14.09.2021

Праведный Феодор

5 августа Церковь праздновала день памяти праведного воина Феодора Ушакова (1745–1817), непобедимого русского флотоводца и благочестивого христианина, истинного сына Отечества и Православной Церкви. 20 лет назад, 5 августа 2001 года, в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре Мордовской митрополии, где покоятся мощи праведного Феодора, состоялись торжества, посвящённые его канонизации в лике святых. Предлагаем вниманию читателей размышления московского священника Романа Савчука, постоянного автора информационного интернет-портала «Православие.Ru», о возможности сочетания воинского служения и святости.

«Бой был жесток и для нас славен тем паче, что контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее, разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков — отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель», — так в донесении Екатерине ІІ характеризовал доблесть и мужество праведного воина Феодора Ушакова князь Потёмкин. Конечно, есть и другие характеристики добродетельной личности святого Феодора. Мы знаем, что он «бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения», в Отечественную войну 1812 года всё, что имел, отдавал «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага», и, наконец, «остаток дней своих адмирал провёл крайне воздержанно, окончив жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». Когда гроб с телом усопшего при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но люди продолжали нести гроб до самой Санаксарской обители — места его упокоения.

Сочетание таких, казалось бы, разных понятий, как «воинское служение» и «святость, праведность», нередко повергают в смятение даже людей глубоко верующих. Тем более усиливают недоумение разные критические высказывания по этому поводу поборников «истинной евангельской любви». Вопрос действительно серьёзный: как совместить воинское служение с образом святости, который мы познаём из Евангелия? В чём заключается логика Церкви в этом случае?

Прежде всего мы должны осознать, что Церковь в своих суждениях всегда опирается на истинную оценку действительности и правильное соотношение видимого и реального. Основанием такого взгляда на мир является Евангелие, а оно решительно и определённо говорит о том, что реалии земной жизни очень часто искажают даже самые благие намерения, обращая их на погибель человеку. С ужасом мы слышим из уст Спасителя, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Совсем неожиданными для нас оказываются слова любящего Господа: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» (Мф. 10:34–35).

Наконец, мы недоумеваем, слыша: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие». (Мф. 7:21–23). Оказывается, что и те, кто именем Господним творили многие чудеса, изгоняли демонов, в конечном итоге могут быть признаны Богом «делающими беззаконие». Что говорить, если даже самый верный критерий, которым мы часто оцениваем истинность наших отношений с ближними, — любовь — и он, оказывается, может быть искажён, поскольку «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37)…

Сочетание воинской доблести со святостью возможно в контексте евангельского восприятия реалий нашего мира. Церковь допускает такое сочетание, свидетельствующее о том, что земная жизнь человека далека от райских условий. В ней всё истинное является плодом усилий, борьбы, преодоления, среди которых неизбежны и падения, и защита слабых, и отстаивание христианских ценностей. К сожалению, в мире есть много того, на что человек обязан реагировать. И этот необходимый ответ, даже вынужденное применение силы не противоречат Евангелию. Об этом ясно говорил Спаситель: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Любовь для нас во многом непонятна, порой она не так деликатна и безобидна, как нам кажется, потому что приносит в мир меч и разделение (см.: Мф. 10:34–35). К любви мы должны проделать долгий путь преодоления себя и неправильного отношения к миру, которым очень легко подменить истину. Церковь смотрит на нашу жизнь, основываясь на евангельском реализме, и признаёт, что критерием истинности пути в Царство Небесное являются правильность жизненных ориентиров и присутствие в нас света Христова, который способен преодолеть мрак житейской суеты и мирских соблазнов, лишь бы нашлось сердце, жаждущее его увидеть.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку