисовали. На рубеже 1860–1870-х годов Виктор и Аполлинарий вместе с польским художником Э.Ф. Андриолли участвовали в литературно-музыкальных вечерах, проходивших у почтмейстера Д.Я. Далматова на улице Орловской, 17А. Здесь они приобретали опыт общения в кругу увлечённых творчеством людей. Занятия Аполлинария рисунком проходили у Андриолли на улице Никитской, 85, где квартировал ссыльный мастер. По другую сторону Семёновской площади, за епархиальным училищем, в котором преподавал Андриолли, на углу Вознесенской и Никольской стоит дом известной в 1870-х годах купчихи Е.И. Машковцевой (ныне Ленина, 114 / Пролетарская, 16), где проживали друзья и родственники Васнецовых. Здесь собиралась образованная разночинная молодёжь, приезжавшая из столиц, обсуждались новые идеи той эпохи.

Близ площади на улицах Семёновской, Орловской и Царёвской, неоднократно переселяясь, жила Мария Ивановна Рязанцева, чья дочь Александра Владимировна в 1877 году стала женой Виктора Васнецова. В следующем году в доме купчихи Е.В. Ермолиной на углу улиц Семёновской и Вознесенской (ныне Воровского, 1 / Ленина, 101), напротив Александро-Невского собора, художник устроил мастерскую, где работал над этюдами, портретами родственников, первым вариантом картины «Витязь на распутье».

Через два десятилетия любимая тёща Васнецова Мария Ивановна, рано оставшаяся вдовой, переехала в светлый двухэтажный дом купчихи Балезиной на улице Царёвской (ныне Свободы, 85). Отсюда супруга В.М. Васнецова Александра Владимировна и дочь Татьяна Викторовна, преемница отца по профессии, часто приезжавшие из Москвы в Вятку навестить родственников, посылали Виктору Михайловичу письма, а в них — повествование про вятское житьё, походы в гости к братцу Ивану Владимировичу на чай и прогулки в тенистом саду около дома на той же Царёвской улице (ныне Свободы, 96Б). В 1930–1940-е годы по последнему адресу поселилась семья дочери Аркадия Михайловича Васнецова Любови.

Вернёмся к учебным заведениям XIX века. Два старших брата Николай и Виктор обучались в Вятской духовной семинарии, которая находилась за речкой Люльченкой. При выезде из города направо от Московского тракта располагался ансамбль семинарских зданий, составленный в классическом стиле Ф.М. Росляковым в 1789 году из семи каменных корпусов, водного канала и пруда. Центром комплекса служил двухэтажный архиерейский дом. Корпуса библиотеки и больницы вместе с ним образовывали парадный двор, обращённый к главному въезду со стороны ухоженного пруда. Виктор Васнецов, став известным художником, благодарно вспоминал своего уважаемого учителя Г.Я. Порфирьева, квартира которого находилась при семинарии, и где собиралась молодёжь для серьёзного общения и встреч, а также для репетиций спектаклей, пения и танцев. После долгих лет отсутствия Виктор Михайлович в последний раз приехал в Вятку в 1914 году, посетил семинарию и устроил туда преподавателем брата Александра.

После духовного училища младшие Васнецовы Пётр, Аркадий и Александр, а также приехавший из Петербурга Аполлинарий продолжили обучение в созданном Вятским губернским земством училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки народных учителей, которое располагалось на улице Спасской (ныне дом № 67А). Учащиеся в кооперации с гимназистами создавали кружки самообразования по различным наукам. Местом встреч кружковцев был дом гимназиста Петра Шуравина на Преображенской улице (ныне дом № 16). Многие выпускники училища стали народными учителями, земскими деятелями, учёными, врачами, художниками и литераторами. Николай и Аркадий Васнецовы, послужившие народному просвещению в Уржумском уезде, затем перебрались с семьями в Вятку и в 1890-х годах преподавали в земском училище, преобразованном в реальное.

