15.10.2021

Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании

15 октября 2021 года в рамках XXVI Свято-Трифоновских образовательных чтений в Институте развития образования Кировской области в дистанционном режиме состоялся областной семинар: «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании». Традиционно на семинаре проходит презентация работ и награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Областной семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании», который проходит в рамках XXVI Свято-Трифоновских образовательных чтений - это важное мероприятие, ставшее одним из важнейших событий в духовной жизни нашего региона, призванное привлечь внимание к истории Отечества, истории Православной Церкви, к тысячелетним традициям христианства и современным проблемам духовно- нравственного воспитания.

Традиционно на семинаре происходит награждение и презентация работ победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Аппарата Президента РФ во всех субъектах Российской Федерации.

Региональный этап проводится ежегодно при поддержке епархий Вятской Митрополии, регионального министерства образования и Института развития образования Кировской области.

Стоит отметить, что Кировская область была всегда достойно представлена и на уровне Приволжского федерального округа и на Всероссийском уровне.

Участие в региональном этапе конкурса в 2021 году приняли педагоги различных типов образовательных учреждений из Кирова, Слободского, Уржума, Яранска, Котельнича, Лузы, Советска.

Главная ценность работ – это представленный живой педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми разных возрастов в различных типах образовательных учреждений.

Решением конкурсной комиссии победителями и лауретами регионального этапа конкурса стали:

Смирнова Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова. Гимназическая газета «Честное слово» – ресурс духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся Вятской православной гимназии. (Вятская епархия)

Сухих Ирина Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Колокольчик» г. Котельнича, Кряжевских Владимир Алексеевич (протоиерей), преподаватель Воскресной школы при Никольском соборе г. Котельнича, Майорова Татьяна Леонидовна, педагог дополнительного образования МБДОУ д/с № 5 «Колокольчик» г. Котельнича. Методическая разработка игры-занятия "Мир вокруг появился не вдруг". (Яранская епархия)

Шикалова Галина Евгеньевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 г. Слободского. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников "В моем сердце навсегда". (Вятская епархия)

Петялина Галина Михайловна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Лузы. Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. (Яранская епархия)

Мы поздравляем победителей и желаем дальнейшей плодотворной работы на пути развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения!

Далее победители регионального этапа Конкурса представили свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию всем участникам семинара.

Во второй части областного семинара было анонсировано проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2022 году. Выступления посвящались вопросам организации и методического сопровождения регионального этапа.

В формате круглого стола представители Института развития образования Кировской области, Отделов религиозного образования епархий Вятской Митрополии, участники конкурса внесли ряд предложений, направленных на поддержку педагогов участников конкурса, которые найдут своё отражение в итоговом документе Свято-Трифоновских образовательных чтений и плане реализации Соглашения о сотрудничестве министерства образования Кировской области и епархий Вятской Митрополии

Приветственное слово протоирея Евгения Смирнова, руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии:

Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры в работах участников регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Сегодня мы проводим традиционный семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании» в рамках XXVI Свято – Трифоновских образовательных чтений на тему: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Мы обращаемся к данной теме ввиду того, что 350-летие Петра I отмечается в 2022г. на государственном уровне в соответствии с указом Президента РФ.

Тема чтений призывает нас спустя столетия осмыслить дела первого Российского императора Петра, названного Великим и их значение для России: русский флот и его первые победы, Полтавская битва, новая столица Российской Империи, - это всё нам знакомо со страниц школьных учебников. Пётр I любил Россию и очень многое для нас сделал, поэтому, без сомнения, заслужил благодарную память потомков.

Но вторая часть предложенной темы - секулярный мир и религиозность обращает нас к духовному выбору великого российского императора и последствиям этого выбора. По сути, ставится вопрос – Что такое религия и какую роль она играет в светском обществе?

По-разному отвечали люди на этот вопрос в эпоху Петра I и при его преемниках, на протяжении истории, и в наши дни. Данная тема ставит перед нами также проблему осмысления с религиозной точки зрения духовного состояния современного секулярного мира, причин этого состояния и возможных последствий.

