28.05.2021

В стране апостола Фомы

Первый раз в Индии мне довелось побывать в конце 1970-х годов. Это был праздник, сказка, волшебство тысячи и одной ночи. Буйная тропическая растительность, яркие краски национальных одежд, забавные обезьянки, танцующие кобры, тут и там разгуливающие коровы с цветочными ожерельями на шеях, катанье на слонах, Тадж-Махал, гостеприимные местные жители. А ещё контраст шикарных дворцов с нищими лачугами, грязь, которой в Индии, наверное, больше, чем во всём остальном мире. Но она здесь какая-то… негрязная, неотъемлемая часть жизни и смерти. Второй раз я посетила эту страну через сорок лет, ещё до пандемии.

Многочасовой перелёт с тремя пересадками, и мы в городе Удупи, что на берегу океана. И опять я окунулась в другой мир: сорокоградусная жара, диковинные цветы, экзотические фрукты, улыбчивые и доброжелательные жители. Удупи — центр штата Карнатака, городок небольшой, но интересный и своеобразный, с современными многоэтажными зданиями и лачугами с крышами из банановых листьев, уличными базарами, яркими культовыми сооружениями. В один из дней я посетила историко-этнографический музей, созданный семьёй краеведов-энтузиастов. Здесь можно познакомиться с хозяйственной утварью, коврами, чеканкой, ювелирными изделиями… Это предметы различных исторических эпох как местной, так и европейской культур. Один из залов, на стене которого висело большое распятие, посвящён христианству.

Известно, что весть о Христе в Индию принёс апостол Фома. Услышав божественное учение Спасителя и увидев Его чудеса, он последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов. О путешествии святого Фомы в Индию рассказывается в неканонических источниках. Он пришёл в северо-западную часть страны и основал там несколько христианских общин, приняв мученическую смерть от язычников. Начиная с XVI века, в Индию устремились католические миссионеры, немного позже — англиканские, а следом — протестантские проповедники. Первая же православная миссия Константинопольского Патриархата была открыта лишь в начале XIX века. В настоящее время христианство является третьей по численности религией Индии. Христиан (около 70% — католики, остальные — протестанты, православных — около пяти тысяч) по разным данным от 20 до 70 миллионов, но, если учитывать, что население Индии составляет около 1,4 миллиарда человек, число христиан относительно незначительно. Христианство в Индии фактически является религией ограниченного в правах меньшинства. Отказ от индуизма означает выпадение из сословного деления общества, поэтому индийские христиане всегда чувствуют свою неотмирность.

В настоящее время православное присутствие в стране апостола Фомы можно заметить в Западной Бенгалии, в округе Чандрапур, в Дели и в штатах Гоа и Андхра-Прадеш. Православные миссионеры хотели бы открывать новые приходы в каждом штате Индии, однако сделать это при существующем законодательстве почти невозможно. Православные священники, приезжающие из других стран, служат в Индии по три месяца — это максимальный срок, прописанный в визе. В столице Дели существует русский православный приход в честь апостола Фомы. Домовая церковь расположена в одном из помещений российского посольства. Прихожанами храма в первую очередь являются наши соотечественники, оказавшиеся по различным причинам на территории Индии: работники посольства и постоянно или временно проживающие в этой стране россияне. Настоятель храма апостола Фомы иногда совершает поездки для окормления верующих в Мумбаи и Гоа, также в Бангладеше и Непале.

В самом сердце Индии, в штате Махараштра, служит священник Русской Православной Церкви Климент Нехамаийя (батюшка ведёт страничку в ВКонтакте «Дело апостола Фомы»). Он коренной индиец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, хорошо говорит по-русски. Миссионер перевёл на язык маратхи обедницу, часы, Литургию святителя Иоанна Златоуста, тропари и кондаки воскресных и двунадесятых праздников, чинопоследования Таинств покаяния и крещения. А всё началось с бывшего англиканского епископа, доктора Поликарпа (Рохана) Нехамаийя, брата будущего иерея Климента. В 2011 году он решил стать православным. Из России в Чандрапур приехал священник и воссоединил с Православной Церковью Поликарпа и пять индийских протестантских общин (около 200 человек).

Православные индийцы в пасхальные дни также приветствуют друг друга: «Христос Воскресе!» (на хинди это звучит так: «Массих Джии утаа хай!»). Непременным атрибутом празднования Пасхи являются цветы, символ победы жизни над смертью, а значит, символ воскресения Христа из мёртвых. В пасхальные дни православные жители Индии украшают свои дома пышными цветочными гирляндами. Одним из любимых пасхальных подарков является святой крест. Крашеные яйца в Индии не столь популярны, как у нас. Вместо них — разрисованные марципановые кексы овальной формы с игрушкой внутри. Такие сладкие яйца-пирожные очень любят дети.

Подготовила Наталья Васнецова
По материалам газеты «Вятский Епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку