05.10.2021

Пособие желающим спастись

Яркой звездой в сонме вятских святых сияет имя преподобного Стефана Филейского (1830–1890), память которого отмечается 30 августа. Своими духовными дарованиями, мудростью и прозорливостью он был известен далеко за пределами Вятской губернии. Святой Стефан оставил нам богатое литературное наследие — свои многочисленные книги. Его труды «Земная жизнь Спасителя мира», «О страдании и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Его и Вознесение на небо» и «Жизнь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии» вошли в книгу «Пособие желающим спастись», вышедшую в издательстве «Буквица». Благоговейный язык прп. Стефана, доверительный, родной, взращённый в церковной колыбели, поможет читателям засвидетельствовать для себя черты Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Предлагаем вашему вниманию сопроводительную статью к изданию протоиерея Сергия Гомаюнова и одну из глав книги прп. Стефана — «Слово в день Успения».

Свои работы «Земная жизнь Спасителя мира», «О страдании и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Его и Вознесение на небо» и «Жизнь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии» преподобный Стефан (Куртеев) написал, отвечая на вызов духа времени, о котором апостол Павел говорил: «Дни лукавы суть» (Еф. 5:16). Девятнадцатый век властно совершал своё дело в умах тех, кто считал себя образованными, гордился этим, видел себя учителями народов и путевождями истории. Христианские вера и мировоззрение подверглись серьёзнейшему испытанию со стороны критического разума, «достижений науки» и шаг за шагом сдавали свои позиции.

Во второй половине столетия, когда все только и говорили о необходимости свободы и отказа от догматического мышления, о современных интерпретациях вечных истин, в Западной Европе возникла настоящая мода на новые подходы к пониманию Евангелия. Так, в Германии под влиянием философии Гегеля и герменевтики Шлейермахера оформляется критическая школа библеистики, одним из представителей которой был Давид Штраус (1808–1874). В 1835 году он издал свою работу «Жизнь Иисуса». Главной задачей автор считал освобождение Евангелия от «мифотворчества», к которому относил Священное Предание и святоотеческую традицию толкования Священного Писания. За основу он брал критический метод. С позиций современной ему науки что-то вносил, а что-то изымал из евангельского повествования.

Книга Штрауса дала толчок подобного рода сочинениям. Через некоторое время во Франции появилась работа Эрнеста Ренана (1823–1892) «Жизнь Иисуса». Этот историк и философ развил метод Штрауса. Считая Евангелие исключительно делом рук человеческих и ставя его в ряд с другими текстами, неважно от кого они происходят — от христиан, иудеев или язычников, он в научно-художественной форме описал земную жизнь Иисуса Христа. Будучи практически неверующим, Ренан создал образ Христа как обыкновенного человека, только обладающего высокими нравственными достоинствами.

Если работы Штрауса и Ренана долгое время в России оставались под запретом и перевод их на русский язык был осуществлён только в начале ХХ века, то сочинения известного английского писателя и проповедника Фредерика Вильяма Фаррара (1831–1903) имели в России совсем иную судьбу. Фаррар, принадлежавший к Англиканской церкви, у себя на родине пользовался огромной популярностью как среди привилегированного общества, так и в простом народе. Он активно работал с молодёжью, являлся автором многих книг. Три из них сделали его знаменитым и в России: «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды апостола Павла» и «Первые дни христианства».

В отличие от Штрауса и Ренана Фаррар был верующим, даже служил в сане архидиакона. Во многом появление в 1874 году его сочинения «Жизнь Иисуса Христа» стало реакцией на работу Ренана. Английский писатель хотел сохранить подход к евангельской истории с привлечением научных данных, широкого круга различных источников, но при этом изложить земную жизнь Иисуса Христа с позиции верующего человека. Фаррар несомненно обладал писательским талантом. Его работа оказалась и познавательна, и увлекательна. Она притягивала к себе тем, что была, как писали рецензенты, лишена «конфессиональной узости». Популярность её оказалась такова, что за первые десять лет книга была издана в десятках стран общим тиражом более полумиллиона экземпляров. Читатели признавались, что она стала заменять им Новый Завет. По ней они изучали священную историю.

В 1876 году появился русский перевод книги Фаррара. Ф. Матвеев выпустил в «Типографии современных известий» первое в России издание «Жизни Иисуса Христа». Потом были другие переводы (один из наиболее известных сделал профессор Санкт-Петербургской духовной академии А. Лопухин) и десятки новых изданий, восторженные отзывы читающей публики… Только в 1897 году в одном из журналов появилась критика работы Фаррара. Синодальный миссионер иеромонах Арсений организовал ряд бесед, а затем сделал критический разбор этого сочинения, за что подвергся волне недовольства, исходящей в том числе от некоторых церковных публицистов. Под влиянием отца Арсения с книгой Фаррара ознакомился праведный Иоанн Кронштадтский, пришедший в ужас от того, какие заблуждения протестантского толка всеваются в умы читающей публики. Особенно он был возмущён тем, что «заподозрено этим писателем Приснодевство Божией Матери и оставлено под сомнением Богочеловечество Христово! О, ужас! Да это едва ли не новое арианство!». Отец Иоанн призвал иеромонаха Арсения не оставлять своих усилий по разъяснению вероучительных заблуждений книги Фаррара.

Удивительно, но двадцатью годами раньше не в столицах, а в далёкой вятской провинции на вызов духа времени уже был дан очень достойный ответ. Преподобный Стефан (Куртеев) не только прочитал работу Фаррара, но сделал гораздо больше, чем критики английского автора. Он написал три сочинения, которые в совокупности обнимают собой всю евангельскую историю. В центре внимания отца Стефана — земная жизнь Спасителя и Пресвятой Богородицы. Эти труды должны быть отнесены к числу выдающихся святоотеческих творений XIX века, направленных на доступное, в хорошем смысле слова, популярное и при этом догматически точное изложение евангельской истории.

Отец Стефан не стал акцентировать внимание на критике заблуждений Фаррара. Только раз он упоминает его имя. Вся остальная полемика скрыта в содержании книг. Если человек прежде прочитал работу Фаррара, он получит возможность обнаружить вероучительные различия и найти православную трактовку Священного Писания. Тот же, кто не читал книгу английского писателя, скрытой полемики даже не заметит. И в этом тоже одна из целей преподобного Стефана — сосредоточиться не на споре, а на ясном, глубоком и очень интересном с точки зрения читабельности изложении евангельской истории.

Свой метод отец Стефан определяет так: «В Писании многое говорится сокровенным образом, премудрым и глубокомысленным словом; и чтобы мы не читали его как простую сказку, Господь велит испытывать Писание, углублять свой ум в изречения божественные, ибо в них не всё сказано просто, и нельзя их понимать без всякого рассуждения». Это святоотеческий подход к Писанию, которое признаётся богодухновенным. Мы нуждаемся не в критике Священного Писания, а в его толковании. Если критическая школа библеистики искала то, что можно извлечь из Писания, святоотеческая традиция учит воспринимать его во всей целостности. Писание само себя изъясняет и поддерживает, не нуждаясь в сторонних источниках, но для этого его нужно знать в полноте и понимать его символический язык, соотнесение Ветхого и Нового Завета. Также Священное Писание невозможно адекватно понимать вне Священного Предания, которое протестанты решительно отвергали. Хорошо знал прп. Стефан и современную ему науку, но её данные занимают в его работах подчинённое, положенное им место.

Сочинения святого Стефана Филейского проникнуты удивительной духовной глубиной. В них много цитат из Писания, но они не утомляют, потому что встроены в живую мысль автора, который в данных случаях не находит выразиться лучше, чем словами Библии. В них есть элемент исследования, но полностью лишённый кабинетной псевдоучёной скуки. В них есть подлинное вдохновение, когда преподобный Стефан вдруг переходит на язык стихов, простых и ясных, какой была и вера его. Многократно чувствуешь, как с волнением и, наверное, до слёз переживает отец Стефан, рассказывая о страданиях Спасителя нашего Иисуса Христа, словно сам присутствуя при этом. Он часто обращается к читателю: понимаешь ли ты, чувствуешь ли эти страдания, осознаёшь ли, что они приняты за тебя и за меня, благодаришь ли Спасителя за его любовь и милость? Автор не хочет, чтобы его читатель оставался безучастным к евангельской истории, сопрягает её с жизнью всякого человека.

Особенной трогательной нежностью исполнены слова прп. Стефана о Пресвятой Богородице. Он с великим благоговением и нескрываемой духовной любовью описывает Её жизнь, бережно разъясняет встречающиеся в Евангелии недоумения. Отец Стефан часто обращается по ходу повествования к Божией Матери с молитвой. Работу о Ней преподобный завершает Словом на праздник Успения. Оно заканчивается стихотворением В. Бажанова, в котором есть такие строки:

«Дай почить, как Ты почила,

И проснуться там, где Ты».

Известно, что отец Стефан упокоился от земных дел в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Молитва его была услышана, вера его никогда не постыжалась. Тем важнее для нас читать труды прп. Стефана Филейского и находить в них пищу для души, покой для сердца, свет для ума, укрепление веры, чтобы не поддаваться духу времени, ибо сегодня ещё более, чем прежде, «дни лукавы суть».

Протоиерей Сергий Гомаюнов

Слово в день Успения

Дивные судьбы Господни показаны нам во всей жизни Богородицы, также и в Её Успении для жизни временной или, так сказать, пробуждении для жизни вечной. Апостолы, восхищенные силою Божией, со всех концов земли стекались к Богородице, чтобы воспеть Ей песнь исходную и проводить Её в жизнь нескончаемую. Царь неба и земли сошёл с престола славы, чтобы cретить Матерь Свою и принять на руки душу, носившую Его на руках Своих. Самая плоть Её не осталась во гробе, но вознеслась на небо со славою, превосходящею славу херувимов и серафимов.

Если Господь явил нам столько чудес в Её Успении, то и мы должны быть внимательны к сим откровениям и при свете их умудряться во спасении. Господь возвестил, что земная жизнь наша есть только путь к жизни вечной. Он завещал нам царство бессмертного бытия, чтобы мы всеми силами стремились к нему. Но Он как законоположник знал, что на пути к нему встретят нас многие скорби. И вот Он делает всё, чтобы побудить нас к подвигу и терпению, чтобы мы всегда обращались умом своим к жизни будущей, где нет ни печалей, ни воздыханий, но единая радость бесконечная.

Но кто в силе постоянно в немерцаемом свете зреть жизнь будущего века? Грешникам, удалившимся от жизни Божией, ничего не видно дальше гроба. Для них слово жизни то же, что и для слепых слово о солнечном свете. Для утверждения в них веры нужны доказательства ощутительные. Вот Спаситель и возводит троих учеников Своих на Фаворскую гору и в Своём преображении показует им вечную славу. Пред Ним явились Моисей и Илия, за несколько веков прешедшие от мира сего. Не ясно ли, что есть жизнь за гробом, что праведники просветятся, как солнце, во царствии Отца их? Но как мало способны и самые избранные из рода нашего к общению с миром духовным! Сначала они отягчены сном, а когда пробудились и увидели славу своего Господа и предстоящих Ему пророков, думали, что блаженством сей славы можно всегда наслаждаться на земле, и один из них предложил устроить для того три палатки на горе той. Осталось в сердце чувство одной радости, ум же не прозрел в мир духовный. Наступили крестные страдания и смерть Спасителя и совсем изгладили воспоминание Фаворского откровения. Вскоре последовало Воскресение из мёртвых, явление собранным ученикам, осязание одним из них всех язв, причинивших смерть Христу. Сорок дней повторялись явления Воскресшего, и наконец в виду всех учеников с пречистой плотью Господь вознёсся на небо.

Ещё ли нужно уверять кого из верных, что гроб есть врата к жизни бессмертной и лестница к небесам? Или, быть может, колеблет веру сомнение, помыслы глаголют вопреки, что Воскресение Богочеловека не может служить образцом и доказательством воскресения всех человеков? Если так, то углубимся умом в настоящее торжество Святой Церкви, которая не смертью, но успением называет скончание земного поприща Пресвятой Девы Марии. Вот была же Она одной с нами природы — перстной, а потому и смертной. Но с каким спокойствием Она ожидала Свою кончину! Она совершенно знала, что лествица к небеси, как поёт Церковь, гроб бывает, что душу Её примет в руки Свои Сын Её. Будем верить и мы, что «праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука» (Прем. 3, 1).

Что сталось с пречистым телом Богоматери, положенном в Гефсиманской пещере? Чтобы не оставались мы в неведении, премудрость Божия творит следующее: все апостолы были принесены на облаках к погребению Матери Господа своего, одному только Фоме суждено тут не обрестися. Когда погребение совершилось на третий день, и он явился, глубокая его скорбь возбудила жалость в прочих. Открыли гроб, чтобы утешить скорбящего зрением Почившей, и к общему удивлению нашли в нём только одни погребальные пелены. Во время же вечери явилась Преблагословенная на воздухе в препрославленной Своей плоти и рекла апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

Дивны Твои тайны, Богородице, и в Твоем чудном Успении, и в милостивом о нас промышлении! Они укрепляют нашу веру в общее воскресение, оживляют надежду наследия вечной жизни. Ибо мы уже видим теперь, что жизнь будущего века, которой мы только чаем, для Тебя уже есть настоящая жизнь на высочайшей степени блаженства и славы. И мы вопием к Тебе: радуйся, Обрадованная высочайшею благодатью Сына Твоего и Господа! Радуйся, Присноживущая и по успении Своём нас не оставляющая! Аминь.

Приобрести книгу «Пособие желающим спастись» можно в библиотеке имени А.И. Герцена.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник» 

Фото

Возврат к списку