В рамках нашего семинара мы традиционно говорим о проблемах духовно-нравственного воспитания, возможности его через осмысление религиозного опыта, представляем лучшие разработки учителей, победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Ежегодно, анализируя работы, представленные на региональный, и даже окружной этапы конкурса «За нравственный подвиг учителя» нельзя не отметить проблему определённой скованности педагогов, некий страх говорить о религии. Содержание работ говорит о том, что тема религии в сфере духовно-нравственного воспитания ещё ждёт своего исследователя, несмотря на то, что несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

Это наша история, где, прежде всего, необходимо осмыслить не только причинно-следственные связи великих событий, но и духовные основы подвига великих людей. Без осмысления религиозного опыта нам сложно дать анализ целого ряда литературных произведений русских и зарубежных классиков. Окружающий мир, география, краеведение – в рамках этих предметов можно говорить о наших святынях, традициях и обычаях. В святоотеческой литературе, в размышлениях русских религиозных философов мы найдём массу материала для проведения классных часов и работы с родителями. Наконец, курс ОРКСЭ и предметная область ОДНКНР дают полный простор для педагогического творчества.

К сожалению, это, чаще всего, остаётся «святыней под спудом», и в работах большинство авторов предпочитают говорить о толерантности, физической культуре и спорте, хореографии, краеведении и их роли в духовно-нравственном воспитании, забывая о духовных истоках культуры, коренящихся в религиозном опыте. Например, даже освещая в работах эпоху Древней Руси, или подвиг героев Великой Отечественной войны, не говорят о духовных основах подвига, а просто приводятся «сухие» даты, события, имена.

Вместе с тем, есть немало достойных работ, авторы которых не боятся говорить о современных проблемах духовно-нравственного воспитания на основе осмысления религиозного опыта. Детям, подросткам, молодёжи предлагается нравственный выбор и оценка его последствий с позиций вечных ценностей и правды Божией. Это очень важно, поскольку дети в рамках современного секулярного общества нередко бывают лишены надёжной нравственной точки опоры и оценку своим духовным предпочтениям могут ставить на основании собственного мнения или просто лайков в социальных сетях. Для верующего человека важно – как оценит меня Бог, а не как блогеры, или я сам. Для современной педагогики это является новой гранью.

Особенно хотелось бы отметить положительный опыт педагогов, которые не боятся разговора на глубинные темы духовной жизни, которые призывают детей к осмыслению собственных дел и поступков в сопоставлении с бесценным опытом духовной жизни великих и святых людей, которые не боятся говорить о невидимой брани в душе человека. Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда формируется и закаляется духовный мир подростка. Эту брань нельзя проигрывать. Педагог, опираясь, на опыт великих и святых людей, здесь может стать настоящим «инженером человеческих душ». И если мы воспитали в ребёнке устойчивый иммунитет к греховным соблазнам, воспитали силу воли и чуткую совесть, если он осмысленно избрал дорогу добра, а сердце наполнил любовью – мы достигли цели духовно-нравственного воспитания.

Очень достойно в этом отношении бывают представлены на региональный этап конкурса «За нравственный подвиг учителя» работы из Вятской православной гимназии. Показательной в этом отношении является работа, получившая гран-при в этом году: «Гимназическая газета «Честное слово» - ресурс духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся Вятской православной гимназии». Автор Смирнова Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования. Современным детям необходимо именно «Честное слово».

Приятно и то, что педагоги гимназии активно делятся своим опытом с коллегами из города Кирова, области и других регионов, проводя открытые уроки, работая в методических объединениях. Этот положительный опыт, без сомнения, должен транслироваться на всю область.

Проблему формирования духовно-нравственной культуры младших школьников через урочную и внеурочною деятельность подняла в своей работе Петялина Галина Михайловна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Лузы. Автор не первый раз участвует в конкурсе, и представленный в работе опыт – это опыт учителя который делает первые шаги в данной сфере, опираясь на наследие православной культуры. Автора необходимо поддержать за искренне стремление открыть для себя мир православной культуры и хотя бы частицу его донести детям. Этот личный опыт освоения мира православной культуры может быть полезен другим педагогам.

Следует отметить работы, выполненные педагогами дошкольного образования из Слободского и Котельнича. Детский сад «Родничок» г. Котельнича можно считать площадкой по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры. Там есть православные группы и кружок по ОПК, выстроена система работы с родителями. Педагоги этого детского сада уже не первый раз участвуют в конкурсе, радуя нас своим уникальным опытом. Но когда-то и они начинали с нуля, и теперь могут делиться с коллегами своим опытом.

А вот детский сад № 16 г. Слободского побеждает на региональном этапе впервые. Там нет профильных православных групп и сами педагоги говорят детям о наследии православной культуры опосредованно, через систему мероприятий. Ценен в этом отношении опыт воспитательной работы с детьми, как из православных, так и невоцерковлённых семей.

Конечно, это не единственные критерии для оценки работ. Важны критерии подачи материала, оформления работы, апробации представленного опыта, возможности его тиражирования и целый ряд других.

Подробнее хотел бы остановиться на критерии взаимодействия с православными приходами. Целый ряд работ представляет нам опыт настоящего соработничества в области духовно-нравственного воспитания. Это встречи, беседы, родительские собрания, совместное проведение мероприятий, экскурсии и поездки. Но в большинстве работ эти грани сотрудничества, даже если речь идёт об организации работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательной организации, бывают не отмечены, либо они носят эпизодический характер, а иногда отсутствуют вообще. Не всегда в этом вина школы. Иногда и приходы не совсем бывают готовы к сотрудничеству в силу тяжёлого материального или кадрового положения. Но чаще, бывает психологический барьер, а иногда и заведомо предвзятое отношение, что никакого сотрудничества не получится, даже если оно в реальности могло быть.

Не думаю, что на приходе, например, откажут провести экскурсию по храму во внебогослужебное время. А эта экскурсия, общение с живым священником, интересными прихожанами об их опыте духовной жизни, будет интереснее, чем презентация. Реальный звон в колокола не заменит ни одна аудиозапись.

Очевидно, что нам надо ещё немало учиться работать вместе на местном уровне – уровне учреждения и прихода, и каждая сторона здесь должна пройти свою половину пути. Интересен в этом отношении бывает опыт коллег из других регионов, с которым мы знакомимся на окружном этапе. Хотя и в разных районах Кировской области ситуация может быть совершенно разной. Конкурс даёт нам возможность познакомиться с многогранным педагогическим опытом.

Дополнением и продолжением этого конкурса могут быть православные образовательные чтения в районах области. Сейчас они успешно проводятся в Слободском, Яранском, Уржумском, Вяткополянском, Советском, Оричевском, Кумёнском, Унинском районах. В городе Кирове ЦПКРО проводит конференцию по проблемам духовно-нравственного воспитания. Здесь бывает представлен живой педагогический опыт духовно-нравственного воспитания. Многие выступления учителей в районах - это готовый материал для регионального этапа конкурса. И хотелось бы, чтобы этот опыт был достойно оформлен и представлен. Актуальной в этом отношении будет помощь педагогам со стороны муниципальных методических служб и ИРО Кировской области.

Конечно, то что мы видим в представленных работах – это лишь слабое отражение реального опыта, а если быть точнее подвига учителей. И мы призываем священников на местах поддержать этот подвиг. Духовно-нравственное воспитание детей – это наша общая задача. Любовь к детям, забота об их будущем – это то, что должно нас объединять. Именно жертвенная любовь является основой любого подвига и служения – священника, учителя, императора.

Вспоминая в рамках Чтений юбилей императора Петра Великого, мы можем ещё раз осознать, какую роль играет личность в истории. Служение учителя, а тем более его нравственный подвиг затрагивает самые глубины чистого детского сердца и может там оставить след на всю жизнь. Мы сегодня чествуем победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Но лучшей наградой для учителя, наверное, будет ответная жертвенная любовь и нравственный подвиг их учеников, явленный в добрых делах и в школьные годы, и в последующей жизни. Хотелось бы всем педагогам - подвижникам пожелать в этом помощи Божией.

Отдел религиозного образования и катехизации Вятской епархии

Институт развития образования Кировской области

Пресс-служба Вятской епархии

Фото

Возврат к списку