04.02.2021

Пребывая в радости бытия

В самом конце прошлого года, 27 декабря, в Вятке на 74 году жизни умер заслуженный художник России Дмитрий Николаевич Сенников.

Мне посчастливилось многие годы общаться с художником, следить за развитием его творчества и совершенствованием мастерства, организовывать его выставки, видеть и обсуждать с ним новые работы, наблюдать его в процессе создания картин, в общении с близкими друзьями, где он всегда был в центре внимания. Его шутки и интересные истории, рассказанные с юмором, неизменно поднимали настроение. Он был душой компании.

Имя Дмитрия Сенникова хорошо известно жителям не только Кировской области, но и других регионов нашей страны. Известность эта пришла с участием художника в областных, зональных, всероссийских и международных выставках. Он много работал в домах творчества Союза художников России, был участником Всероссийских васнецовских пленэров. Его картины находятся в собраниях Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Кировского областного краеведческого музея, Республиканского музея изобразительных искусств Марий Эл, Художественного фонда России, в частных коллекциях. Д.Н. Сенников награждён дипломами Союза художников России, является первым лауреатом премии Правительства Кировской области имени В.М. и А.М. Васнецовых «Вдохновение».

Дмитрий Николаевич прошёл большой путь в искусстве. Его выставки всегда вызывали огромный интерес у публики, и это закономерно. Он художник яркого дарования, темпераментный живописец, прекрасный рисовальщик. Природная эмоциональность его натуры отражалась в творчестве. Его картины открывают зрителю удивительно притягательный мир, заряжают оптимизмом. Д.Н. Сенников обладал особым даром передавать своё отношения ко всем явлениям человеческой жизни и природы и, самое главное, свою любовь к Вятской земле, с которой он был связан тесными узами, и это в его творчестве проявлялось прежде всего.

Вятка — родина художника. Сюда он приехал с родителями из Кировского района Приморского края, когда ему исполнилось четыре года. Здесь окончил школу и получил художественное образование в Кировском художественном училище. Здесь проходило формирование его яркой творческой личности. Здесь сложилась семья. Художник не только вырастил детей, но и создал дом в селе Бурмакино, который стал любимым местом его работы, а для жены, детей и внуков — своеобразным родовым гнездом. В этом доме любили принимать гостей, здесь было шумно и весело, особенно в разгар лета. Дмитрий Николаевич писал: «Двадцать лет я живу и работаю в своём «Простоквашино» — Бурмакино. Отдыхаю душой и работаю телом. Встреча друзей, знакомых — всегда праздник». В бурмакинском доме сложился свой особый мир, в котором и обстановка, и сама усадьба стали неиссякаемым источником сюжетов картин художника. Здесь им созданы самые задушевные работы, в которых с большой эмоциональной силой выражались его чувства и настроение.

Из Бурмакино уже поздней осенью Дмитрий Сенников возвращался в Вятку. Здесь — его любимая мастерская, в которой царила особая атмосфера. Он работал каждый день. Вдохновляли впечатления лета и удивительный предметный мир, с любовью созданный им самим. Художник вспоминал: «Путешествуя по области, стране, привожу предметы старины: самовары, крестьянскую утварь, часы, мебель. Мастерская пропитана историей. Предметы живут своей жизнью, напоминают о себе в интерьерах и натюрмортах».

Несмотря на то, что в ранний период в 1970-е годы Д.Н. Сенников много путешествовал, ездил по стране, бывал за границей, на протяжении всего творческого пути он оставался верным Вятской земле и своей любви к городу, в котором жил. «Старая Вятка может многое рассказать своими тихими, уютными улочками, соборами и купеческими домами, историческими зданиями. Здесь есть что-то патриархальное, свойственное для провинциальной России XIX века», — так воспринимал Вятку художник.

Дмитрий Николаевич в своих картинах умел опоэтизировать простые городские мотивы. Его необычный взгляд на, казалось бы, привычные, много раз виденные дворы и улицы вдруг открывает для нас дом, похожий на «терем-теремок», или перспективу улицы, выявляющую плавный рельеф оврага. Для него был интересен каждый фрагмент, сохранившийся от старого города. Любил он писать картины с изображением храмовой архитектуры Вятки. Так, несколько произведений посвящены Трифонову монастырю. В каждую картину Дмитрий Сенников вкладывал глубокий смысл. Изображая любой уголок старого города, его архитектуру, улицы, художник в целом создавал поэтическую картину с нотками грусти. Ностальгические интонации вызваны сожалением по уходящей в прошлое патриархальной Вятке. «Лет 25 рисую город, это уже целая летопись его истории, — рассказывал Дмитрий Николаевич. — Через рисунки видно, как меняется Вятка». В своих городских пейзажах, которые можно назвать «Вятской сюитой», художник сохранил для нас и наших потомков архитектурный облик города конца XIX – начала XX века, с которым у художника связаны личные воспоминания: «Гуляя по Вятке, я мысленно перелистываю годы моей молодости, которые напоминают мне о моей первой любви и мужской дружбе».

Дмитрий Сенников любил путешествовать по Вятскому краю, очень любил Великорецкое, Нижнеивкино, Донаурово и васнецовское Рябово. Он создал серии пейзажей с изображением этих мест. Дмитрий Николаевич писал о своём впечатлении от путешествия в Донаурово: «Донауровский кордон. Юг области. Тишина, сосновый и берёзовый лес, крутой берег Вятки и радушие хозяев притягивают не только отдыхающих, но и художников».

Чаще всего он изображал природу с близкого расстояния, был внимателен к деталям, его взгляд обязательно находил что-нибудь интересное. Пейзаж Дмитрия Сенникова всегда одухотворён присутствием в нём человека. В его картинах встречаются и домашние животные: козы, собаки, коты и птицы. Художник признавался: «Люблю животных, преданных и добрых, незащищённых. Они часто присутствуют у меня в работах». Он очень точно улавливал выразительные позы животных, их повадки, особенности поведения. В этом ему помогала его природная наблюдательность.

Дмитрий Николаевич стремился опоэтизировать картину жизни природы и человека. Например, поэзию тихого вечера он передал в работе «Вечерняя благодать. Великорецкое». Это красивый пейзаж с храмом, колокольней и хороводом домиков. Художник пояснял: «Тайны и легенды связывают меня с Великорецким. Икона святителя Николая и крестный ход, река Великая, архитектурный ансамбль, реальность и фантазия — вот темы для художника».

Длительный период жизни мастера связан с регулярными поездками на Всероссийский васнецовский пленэр. Он вспоминал: «С работами Васнецовых я знаком с детства, так как репродукции картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич и серый волк» были в детских садах, школах и учебниках. Эту сказочность, доброту и красоту Васнецовы подарили не одному поколению художников. Я с удовольствием и азартом, любовью и нежностью работаю на их родине в Рябово».

Что бы ни изображал Дмитрий Сенников в своих картинах, во всём проявлялся его особый взгляд и оптимистичное, эмоциональное восприятие жизни, определяющее интонацию и образный строй его картин. На протяжении всей своей творческой жизни Дмитрий Николаевич без устали трудился, оставаясь верным искусству. С какой отрешенностью он стоял за мольбертом! Его всецело захватывал процесс создания картины. Дмитрий Сенников обладал удивительными возможностями совершенствовать свой дар живописца и рисовальщика. Неугасаемый творческий потенциал и мастерство художника, отзывчивость его души, искрящийся юмор — всё это, помноженное на повседневный труд, притягивало друзей и единомышленников и определяло стержень жизни Дмитрия Николаевича Сенникова. Светлая ему память!

ИРИНА Любимова, кандидат искусствоведения

* * *

Мы прощаемся с Дмитрием Сенниковым под сводами Предтеченской церкви. Дмитрий Николаевич — из послевоенного поколения художников. Он рано начал рисовать. Учился со сверстниками в студии городского Дворца пионеров у Аркадия Павловича Лаптева. Скучная школа классического рисунка почти не коснулась Сенникова. Он научился работать с натуры, но недолго, по 10–15 минут, поскольку был непоседой и вообще весёлым мальчуганом, любящим остроумную шутку. Позднее ему очень пригодилась привычка заводить альбомчики, в которых до сих пор хранятся самобытные рисунки цветными карандашами. Потом Дмитрий Николаевич много лет сам работал с детьми в художественной школе, легко находя с ними общий язык. Всех называл «буратинками», считая, что только в детстве мы можем быть абсолютно бескорыстными.

Его очень интересовали забавные истории, происходившие с людьми и животными. «Улыбка, юмор, оптимизм — вот по жизни мой девиз», — так Сенников определял своё душевное состояние. Недавно житель Рябово Владимир Семёнович Кутергин поделился одной историей, произошедшей с художником. Обычно Дмитрий Николаевич останавливался в Гуринском починке у братьев Кутергиных. Однажды он, как всегда, увлечённо работая, не заметил, что сзади к нему подошёл здоровенный бык и начал «интересоваться что да как». Владимир Семёнович увидел эту сцену уже в финале, когда Сенников бегал вокруг мольберта, а бык — за ним. На морде последнего красовалась вся палитра художника. Потом, где бы эта байка Дмитрием Николаевичем ни повторялась в разных вариациях, каждый раз слушатели умирали от смеха. А таких историй у него было немерено. Этот талантливый и обаятельный человек был одарён уникальным восприятием мира, который радужными красками отражался в его палитре, в его слове, часто шутливом, чуть ироничном. Складывалось впечатление, что он постоянно пребывает в радости бытия.

Излюбленный сюжет живописи Дмитрия Сенникова — городские улочки. Художнику не нужны были кисти. Он ловко управлялся с мастихином, упругой металлической лопаточкой — сказывался природный темперамент. Быстро наносил мазок за мазком. Что не нравилось — срезал, снова наносил, искал, экспериментировал… На холсте возникали архитектурные ансамбли кварталов старой Вятки с оригинальной сенниковской фактурой, живописной поверхностью. Дома сжились друг с другом, их не разлучить. Красиво это или нет, но так веками живёт провинция. Душа нашего города: церкви, монастыри, памятные места Вятки и старенькие домики с деревянным кружевом — всё это перешло в будущее на картинах Дмитрия Сенникова.

Художник много полотен посвятил васнецовским местам. Всё начиналось с рисунков ещё в середине 1980-х годов. Потом работы Дмитрия Николаевича экспонировались на выставках в рябовском доме-музее, Вятке, Кирово-Чепецке, Уржуме, Слободском и других городах не только области, но и страны. В ноябре прошлого года в библиотеке имени А.И. Герцена Дмитрий Сенников последний раз участвовал в выставке, посвящённой Сергею Есенину. Здесь были представлены его ранние работы как ностальгия по юности, а также зрелой поры, написанные на рябовских пленэрах. В них — широкий простор неба и птицы в небесной вышине…

Татьяна Малышева
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку