06.03.2021

Во Вселенскую родительскую субботу в Троицком храме слободы Макарье совершилась панихида архиерейским чином

6 марта 2021 года в Троицком храме слободы Макарье города Кирова совершилась Божественная литургия и была отслужена панихида по усопшим архиерейским чином.

Сегодня Вселенская мясопустная родительская суббота – это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Сырной седмицей). В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида – «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Панихида – заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Во Вселенскую родительскую субботу сегодня утром в Троицкой церкви слободы Макарье заупокойное богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству за богослужением сослужили секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, настоятель Троицкой церкви слободы Макарье иерей Владимир Путинцев, клирики храма протоиерей Иоанн Рублев и протоиерей Димитрий Шишкин.

Церковные песнопения прозвучали в исполнении мужского Архиерейского хора под регентством Юлии Скопиной. За богослужением, совершаемым архиерейским чином, молились прихожане храма и верующие из города Кирова.

В завершение богослужения Владыка обратился к верующим с просветительским архипастырским словом:

– Дорогие братья и сестры, сегодня мы молились с вами перед началом Великого поста о наших всех отцах и братьях, об их упокоении. Как в Священном Писании сказано о том, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6:36), нет ни единого, поэтому мы все – и живые, и те, кто преставился перед Престолом Божиим, – нуждаемся в молитве друг за друга. И мы здесь, имея тело и уста, можем молиться за тех, кто преставился перед Престолом Божиим, а те, кто находится на том свете, имеют возможность молиться и за нас.

Не случайно употребил эти слова «на том свете». Мы живем в мире тварном, материальном, который создал Бог. Здесь свет тварный, исходящий от источника – Солнца, но источники света все тварны. А Бог нетварен. Он не только вечен, но и предвечен. Помните, Он говорил: «Я есть свет Истины». Поэтому тот, кто предстает перед Богом по завершении временной жизни, оказывается на ином свете. Не на тварном, а ином свете пребывает, исходящем от Бога.

И в дни Великого поста будут родительские субботы, где будут сугубо поминать преставившихся рабов Божиих. В это время мы на себя возлагаем сугубый труд – труд поста, воздержания. Но давайте не забывать, что не мы для поста, а пост для нас. И аскетика подразумевает под собой не воздержание в том или ином роде пищи, а в первую очередь это воздержание от зла. Не случайно Спаситель говорит: «Не то оскверняет человека, что входит внутрь его, а то, что исходит из глубины его сердца». Человек двусоставен, у него есть душа и тело. И мы Богу поклоняемся душой и телом. И здесь на земле есть возможность выразить устремление нашей души во внешней форме, то есть участвуя своим телом, то есть тем или иным способом своей веры, своих устремлений выражаем. Сказано в Священном Писании: «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). В другом месте псалмопевец Давид напоминает нам, что «Бог кровь животных не пьет». Жертва нужна как средство выражения наших внутренних устремлений. Когда мы покупаем хлеб, когда мы покупаем предметы, необходимые для жизни, мы часть своего труда отдаем создателям этих вещей, а когда мы приходим в храм, мы часть своего труда жертвуем Богу. Свеча – это внешнее выражение нашей жертвы, наших устремлений.


Владыка Марк в своем слове также обратил внимание на то, что «все в храме имеет особое значение и глубокий смысл: свечи из воска, собранного пчелой; кутья (поминальное блюдо), состоящая из риса, меда и изюма; цвет облачений священнослужителей (белый во время заупокойного богослужения, а также когда совершаются Таинства Крещения, Венчания); вино, приносимое в храм для совершения Таинства Евхаристии».

– Давайте вспомним, что произошло на Тайной Вечере. Господь благословил вино и сообщил: «Сие есть кровь Моя». Он вину сообщил благодать Крови Господней, а указуя на хлеб, благословил вкушать плоть Свою. В Таинстве Евхаристии мы причащаемся Тела и Крови Господней. А продукты, приносимые в храм на панихидный стол, священник и церковнослужители вкушают за трапезой с молитвой о тех, кто их принес. Поэтому любое действие, совершаемое в храме, служит для пользы души и нашего назидания.

Каждый человек создан по образу и подобию Божиему, но своими грехами человек помрачает в себе этот образ, тем самым лишая себя радости Богообщения; и чтобы приблизиться к Нему, важно освобождаться от грехов, а также стремиться исполнять Заповеди Божии. Когда человек ощущает себя в греховном плену, начинается плач о грехах… Покаяние – это не насильственные действия, это естественный процесс человека, живущего духовной жизнью. Для него естественным становится стремление к освобождению от плена греховного. Когда человек начинает избавляться от этого плена, этих привязанностей, он постигает, насколько благ Господь, что своими силами избавиться от этого плена невозможно, получает утешение от Сына Божия, который говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Поэтому мы начинаем к Нему обращаться за помощью, начинаем вспоминать, что сказал Спаситель на Кресте Иоанну Богослову, указуя на Пресвятую Богородицу: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27). А в другом месте говорит: «Многое может моление Матери ко благосердию Владыки». И мы начинаем с искренностью к Богородице обращаться, чтобы Она ходатайствовала перед Христом о прощении наших грехов. 

Пребывая в храме Божием, мы не совершаем бегство от внешнего мира, а постигаем во всей полноте окружающий нас мир, который создан от Бога, и постигаем жизнь духовную.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку