13.10.2021

Святая Елисавета

11 октября Русская Церковь вспоминала обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.

Трудно было представить, что воспитанная в аристократической семье внучка английской королевы принцесса Гессен-Дармштадтская Элла станет основательницей русской обители милосердия и примет мученическую кончину от рук богоборцев. Её путь христианского крестоношения начался с момента посещения княгиней Святой Земли. Побывав в месте, где разворачивались евангельские события, она твёрдо решила оставить лютеранскую веру, перейдя в Православие. На тот момент такое решение расценивалось как отречение от многовековой семейной традиции, но Елизавета Фёдоровна осталась непреклонна. В письме отцу она писала: «Я всё время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

С детства сердце Эллы было исполнено сострадательной любви к людям. Возглавив Московское управление Красного Креста, великая княгиня отдала себя на служение тем, кто испытывал страдания от различных болезней. Сопереживая трагедиям простых людей, протягивая руку помощи нуждающимся, могла ли представить Елизавета Фёдоровна, какой трагический жизненный путь предстоит ей пройти? В 1905 году от разрыва бомбы, брошенной террористом, погибает её муж — великий князь Сергей Александрович. Смерть супруга привела скорбящую вдову к кардинальной перемене образа жизни. Протопресвитер Михаил Польский так вспоминал об этом этапе жизни святой: «Пережитый ужас оставил в её душе глубокую рану, которая зажила лишь тогда, когда она устремила свои глаза на созерцание того, что не от мира сего».

Последовав заповеди Христа, Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги приобрела усадьбу в центре Москвы, где основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В письмах Елизавета Фёдоровна раскрывала свои душевные переживания: «Я приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь. Я обручаюсь Христу и Его делу, я всё, что могу, отдаю Ему и ближним». В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия. Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, а днём трудилась наряду с сёстрами обители. Обходя беднейшие кварталы Москвы, посещая трущобы, она вызволяла оттуда малолетних детей.

Октябрьский переворот 1917 года нарушил размеренный ритм духовной и миссионерской жизни Марфо-Мариинской обители. На заре трагической эпохи великая княгиня Елизавета, размышляя о будущем России, писала государю Николаю II: «Всех нас вот-вот захлестнут огромные волны. Какие ещё трагедии могут разыграться? Какие ещё страдания у нас впереди?». В апреле 1918 года, на третий день после Пасхи, в обитель ворвались вооружённые люди, арестовавшие Елизавету Фёдоровну. Как и царственные страстотерпцы, она была вывезена в Екатеринбург, а затем вместе с другими представителями династии Романовых её отправили в Алапаевск.

18 июля 1918 года арестантов разбудили среди ночи, посадили на повозки и отвезли в деревню Синячиху, где находилась заброшенная шахта. Началась жестокая расправа: избивая заключённых прикладами, с дикими криками палачи сбрасывали мучеников на дно глубокого рудника. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!». После падения в шахту Елизавета Фёдоровна чудом выжила. Даже на пороге смерти она продолжала выполнять данный ею обет служения людям. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, святая перевязала раны князя Иоанна Константиновича. Обезумевшие чекисты, завершая кровавую расправу, стали бросать в шахту гранаты, но ещё несколько дней из неё доносилось пение молитв…

Когда в Алапаевск вошла армия адмирала Колчака, тела убиенных достали из шахты. Лицо преподобномученицы Елисаветы выражало ангельский покой, а пальцы правой руки были сложены для совершения крестного знамения. Так было обретено тело святой княгини, безропотно восшедшей на личную Голгофу и предавшей бессмертную душу Богу. Мощи прмц. Елисаветы и казнённой вместе с ней сестры Марфо-Мариинской обители Варвары (Яковлевой) через Пекин, Шанхай, Порт-Саид были перевезены в Иерусалим, где их в январе 1921 года погребли под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой Земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году. В 1981 году гробницы мучениц было решено вскрыть. Когда открыли гроб с телом великой княгини, всё помещение наполнилось благоуханием. Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины. В 2004–2005 годах мощи прмц. Елисаветы и инокини Варвары находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более семи миллионов человек. Как сказал Патриарх Алексий II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь».

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку