23.11.2021

Обрести живую веру

Предлагаем вниманию читателей интервью с благочинным Слободского церковного округа руководителем Епархиального отдела религиозного образования и катехизации настоятелем Преображенского храма Первомайского микрорайона города Слободского протоиереем Евгением Смирновым. Разговор шел о многогранном служении священника, о том, что дела людей объединяют, а добро Богом не забыто, о взаимодействии Церкви и властей города Слободского, о том, как жить по вере в реалиях сегодняшнего дня.

— Отец Евгений, каждый человек приходит к вере в свое время. Как это произошло у вас?
— Смотря что считать настоящей верой… За христианское воспитание я благодарен родителям. Мой отец был священником, и я с детства видел в его лице пример живой веры и служения Богу. В начале 1980-х годов, когда я был ещё дошкольником, мои родители оставили престижную работу ведущих специалистов в одном из крупных хозяйств Костромской области, и мы переехали в Киров, потому что отец принял решение стать священником. Там на родине местная власть просто этого бы не допустила. В те времена было немыслимым, чтобы молодые перспективные специалисты, которые подавали хозяйству большие надежды, вдруг вот так уходили служить в Церковь. Родители оставили всё – дом, имущество, престижную работу. Мы ехали в неизвестность. Но решение родителей было принципиальным. Вера была дороже работы и тогда ещё советского «светлого будущего».

На выбор родителей мог повлиять пример моих бабушек, которые также не отказались от православной веры в тяжёлые послевоенные годы хрущёвских гонений, и продолжали регулярно посещать храм за пятьдесят километров, так как в их селе храм был разрушен ещё перед войной.

В детстве мне бабушки много рассказывали, какой красивой была их церковь, как люди раньше постились, ходили в храм каждое воскресенье, праздновали православные праздники… и как в их селе храм был разрушен безбожной властью. Но навсегда они запомнили наставления своих родителей хранить веру и жить по вере. Поэтому, когда к бабушке пришли в начале 1960-х годов деревенские комсомольские активисты и попытались из дома убрать иконы (дед состоял в партии, а икон в доме у партийного человека быть не должно), бабушка буквально их «вытолкала в шею», заявив, что для неё дорого родительское благословение, и иконы она не уберёт никогда.

Другая бабушка также в своём доме бережно хранила Евангелие и старинные иконы, которые удалось спасти во время разрушения храма. А ещё они обе хранили православную веру. Я не раз видел в детские годы, как обе бабушки встают ранним утром, – когда ещё мы, внуки, спали – и молятся, стоя на коленях перед иконами… наверное, за нас. Для меня это пример молитвы на всю жизнь.

Родителям также было непросто. Отец стал священником ещё до перестройки. В начальной школе я на себе испытал, что такое быть «поповским сыном». Помню, как в 1-м классе мне поставили «2» по поведению, за то, что я был в храме на пасхальном богослужении. А однажды, когда в школу приехала какая-то комиссия, чиновники из района меня долго убеждали, чтобы я сказал, что хожу в церковь по приказу родителей, а сам в Бога не верю. Разумеется, я ничего подобного говорить не стал и заявил, что хожу в храм по своему желанию.

Тогда уже в район потащили моих родителей, и долго их ругали, что неправильно детей воспитывают, позволяя нам с братом петь в церковном хоре, что мы носим крестики и иногда говорим одноклассникам о вере, а этого делать нельзя. Всё закончилось благополучно лишь благодаря тому, что в дело вмешался тогдашний секретарь Вятской Епархии ныне митрополит Казахстанский Александр. Приехав к нам в село, он направился для разговора с директором школы. После этого от нас с братом отстали.

А на отца власти злились неспроста. Дело в том, что он нередко крестил, венчал и отпевал, совершал другие требы без всякой регистрации, которую требовала власть, чтобы потом расправиться с учителями, врачами, руководителями предприятий, которые посмели, например, крестить ребёнка… Отец не отказывал никому. Нередко крестил дома, ночью, крестил детей у внуков чиновников, учителей. Крестил и их самих, если они приходили к вере.

Помню с детства, как отец иногда прятал под пальто епитрахиль, подрясник, Святые Дары и ехал на последней электричке в соседнюю Горьковскую область и там тайно в деревнях совершал таинства и требы, так как там в округе все храмы были разрушены. Вот потом власти и не могли понять, почему в Спас-Талицу народ массово приезжает не только из соседних сёл, но и районов и даже соседних областей. Люди накануне больших праздников, особенно Пасхи, буквально жили и ночевали в храме. Однажды отец сказал маме, что власти грозят снять его с регистрации… Что это означало я понял лишь спустя годы, когда в семинарии проходили гонения на Церковь при Сталине и Хрущёве. Однажды отец пришёл домой избитым. Заявление в советскую милицию подавать было бессмысленно…

Но эти проблемы как-то не пугали, потому что были перед глазами примеры более чем достойных священников. Для отца такими примерами были протоиерей Серафим Исупов и протоиерей Геннадий Сухарев, певчие Серафимовского храма города Кирова, которые помнили владыку Вениамина (Тихоницкого) и не понаслышке знали, что такое советские гонения за веру. Со многими из них я общался в раннем детстве, но пример их настоящей христианской жизни помню до сих пор.

В школьные годы я попросил отца Серафима быть моим духовником. Также примером настоящего пастырского служения для меня всегда был отец Геннадий Сухарев и многие другие священники старшего поколения, которые перенесли на себе бремя гонений.

Я довольно спокойно прошёл переходный подростковый возраст, когда многие ценности детства переосмысливаются. У меня из детства наступил резкий переход во взрослую жизнь, когда умер отец. Я считал, что должен продолжить его дело. Поэтому с радостью помогал новому настоятелю и нёс все возможные церковные послушания – пел на клиросе, пономарил, звонил в колокола, помогал по церковному хозяйству. То же самое делал мой брат, который сейчас является настоятелем родного Спас-Талицкого храма.

Постепенно подростков и молодёжи в храме стало прибавляться, потому что наступили 1990-е годы, которые принесли свободу вероисповедания, но вместе с тем массу соблазнов и искушений.

Теперь меня в школе и одноклассники, и учителя спрашивали о вере. Особенно приятно было, если они принимали крещение и тоже начинали ходить в храм. Иногда приходилось становиться у них крёстным. Но были примеры и греховных падений. Больно было видеть, что творится на дискотеках, куда звали меня друзья… Ещё больнее, когда потом мне рассказывали об их разбитых судьбах. А тогда мы много говорили и спорили о Боге, вере, религии и даже политике не только с друзьями, но и учителями… Это было время духовного выбора каждого. Некоторые из них потом ко мне пришли на исповедь, спустя годы, когда я уже стал священником.

Были вопросы и у меня. Но помогали мудрые советы опытных священников и чтение православной литературы. Готовясь к поступлению в Московскую духовную семинарию, куда благословил мне поступать отец Серафим, я перечитал пятитомный учебник Закона Божия, изданный где-то самиздатом за границей, который ещё покойный отец купил за бешеные деньги полуподпольно в Троице-Сергиевой лавре. Затем принялся за семинарские учебники покойного отца. Это было интересней, чем просто Детская Библия с картинками.

Ну а в семинарские годы я нашёл ответы на все вопросы касательно веры и церковной жизни, которые меня волновали.

Не скажу, что это было просто. Жития святых говорят об одном, реальная церковная жизнь порой говорила о другом. Приходилось в семинарские годы видеть немало греховных падений священнослужителей, монахов, мирян, а на уроках церковной истории правдиво нам рассказывали, как порой падало священноначалие и даже святые. Постепенно приходило понимание, что наша жизнь – это настоящая духовная брань и начинается она не где-то далеко, а в собственном сердце.

Помогли в этом испытании опять же примеры тех, кто побеждал в этой брани, хотя порой эта победа была очень непростой. Это для меня были не только примеры из житий святых и святоотеческого наследия, но и из современной жизни Троице-Сергиевой лавры, где я учился в семинарии и академии.

— Чьим еще духовным примером вдохновлялись на пути служения?
— Я видел, как служит отец Кирилл (Павлов), отец Наум, отец Лаврентий, как наводит порядок на клиросе отец Матфей (Мормыль). Не раз доводилось мне, молодому семинаристу, молиться на монашеском правиле у отца Кирилла (Павлова). Преподаватели давали нам глубокие знания по разным предметам семинарской программы. Это Священное Писание, православное богословие, история Церкви, православное богослужение – всё это для меня было очень интересно и открывало новые и новые грани. В эти годы я нашёл ответы на многие волновавшие меня вопросы касательно веры, смысла жизни, осмысления реалий современного мира. Полученные знания укрепляли веру. Но важнее этого было лаврское воспитание. Лавра сильна своим неповторимым духовным укладом, и это особенно дорого. Семинарские и академические годы я до сих пор вспоминаю с благодарностью.

В начале обучения в Духовной академии я встретил свою супругу, которая тогда поступила в регентскую школу. Сейчас я благодарю Бога, что она прошла такую же духовную школу, что и я.

Будучи диаконом, мне довелось служить на Петро-Павловском подворье Троице-Сергиевой лавры, где настоятелем был архимандрит Герман (Чесноков). Об отце Германе я знал раньше, что он один из немногих монахов, которые совершают отчитки бесноватых, и это настораживало и пугало. Но на приходе я увидел в нём заботливого отца настоятеля, который не только поднимал храмы из руин, но и открывал воскресные школы и богословские курсы для мирян, где я приобрёл первый опыт преподавания.

Отец Герман организовывал помощь малоимущим, в том числе помогал и нам, молодым студентам – священнослужителям. В дни праздников можно было видеть как он за один стол с духовенством и «крутыми» благотворителями сажает бомжей, показывая всем нам, что мы все равны перед Богом. Многих из них он буквально спас от смерти, поэтому относился к ним как к детям, а нам показывал пример подлинной христианской любви.

Затем довелось служить в Москве у опытных настоятелей протоиерея Георгия Таранушенко и протоиерея Иоанна Зарецкого, которые показали мне, молодому священнику, бесценный опыт пастырского служения и организации приходской жизни.

— Каким образом Вы снова оказались на Вятке?
— По окончании Духовной академии я вернулся в Вятскую Епархию, как когда-то при поступлении в семинарию обещал владыке Хрисанфу. Владыка всегда интересовался успехами вятских студентов, когда мы приезжали на каникулы, и всегда напоминал нам по-отечески, что Вятка ждёт нас. На самом деле и мне искренне хотелось применить полученные знания и опыт на Вятской земле.

Реалии города Слободского, куда я был назначен, конечно, отличались от Лавры и Москвы. В чём-то это напоминало холодный душ… К новым приходским послушаниям приходилось привыкать. О лаврской красоте мы с матушкой тосковали не на шутку. Но было понятно, что наступает новый этап нашей жизни. Особенно больно было за Христорождественский монастырь города Слободского, где тогда ещё располагалась воинская часть. Хотелось что-то сделать, чтобы изменить эту плачевную ситуацию.

— Расскажите об этапах Вашего служения в храмах города Слободского.
— Я начал в Слободском вести активную просветительскую деятельность. Возобновили работу воскресной школы в Екатерининском соборе, стали посещать с беседами школу-интернат и другие школы, затем очередь дошла и до монастыря. Выяснилось, что командир воинской части, расположенной в монастыре, мой сосед. Он как верующий человек, понимал, что монастырь должен быть возвращён Церкви, и мы вместе думали, как это можно сделать. Сначала был возвращён алтарь храма Рождества Христова, и там был создан приход, на основе которого предполагалось дальнейшее возрождение монастыря.

Владыка Хрисанф назначил меня туда настоятелем. Я понимал, что слабый приход никогда не поднимет огромное монастырское хозяйство. Поэтому при будущем монастыре сразу же была открыта воскресная школа. Таким образом, у нас появились многочисленные прихожане. Приход жил как одна семья. Тогда же при приходе по благословению владыки Хрисанфа стали совершаться первые иноческие постриги. Мы готовились к возрождению монастыря, и чем могли ему помогали. Приятно видеть сейчас, как обитель под руководством матушки Феодосии поднимается на наших глазах. Ну а меня владыка Марк благословил на другие послушания – сначала в Троицкий храм, а сейчас в Спасо-Преображенский. Но я по-прежнему руковожу монастырской воскресной школой, тем самым помогая дорогой мне обители.

Служение в Спасо-Преображенском храме не менее насыщено. Помимо регулярных богослужений, которые я считаю основой духовной жизни прихода, мы уделяем внимание работе с детьми и молодёжью. У нас есть приходская воскресная школа и подростково-молодёжный клуб «Спас». Дети активно помогают в богослужении в качестве певчих и пономарей. У нас нет взрослого хора. Все службы в будни поёт моя матушка, а по воскресеньям дети и молодёжь. Многие хозяйственные приходские послушания на добровольной основе исполняют неравнодушные прихожане. Это давняя традиция Преображенского прихода, сложившаяся ещё при моих предшественниках. Наш храм восстанавливается буквально всем миром, и поэтому он особенно дорог прихожанам.

Конечно, многое ещё предстоит сделать не только в плане стройки, а в первую очередь в организации приходской жизни. Это, прежде всего, духовно-просветительское служение и работа с молодёжью. По соседству с нашим храмом стоит закрытая в конце злополучных «нулевых» школа, где когда-то учились многие жители нашего микрорайона. Мы пока только мечтаем вернуть её к жизни и сделать если не православной гимназией, то хотя бы начальной школой с православными классами. Ну а пока, у нас там совместно с Домом культуры проводятся православные кружки для поселковых ребятишек.

Считаю, что приход не должен замыкаться в себе, поэтому мы проводим и поселковые, и городские мероприятия в дни праздников. Отдельной заботой является социальное служение. В микрорайоне и городе очень много семей, нуждающихся в поддержке, людей подверженных пьянству, семей на грани распада. Особенно больно за детей. Мы чем можем, стараемся им помочь. Поэтому на приходе мы еженедельно служим молебны о семейном благополучии святым Петру и Февронии Муромским и преподобным Кириллу и Марии Радонежским, молебны о страждущих недугом винопития…

Приход должен быть подобен тёплому огоньку и живой верой, и христианской любовью нести слово Божие современному, порой холодному и жестокому миру. «Вера без дел мертва», - говорил святой апостол Иаков. Помочь обрести живую веру – одна из задач пастырского служения. Ну а путь к этой живой вере, как мне показали двадцать лет священнического служения, на самом деле у каждого свой… И проходит его каждый по-своему… Могут быть разные условия – благоприятные или неблагоприятные, но неизменно на этом пути помогает Господь.

— Просторный и старинный храм Преображения Господня сейчас восстанавливается. С какими сложностями приходится сталкиваться? Как решаете вопросы? Кто помогает в этом делании?
— Думаю, что Преображенскому храму, как и всем, наверное, в нашей епархии и даже всей стране пришлось столкнуться с одной большой сложностью – это нынешняя эпидемия, которая действительно является серьезным препятствием для восстановительных работ. Но мне кажется, что подобные трудности возникали на протяжении всей истории: были экономические трудности, войны, эпидемии – чего только не было.

Когда меня спрашивают, кто ваш главный спонсор, я отвечаю – Господь Бог. Потому что действительно к Богу обращаешься, Бога просишь о помощи, и не только я прошу, просят прихожане, просили настоятели, которые служили в этом храме до меня. Господь слышит молитвы людей и приходит на помощь, порой самым неожиданным образом.

Чудом является уже то, что люди вообще отзываются и помогают в наше непростое время. Кто-то помогает строительными материалами, кто-то помогает выполнением строительных и ремонтных работ, кто-то просто молится – и это тоже очень важная духовная поддержка. С миру по нитке – голому рубашка – говорит русская пословица.

С миру по нитке приходится собирать, когда нужно решать ту или иную задачу по восстановлению храма. И приятно то, что нет равнодушных людей. У многих сейчас сложности и проблемы. Иногда человек хотел бы помочь, но пока этого сделать не может в виду того, что сам оказался в сложной ситуации и испытывает сложности и проблемы. Но вместе с тем, Господь не оставляет и помогает людям, кто отозвался на просьбу о помощи храму.

— Можете ли поделиться примерами явного прямого отклика Господа, святых, когда вы или прихожане по евангельскому слову «попросили и дастся вам…»
— Молитва о помощи к Богу – это всегда сугубо личное. У каждого человека она своя. У кого-то что-то не получается в бизнесе, временные сложности и проблемы, у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то в личной семейной жизни. Но могу сказать, что когда человек делает добро, это добро Богом не бывает забыто.

Господь помогает найти человеку решение тех проблем, которые перед ним стоят. Конечно, золото людям с неба не падает, и проблемы не решаются сами по себе. Но Господь, порой с помощью разного рода обстоятельств, помогает решить те проблемы, которые кажутся людям неразрешимыми. И это убеждает ещё раз в том, что Богу возможно всё. Остальное зависит от нашей веры и жизни по этой вере.

— У вас в составе приходского хора есть дети, каким образом получается их обучать церковному пению, чья это заслуга?
— В организации хора и обучении детей пению помогает матушка. У матушки есть регентское образование. И конечно, для любого настоятеля хорошее подспорье, когда рядом есть такая матушка. В хоре поют и мои дети, и их друзья, воспитанники воскресной школы. Состав хора периодически меняется, поскольку дети вырастают, из хора уходят, приходят новые певчие и по сути дела все повторяется сначала и до очередных «выпусков».

При этом хор – не единственная составляющая нашей приходской жизни. В воскресной школе, помимо клиросного пения, у нас есть замечательный театр. И театральные постановки мы делаем не только в воскресной школе, но и выходим с ними на площадки города Слободского, постановки представляем в Доме культуры и на Соборной площади. Так было в доковидные времена, но мы надеемся, что ситуация нормализуется, и воспитанники воскресной школы продолжат свои выступления, которые пока в записи выкладываются в интернете.

— Отец Евгений, вы также являетесь настоятелем храма в честь святых Бориса и Глеба в селе Никульчино. Чем знаменательно это место? Почему его должен посетить хотя бы однажды каждый вятчанин?
— По благословению Владыки Марка я являюсь настоятелем храма в честь святых Бориса и Глеба в селе Никульчино с 2017 года. Никульчино – колыбель вятского православия. Именно с села Никульчино, с Борисо-Глебского храма, с древнего Никулицкого городища началась православная Вятка. Документально подтвердить это сложно, и все же предание о том, что здесь было первое православное поселение, подтверждается многими историческими источниками. И если мы хотим знать свою историю, то наверное, наш священный долг – побывать на том месте, где началась православная Вятка.

Многовековой местной православной традицией является Борисоглебский крестный ход. Это древнейший крестный ход на нашей Вятской земле. Совершается он традиционно в дни памяти святых Бориса и Глеба – 15 мая из села Волково в село Никульчино переносится старинная икона святых князей страстотерпцев. Затем этот образ обратно в село Волково возвращают уже 18 сентября. Этот крестный ход – лишь отголосок древней традиции, когда люди, проживающие в месте, «откуда пошла есть Вятская земля», совершали крестный ход по окрестностям села Никульчино, порой доходили до Вятки, молясь за свою землю, чтобы Господь хранил нас своею благодатью по молитвам святых князей Бориса и Глеба. Думаю, было бы замечательно, если бы мы и в дальнейшем объединялись в этом молитвенном делании.

Ещё одной замечательной традицией стало проведение 6 августа в день престольного праздника Борисо-Глебской церкви «Дня земли Вятской». Помимо богослужений, в этот день в селе Никульчино проходят выступления творческих коллективов Слободского района и гостей из Вятки и других городов. Неизменно в празднике участвуют казаки, внося свой колорит. Такой замечательный праздник, напоминающий нам о древней истории нашего края, был бы невозможен без доброго сотрудничества Никулицкого прихода, местной администрации, широкой общественности и всех неравнодушных людей, кому дорого это святое и памятное место.

— В чем заключаются обязанности благочинного церковного округа?
— Это попечение и пастырская забота обо всех приходах вверенного благочиния. Под этим подразумевается и внешнее состояние храмов – на сколько они восстанавливаются, это и забота о том, как на приходах организована внутренняя жизнь: богослужение, миссионерское и духовно-просветительское служение. Хотелось бы, чтобы на карте Слободского благочиния не было «белых пятен», куда не ступала нога священника. Стараемся, чтобы даже в самых отдаленных селах и деревнях совершались молебны и, помимо богослужений, были встречи людей со священниками, чтобы была живая проповедь о Христе.

Также важна организация работы с молодежью, с детьми, забота о наших воскресных школах, контакт с теми людьми, кто от веры отпал, уклонился в секты и в раскол.

Не менее важны постоянные контакты с местной властью и открытый диалог с общественностью, даже если она не всегда позитивно относится к Церкви. Мы живём на одной земле, и перед нами стоят общие проблемы и задачи.

Важной гранью служения благочинного является поддержка молодых священнослужителей. Наверное, это служение старшего брата в семье – а это и ответственность, и целый ряд особых задач.

— Слободской особым образом отличается среди других районных центров участием представителей власти и попечителей в жизни приходов, которых можно встретить и за соборной молитвой за праздничными богослужениями. Вы ощущаете неравнодушие властей при решении разных вопросов церковной жизни? Расскажите о примерах взаимодействия, общих проектах, которые удалось реализовать совместными усилиями на благо Церкви и общества в Слободском благочинии?
— Да, в Слободском сложились добрые взаимоотношения сотрудничества между церковной и гражданской властью. У нас уже давно подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией города Слободского и Слободским благочинием Вятской епархии. И это не документ, который где-то лежит в шкафу под замком. Каждый год мы подписываем план реализации данного соглашения – что конкретно мы совместно делаем в течение года. Это возрождение наших святынь, помощь участникам Великорецкого крестного хода, это различные просветительские проекты, направленные на воспитание детей и молодежи, мероприятия для педагогов, различные социальные проекты.

Мы участвуем одновременно и в общецерковных проектах, и в городских муниципальных. За эти годы у нас накопился определенный опыт, сложились личные контакты и знакомства. Важно, чтобы слобожане жили как одна большая семья, ценили и любили свой город.

В таком же ключе выстраиваем отношения с администрацией Слободского района и муниципальных образований и сел, которые входят в состав Слободского благочиния.

Могу сказать, что если поступать по-христиански, если в основу жизни положить христианскую любовь, взаимопонимание и взаимоуважение, осознание того, что мы находимся на одной земле – мы много можем чего сделать. Хорошо, что люди отзываются, и мы можем вместе работать – опыт города Слободского это подтверждает.

— Расскажите подробнее о примерах взаимодействия и общих проектах.
— Если говорить об общих проектах, то наверно, больше всего нашумел проект, в том числе и в сети Интернет, с переименованием улиц в городе Слободском. Многим казалось это немыслимым и абсолютно нереальным, так как оказалось немало противников этого доброго дела.

Одни являлись противниками по идеологическим соображениям. Это те, кто живёт советским прошлым, и кому было дорого имя Ленина и других революционеров. Другие – люди, которые живут по принципу: «а Баба Яга против», против всего в силу своего вредоносного характера – против власти, и все что ни делает власть – все всегда будет плохо. Третья категория – люди, которых привела в заблуждение пропаганда о том, что переименование улиц дорого стоит, что требуется замена всех документов. Отдельные СМИ этим откровенно спекулировали, создавая явной ложью атмосферу общественного напряжения. Доводы о том, что затрат бюджета на это не будет, таких людей не убеждали.

Но жизнь показала всем, что замены документов не потребовалось. Каких-либо расходов администрация города Слободского не понесла. Меня поразило, с каким единодушием приняли депутаты Слободской городской думы ответственное решение о возвращении исторических названий улиц. Для многих из них это решение было принципиальным, кто-то пришёл к нему после долгих размышлений.

Город вернул свое лицо. Слободской стал одним из немногих городов России, где больше нет улицы Ленина и его отдельных соратников. Зато у нас вернулась Соборная площадь, улицы Никольская и Рождественская, появились улицы Екатерининская и А.С. Пушкина. Понятно, что эти названия более к лицу старинному городу, нежели улица Свердлова, Володарского, Большевиков или площадь Революции, которые уже стали достоянием прошлого. Город вернулся к своей исконной истории, что конечно, радует не только слобожан, которые уже к этому привыкли, но и приятно удивляет гостей города.

Но этот проект не единственный. Если говорить о ремонте храмов, то сейчас разрабатывается проектная документация ремонта самого древнего храма города Слободского. Это храм Архангела Михаила 1610 года постройки. Это святыня, которой мы особенно дорожим. Согласно преданию храм был построен при участии преподобного Трифона Вятского. Храм деревянный. Деревянные здания, наверное, столько не живут, а храм уцелел до нашего времени. И понятно, что необходимы определенные ремонтные работы, которые требуют серьезного научного подхода. Разработка проектной документации стала первым шагом в этом направлении. Она стала возможной благодаря сотрудничеству нашего Спасо-Преображенского прихода и Слободского краеведческого музея и финансовой поддержки Фонда президентских грантов.

В этом году полностью был отремонтирован фасад колокольни на Соборной площади – это уже был проект администрации города Слободского. Кроме того, слободским храмам оказывают помощь предприятия города Слободского. И мы видим, как город меняется на наших глазах: будь то Екатерининский собор, будь то храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», Храм Святого Духа в микрорайоне Демьянки, Христорождественский женский монастырь.

Многих вдохновляет пример нашего Владыки Марка, который не только регулярно приезжает в Слободской, но и постоянно помогает слободским храмам. Почти все они благодаря этой поддержке стали златоглавыми.

Конечно, слобожане тоже поддерживают эти благие начинания. Если требуется помощь и поддержка, мы обращаемся к руководителям предприятий и просим помочь. Отзываются и помогают – кто чем может. Не всегда это помощь деньгами, иногда это помощь строительной техникой, иногда помощь специалистами, которые могут произвести какие-то ремонтные работы.

Особенно приятно, когда слобожане участвовали в возрождении того или иного храма в качестве попечителей или строителей. Они потом рассказывают об этом своим детям, внукам, а плоды их труда становится достоянием всего города. Такие добрые дела людей объединяют.

И таких проектов много в городе Слободском. К ним относятся и праздники, которые проводит воскресная школа. Наша молодежь с концертами выступает на городском уровне. Встретив Пасху, Рождество Христово, День Петра и Февронии Муромских в храме, мы потом проводим празднование в честь этих торжеств на Соборной площади Слободского. У нас в городе проходит ежегодно фестиваль православной песни, приуроченный к Дню Крещения Руси. В этих мероприятиях участвуют не только воспитанники воскресных школ, но и учащиеся школы искусств, художественной школы, вокальные студии, хореографические ансамбли которые есть в системе дополнительного образования и учреждениях культуры как города, так и района.

— Традиционно слобожан можно встретить в Великорецком крестном ходе, причем не только среди паломников, но и организаторов Слободского лагеря. Расскажите подробнее, как вам удается угостить тысячи паломников свежим хлебом и чаем из самовара?
— Лагерь паломника в селе Великорецком — это еще один проект, который стал визитной карточкой города Слободского. В доковидные времена, когда можно было лагеря устраивать, наверное, все участники крестного хода запомнили, что такое чай и баранки от слобожан. Но дело не только в чае и баранках – палаточный лагерь, который был разбит, целый проект администрации города и Слободского благочиния, объединивший многих неравнодушных людей в одном добром деле.

Цель этого проекта была одна – оказать помощь в организации ночлега и питания участникам крестного хода – слобожанам. У нас традиционно из города Слободского очень много людей ходит на Великую реку. Пытались считать, насчитывали около пятисот. И тем не менее, хотя бы части из них хотелось помочь найти ночлег и горячее питание на время крестного хода в селе Монастырском и в селе Великорецком.

Когда мы организуем палаточный лагерь, снова обращаемся к предпринимателям города Слободского, к нашим прихожанам, к молодежи, волонтерам. И это духовное единство особенно дорого. Очень приятно, что в воротах лагеря уставших паломников традиционно встречает глава города Слободского. Иногда блины и хлеб выпекают депутаты слободской городской Думы, сотрудники администрации. Палатки устанавливают их родные и друзья. Всё это происходит не по приказу, а по зову сердца. В результате такого взаимодействия местную власть паломники знают в лицо, потому что действительно все из одного котла ели, вместе ночевали под одним небом в одном палаточном лагере, а главное – вместе были в святом месте и молились святителю Николаю. При этом устанавливаются живые человеческие контакты, когда можно ни где-то по интернету, ни путем жалоб или кляуз, а в живую проговорить и разрешить проблему, которая казалась неразрешимой.

Слобожане – беспокойный народ, и ко мне как благочинному, обращались многие старожилы города Слободского, вспоминая о том, как раньше ходили на Великую реку другой дорогой. Ходили напрямую из города Слободского в Великорецкое, минуя Вятку. Был свой маршрут по нашим старинным селам и деревням, многие из которых сейчас не существуют. Но память о том, что была своя дорога, в людях осталась. И конечно, возникло желание возродить этот путь слободского паломничества на Великую реку.

Над этим мы работали не один год, состоялась не одна экспедиция. Но Слава Богу, мы нашли эту дорогу, и уже ни один раз прошли по ней пешком из Слободского до Великорецкого и обратно. Так что эта традиция возродилась уже в наши дни.

Для подрастающего поколения это живое напоминание о том, какой когда-то была наша Слободская земля, которую бережно возделывало не одно поколение наших предков. Историческая память о них в нас должна сохраняться, и дорога на Великую реку через разорённые в советские годы сёла и деревни в этом помогает.

В селе Горохово мы соединяемся с Великорецким крестным ходом. Если идти из Слободского на Великую реку, то у нас разница с крестным ходом, которым идут из Кирова, всего два километра. Очевидно, что раньше крестьяне из Слободского ходили прямой дорогой и не топтали лаптей напрасно.

— За время священнического служения изменилось ли ваше мнение о том, каким должен быть батюшка?
— Не изменилось… Могут меняться условия служения, можно для себя открыть новые грани этого служения, приобрести определённый опыт. Ну а суть священного служения – она во все времена одна – это служение Богу и служение людям.

— Сейчас все храмы открыты, людей не преследуют за веру, должно быть священникам в современное время нести служение легче?
— Сложный вопрос. Наверное, у каждого времени свои сложности. Но убеждён, что в любое время будет помогать Господь, если увидит искреннюю веру со стороны человека.

Сложно сравнивать, потому что мы не знаем, каково было стоять у стенки перед расстрелом, каково пережить семье священника конфискацию дома, лишение всех гражданских прав, когда арестовывали отца, а матушка с детьми оставалась без всякого попечения. Мы не живем в это страшное время гонений, мы не знаем, кто такой уполномоченный по делам религий, например, с которыми имели дело отец Серафим и отец Геннадий, которых вызывали «на ковер» и требовали «объяснений» за каждое слово проповеди.

Но у нас время другое, и есть другие сложности и вызовы. Например, когда мы росли – не было интернета. Сейчас мы видим, поколение наших детей, наших подростков, их друзей, которые порой теряют голову от интернета и тех соблазнов, которые мы видим во всемирной паутине. Время ставит перед нами новые задачи.

А нынешняя эпидемия коронавируса – разве это не вызов? Это не сопоставимо, конечно, с масштабами Великой Отечественной войны, но когда мы видим сводки, что ежедневно умирает по 1100 – 1200 человек, это начинает настораживать.

Экономический кризис 90-х годов… вроде бы позади, но что будет впереди – мы не знаем. Сложно сопоставить разные эпохи в плоскости – легче или тяжелее.

Если же говорить о нашей вере и сравнить её с верой старшего поколения, здесь контраст будет более очевиден. Тогда сам приход в храм, само участие в исповедях, причащение, крещение ребенка, венчание брака, даже отпевание усопшего, порой для человека сопрягалось с риском потерять работу или получить серьезный выговор. Человека могли наказать за чтение Евангелия и даже за то, что он перекрестился, идя мимо храма. Такие проблемы были. Но были и те, кто приходил в церковь по зову сердца, не обращая внимания на сложности, с которыми было связано посещение храмов. Теперь, конечно, все это позади.

Сейчас пришло новое поколение прихожан. Храм открыт для всех, но порой мы сталкиваемся с людским равнодушием, с предвзятым мнением и совершенно необоснованной критикой Церкви, субъективным мнением отдельно взятых средств массовой информации, которые возводят откровенную ложь на священнослужителей.

К сожалению, приходится сталкиваться с недостойными моментами и в жизни самой Церкви, когда не всегда священнослужители исполняют свое служение должным образом, миряне не все ведут себя в храмах подобающим образом, некоторые позволяют себе «с высока» отвечать, а то и хамить вновь зашедшим прихожанам, с чем мы беспощадно боремся. Люди, которые в храм приходят много лет и ведут духовую жизнь, все-таки по-христиански должны помогать тем, кто только пришел на порог храма. 

Легче ли служить в период гонений или бороться с равнодушием и современным оскудением живой веры и христианской любви? Наверно, в какой-то степени нам легче, потому что не стоит вопрос – жизнь или вера. У нас сейчас есть все условия для полноценной христианской жизни, и в этом отношении нам легче. Тяжелее будет отвечать перед Богом, если мы этой жизнью не жили…

— А как жить по вере?
— Вспоминаются слова Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, который на небесах». Как это сделать? – Ответ на этот вопрос нам даёт Нагорная проповедь Христа и всё Евангелие. А пример такой жизни нам показывают святые. Если нам не знакома и чужда заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всей душой твоей и сердцем, и ближнего своего как самого себя», по меньшей мере, надо жить по совести и не делать другим того, чего себе не желаешь.

— Отец Евгений, вы также возглавляете Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, в связи с этим несколько вопросов. Чему учат детей в воскресных школах на приходах Вятской Епархии?
— Любая воскресная школа призвана научить полноценной христианской жизни, чтоб человек не жил, как сейчас делают многие молодые люди, по «своей» вере, а чтобы это была вера с опорой на опыт Святой Церкви, который должен быть осмыслен и воспринят и взрослыми, и детьми. Этот духовный опыт может стать надежной точкой опоры на жизненном пути.

— Зачем нужны в светских образовательных учреждения уроки Основ православной культуры?
— Считаю, что этот предмет необходим для любого человека, который считает себя культурным, грамотным, который любит и ценит историю России, потому что православие не вычеркнуть из истории и культуры нашей страны. Если мы хотим понять, что такое Московский кремль, понять полотна художников в Третьяковской галерее, фрески в православных храмах, понять вековые традиции нашего народа, основанные на православной вере, мы должны знать Основы православной культуры. Преподавание Основ православной культуры несёт мощный воспитательный потенциал, который обращает сердце ребёнка к вечным истокам подлинной духовной мудрости, которые могут стать надёжной нравственной основой на всю жизнь.

— А сами педагоги насколько, исходя из ваших наблюдений, знают, о чем говорят в области предмета ОПК, все ли из них читали Евангелие, Закон Божий, приступали к Таинствам Церкви? Каким образом ведется работа с учителями в этом направлении? 
— Да, такая проблема есть. Действительно многие педагоги впервые открывают учебник по Основам православной культуры и через него знакомятся с православной культурой. Многие из них были крещены в детстве, кто-то не был крещен, кто-то участвовал в Таинствах, поскольку является прихожанином того или иного храма, кто-то никогда к Таинствам не приступал.

Участие в таинствах не является задачей курса ОПК в современной светской школе, и все же для преподавания важно осмысление православных традиций. По меньшей мере, педагог должен знать то, о чем он говорит. Если мы говорим о Причастии, мы должны, хотя бы понимать, что это такое. Что такое вообще Таинства, Кто такой Бог, понимать суть нашей веры. И конечно, в этом отношении мы пытаемся педагогам помогать.

Отдел религиозного образования и катехизации участвует в подготовке педагогов по «Основам православной культуры». Это курсовая подготовка, которую проходят все педагоги Кировской области в Институте развития образования и на других площадках нашего региона. Руководство Института развития образования и других площадок обращается к нам за помощью с тем, чтобы священнослужители, преподаватели Вятского Духовного училища прочитали блок лекций, связанный с историей православия, православным вероучением и богослужением.

Кроме того, у нас есть система методического сопровождения преподавания данного предмета. Мы ежеквартально проводим вебинары в Институте развития образования, в которых могут принять участие учителя из любой точки Кировской области, даже из самых отдаленных сел с помощью сети Интернет, задать вопрос в прямом эфире, получить ответ на него. Мы поурочно разбираем разные темы в рамках курса.

— Сами педагоги охотно откликаются на участие в таких дистанционных занятиях?
— Участники есть. Когда педагог начинает преподавать данный предмет, он осознает, что если говорить о Боге, если говорить о нашей вере, необходимо с этим сложным миром разобраться самому, его понять. Курсовой подготовки здесь явно недостаточно. По этой причине педагоги участвуют в данных вебинарах.

Кроме того, наш отдел открыт для живого общения. Педагоги знают телефон, электронную почту нашего отдела, и порой мы консультируем преподавателей курса по вопросам, которые вызывают у них затруднения. Такая живая связь у нас есть.

— В преддверии Нового года люди часто желают друг другу счастья, вкладывая в это слово свой смысл. В чем для вас заключается счастье? 

— Наверное, отвечу как священник. Есть такое славянское слово – «блаженство». «Блаженство», если перевести на русский язык, это тоже означает счастье. У нас есть Заповеди блаженств, которые являются основой Нагорной проповеди Христа Спасителя. Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом «блаженны», то есть счастливы:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1–12).

Для любого христианина – это заповеди счастья. Хочешь быть счастливым – живи по Евангелию. Так Господь нам заповедовал. И будешь счастлив, и велика будет награда на небесах, и помощь Божия в этой земной жизни.

– Отец Евгений, спасибо за содержательную беседу!

Беседовала Лада Баева

Фото

Возврат к списку