Аркадий Михайлович после 20 лет учительства избирался в 1897–1917 годах в Вятскую городскую управу и думу, в том числе в качестве заступающего место городского головы. Его дом с усадьбой для большой семьи находился на улице Никитской на берегу Засорного оврага (ныне ул. Володарского, 116). Здесь росли восемь детей, которые стали художниками, артистами и спортсменами. Васнецовы покинули дом к 1960-м годам, когда в нём предполагалось устроить музей братьев Васнецовых. На Никитскую улицу выходила усадьба и мастерская друга Аркадия Михайловича художника Николая Хохрякова (ныне ул. Володарского, 125), вместе с которым Аркадий Васнецов учился в земском училище. Их общее начинание — художественный кружок и художественно-исторический музей, который открылся в 1910 году первоначально как картинная галерея в здании земского книжного склада на улице Владимирской (ныне ул. К. Маркса, 75). Через полтора года коллекция музея переехала во флигель купеческой усадьбы Клобуковых на улице Спенчинской (ныне ул. К. Либкнехта, 86). В 1918 году она помещалась в главном доме купчихи Е.И. Клобуковой на углу Спенчинской и Спасской улиц (ныне К. Либкнехта, 84 / Спасская, 38). Затем для коллекции музея выделили особняк в классическом стиле, построенный в 1815 году для купца И.С. Репина (ныне ул. К. Маркса, 70). Братья Васнецовы, московские и вятские, посещали музей в сопровождении Н.Н. Хохрякова, который сначала был заведующим музеем, а потом — хранителем картинной галереи.

Дом купцов Хохряковых-Машковцевых на улице Копанской (ныне ул. Герцена, 50) также связан с Васнецовыми, поскольку в нём располагался музей, созданный в 1866 году П.В. Алабиным. В молодости Виктор и Аполлинарий любили бывать в этом музее и библиотеке при нём.

На рубеже XIX–XX веков в доме причта Троицкого кафедрального собора (ныне Динамовский проезд, 14) жила семья священника Алексия Михайловича Васнецова, пятиюродного брата художников Васнецовых. В этой семье в 1900 году родился не менее известный художник Юрий Васнецов, ставший классиком книжной графики. Кстати, его отец протоиерей Алексий в течение 20 лет до Октябрьской революции сопровождал чудотворную икону святителя Николая на реку Великую. В 1935 году он обвенчал сына Юрия и девицу Галину Пинаеву в Предтеченской церкви, рядом с которой находится дом архитектора И.А. Чарушина (ул. Пятницкая, 15). С его сыном Евгением всю жизнь дружили Юрий Васнецов и племянник братьев-художников Васнецовых Николай Костров. После окончания гимназии все трое, а также Любовь Васнецова, дочь Аркадия Михайловича, обучались в Академии художеств в Ленинграде.

На бывшую Соборную площадь выходило здание земского кустарного склада (ул. Московская, 4), открытого в 1892 году. В разное время сюда сдавали свои изделия Васнецовы Аркадий Михайлович, Юрий Алексеевич и Александр Иванович, дальний родственник братьев-художников. Аркадий Михайлович в доме на Никитской имел столярно-резчицкую мастерскую, где изготовлял художественную мебель с резьбой и инкрустацией. Юрий Алексеевич любил общаться с мастеровым людом и, будучи ещё учеником гимназии, расписывал коробки-перчаточницы. Александр Иванович после гражданской войны стал признанным мастером-резчиком и инкрустатором.

На улице Свободы, 76 в 1927 году Юрий Васнецов и Евгений Чарушин сделали рельефные изображения на здании бывшей гимназии, где прежде учились, дополнив проект И.А. Чарушина. Юрий Алексеевич Васнецов, переехавший в Ленинград, не забывал посещать родную Вятку, хранившую «деревянную красу» и привычки провинции. Его дочь Елизавета Юрьевна также стала художником, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Бывая в Вятке на васнецовских праздниках, она посещает все памятные места.

Васнецовы относились к Вятке с благодарностью, как к матери, которую по воле судьбы некоторым из них пришлось оставить. Людмила Аркадьевна Васнецова вспоминала, что Виктор Михайлович, в 1914 году уже навсегда покидая город, стоя в вагоне поезда, снял шляпу и поклонился в пояс матушке Вятке.

Татьяна Малышева
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку